Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Путь к детям

Остров надежды

«На одних страшилках далеко не уедешь. Нужны экологические праздники!» - полагает Татьяна Петровна КУДРЯВЦЕВА - увлеченный педагог экологической ассоциации «Дети Балтики» (Природная школа Остров), что в Санкт-Петербурге.

Очень интересным оказалось ее выступление на форуме «Великие реки» (Нижний Новгород, май 2005 г.). Читайте!

«Мы обветрены, мы просолены...»

- Что такое Природная школа Остров? Во-первых, жизнь на природе. Чай из трав, обед у костра, общение с зеленым миром... Попутно выясняется, что мальчики не умеют рубить дрова, девочки не умеют сварить макароны с тушенкой. Мальчик не подает девочке руку, когда она выходит из лодки... Приходится очень многому учить, и в нашей природной школе это действительно удается. У нас предусмотрена целая лестница развития. На первых порах очень хотелось бы, чтобы дети научились комфортно чувствовать себя в природе. Все знают, что нет плохой погоды, а есть плохая одежда. Это первое, чему нужно научить ребенка. Чем и как питаться... Есть такая программа, по которой мы даже в нашем мегаполисе учим детей отличать съедобные растения от других. Предлагаем детям пофантазировать, как бы они выжили здесь какое-то время без связи с внешним миром. Когда ребенку становится комфортно, он начