Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Лоббист в законе

Раньше Джордж Вулф был фермером, а сейчас - профессиональный лоббист. Он добивается принятия одних законопроектов и отмены других. И все это - на коммерческой основе. То есть Джордж вполне легально зарабатывает лоббированием. Встреча с ним была запланирована программой пребывания нашей группы в штате Пенсильвания (США) в рамках программы «Открытый мир» в сентябре этого года. Беседа с профессиональным лоббистом вызвала у нас большой интерес, ведь официально такой профессии в России пока не существует. Хотя существует огромная необходимость законотворческих инициатив и обращения в различные органы власти для решения насущных экологических проблем.

А теперь - слово Джорджу Вулфу:

- Как работает лоббист и как устроена ваша система лоббирования?

- Мы берем актуальную тему или проблему и создаем документ, в котором четко описываем, какие преимущества дает предлагаемая нами система решения, объясняем ее рентабельность, необходимость.

К примеру, в настоящее время в нашем штате существует проблема с малыми плотинами предприятий. Эти плотины уже отработали свое, разрушаются, но за долгое время их эксплуатации за плотинами накопилось от 50 см до 6 м отходов производства (лесопиления или переработки шерсти). Плотины сносят, чтобы оставить открытый проход для рыбы, но поступающая вода смывает и скопившиеся отходы. Они загрязняют реку Сасквахэна, потом все это скапливается в Чезапикском заливе. Именно поэтому были введены законодательные ограничения для фермеров и строителей, чтобы в результате их работы новые осадки не образовывались.

Кроме того, мы занимаемся и проблемой естественного размыва берегов. И эта проблема не так легко решается, поскольку в штате Пенсильвания 2600 городов, городков и поселков и в каждом - орган местного самоуправления, а, значит, много местных правил и нормативов. Чтобы прийти к какому-то общему знаменателю, приходится работать со всеми. Это колоссальный труд - привести всех к общему мнению.

Сначала мы оценили эрозию почвы по берегам реки, довели эти сведения до всех фермеров и всех застройщиков. Как один из методов предотвращения эрозии практикуем посадку трав с глубокой и разветвленной корневой системой. Потом их биомассу используем на силос и биогаз. Получается, что мы и воду очистили, и энергию получили, и есть корни, скрепляющие почву. Органика еще и удобряет ее... Кроме того, порой приходится обращаться в правительство, если нужно провести какие-то научные исследования, а предприятия частного сектора неспособны сами финансировать их.

- Кто бывает инициатором этой работы?

- Компания или общественная организация, иногда просто отдельные люди (к примеру, засеять берега травой предложили те, кто занят сельским хозяйством). Затем мы всю эту информацию доводим до сведения губернатора и членов нашего законодательного собрания, а также федерального правительства. Мы уже знаем, кому и что надо послать. Но самое лучшее в этой ситуации - личный контакт, то есть надо попасть с этой бумагой на прием к официальному лицу. При этом вы должны быть готовы ответить на любой вопрос, знать плюсы и минусы программы, которую представляете, продемонстрировать прецеденты, как где-то это уже срабатывало и принесло положительные результаты. Ведь вас обязательно спросят, как это отразится на гражданах...

Если официальное лицо с вами не соглашается, нужно мягко, но решительно все-таки попытаться его убедить. А до этого - убедить его избирателей, рассказать, как наличие этой проблемы или решение ее может отразиться и на их жизни, чтобы они тоже связывались со своим избранником - сенатором или конгрессменом и с вашей помощью бомбардировали его письмами, звонками...

- У нас это называется «факсовая атака».

- Факсовая атака - это не очень продуктивный метод. Факс может послать кто угодно, на месте могут не поверить, что эта бумага исходит именно от вас.

- А как сделать, чтобы поверили?

- Должны быть живые подписи, печати. Если знают ваш голос, то можно звонить по телефону. Факсы и телеграммы не очень работают.

- Как вы выбираете проблему, за которую возьметесь?

- Первое, я должен поверить в то, что это справедливое, заслуживающее внимания дело. Надо, чтобы я сам хорошо понимал его суть. Сидящие на разных постах официальные лица - обычно люди умные, они легко отличают, понимаете ли вы сами, о чем говорите. Никогда не лгите тому законодателю, с которым встречаетесь, если хотите сохранить репутацию. Говорите честно и прямо.

- Успешность ваших действий стопроцентная?

- Иногда не все получается сразу, требуется значительное время. Но надо быть настойчивым. У нас однажды, 30 лет назад, возникло понимание того, что необходимо законодательство по управлению водными ресурсами. В то же время, 30 лет назад, мы составили программу на эту тему. Тогда некоторые сочли нас ненормальными. Хотя проблем было много. К примеру, в районе Филадельфии бывают такие засушливые периоды, когда уровень воды в колодцах у людей падает настолько, что туда начинает проникать морская вода. Эта проблема была очень острой 30 лет назад. Вот создали общественное мнение и добились результата. Через 32 года был принят закон о водных ресурсах штата Пенсильвания. Если вы верите, что ваше дело правое, не сворачивайте быстро свою палатку и не уходите домой.

- Кто пишет законопроекты?

- Как правило, в написании законопроекта принимают участие сами лоббисты, но уже после того, как эта проблема обсуждена со всеми заинтересованными сторонами. Лоббист все время работает с различными комиссиями и коалициями. Когда ко мне обращаются с какой-то проблемой, я стараюсь взаимодействовать со всеми организациями, которые занимаются подобными вопросами. Ведь если вы хотите добиться каких-то изменений от правительства, надо объединить усилия всех заинтересованных сторон.

- Сколько человек во власти нужно убедить, чтобы добиться принятия законопроекта?

- В палате представителей штата Пенсильвания 203 человека. В сенате - 50. Надо набрать больше половины голосов в каждом законодательном органе. Считайте - 102 представителя палаты и 26 сенаторов. А вообще, нужно войти в контакт со всеми членами законодательного собрания.

- За чей счет происходит работа над законопроектом? Охрана окружающей среды часто имеет не материальную, а моральную необходимость. А кто платит за то, чтобы собрать информацию?

- Это разными способами происходит. Во-первых, правительства городов или городков, которые заинтересованы в том, чтобы улучшить качество воды, делают свою работу на местах. Те люди, которые работают в комитетах, тоже берут на себя часть работы, если вам удалось их уговорить. А нам платят те люди, которые заинтересованы в возникновении и принятии того или иного закона. Они собирают средства и оплачивают наш труд.

- Какова методика оплаты?

- Как правило, у нас есть единовременная сумма за начало любой работы, а дальше все зависит от того, насколько трудное это задание и велики ли расходы на поездки. Есть определенные расценки на виды деятельности. Мы составляем смету.

Вот пример. Много лет назад в одном городке Пенсильвании издали местный указ, как содержать цистерны, в которых перевозят молоко. Все молоко должно было перевозиться в определенных цистернах, которые стоили на 3-5 тыс. долл. дороже, чем цистерны, которые использовали в других местах. Предприниматель, который их производил, сказал, что дальше так продолжаться не может, поскольку у фермеров нет денег на новые цистерны и они их не покупают. В сельскохозяйственном министерстве штата ему посоветовали обратиться ко мне, чтобы я ему помог «убить» этот закон. Я ответил, что не думаю, что это возможно сделать, но попробую разузнать что-нибудь, и придумал способ, который мог бы сработать. Этот человек нанял меня, чтобы я попробовал, а также обратился к другим производителям этих цистерн, чтобы вместе скинуться и оплатить мою работу. Но те другие ответили: «Ты ненормальный, мы не будем принимать в этом участие». Но потом нашлась еще одна компания, поддержавшая нас, и мы запустили мой план. Четыре года потихоньку двигались и, в конце концов, приняли закон, который отменил требование местной санитарной инспекции. В один прекрасный день на предприятии, где делали цистерны, появился инспектор и выставил им счет на десятки тысяч долларов. А мы ему: «Извините, уже принят новый закон!»

- Как стать лоббистом?

- Успешный лоббист должен знать суть предмета. Поэтому я никогда в жизни не возьмусь, например, за вопросы банковской системы. Я всю жизнь был фермером. Эту тему знаю и в ней работаю.

- Вы, наверное, начинали эту деятельность еще в своих интересах, будучи фермером? Расскажите о первом вашем деле.

- У фермеров есть грузовики. Когда не сезон, они сдают их напрокат для перевозки шкур. Таким перевозчиком был и я. В 50 годы у нас существовал закон, по которому за перевес груза брали штраф. Но люди решили, что раз уж все равно поймают, лучше перевозить больше, и грузовики ездили сильно перегруженными. К примеру, в штате Нью-Йорк пошлину за дороги платили по тоннажу на милю. Меня «замели» в пятницу и выписали штраф в 1000 долларов. Послал телеграмму домой: пришлите деньги. Но это было вечером, после захода солнца, когда банки закрыты, и поэтому только в воскресенье во второй половине дня я эти деньги получил. А все это время провел в тюрьме.

Выйдя из тюрьмы, я отправился в Ассоциацию перевозчиков грузов, членом которой являлся, и сказал своим коллегам: «В штате Нью-Йорк дурацкий закон. Давайте добьемся его отмены!» Мой друг был членом палаты представителей в Пенсильвании и ратовал за такой же закон в штате Пенсильвания. Он сказал, что все фермеры хотят, чтобы этот закон был проведен. «Почему, - спрашиваю, - хотят»? Он отвечает: не знаю. Я выяснил, что железные дороги провели мощную работу с фермерами, чтобы вставить палки в колеса тем, кто занимается автомобильными перевозками.

Первое собрание я провел в Ассоциации перевозчиков с представителями фермерской ассоциации. К тому времени я уже не мог по состоянию здоровья сам заниматься перевозками. И мои коллеги наняли меня, чтобы я убедил фермеров, что такой закон не нужен. У себя в штате мы не дали его принять. С тех пор я и начал этим заниматься.

- А заказов много?

- Сейчас у меня 15 клиентов. Все имеют отношение к сельскому хозяйству. Я работаю в организации, где всего 25 лоббистов. У каждого - свои клиенты. У нас партнерство, мы вместе снимаем помещение.

- Сколько всего законопроектов было принято при вашем участии?

- Где-то 200. Причем более важным, чем принятие новых законов, я считаю работу по остановке плохих законопроектов. Таких была пара тысяч. И тут в одиночку ничего не сделаешь. Надо работать с людьми, организациями. Я работаю с такими, как Ассоциация фермеров, Бюро по делам ферм, экологические организации... Причем главное тут - не завязывать в процессе работы личных отношений. Потому что утром вы можете работать, защищая одно направление, а во второй половине дня стать ему оппонентом.

- Получается, что лоббиста могут нанять те, у кого есть деньги, и законы меняются в пользу людей с деньгами. А занимаются ли лоббисты благотворительностью, могут они сделать что-то полезное просто так?

- Я представляю организации, снабжающие продуктами неимущих - так называемые «продуктовые банки», бесплатно представляю донорские организации, которые собирают кровь. Сам уже сдал свой тридцать второй литр крови. Так что, как видите...


Записала
Ольга ЧУПАЧЕНКО.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность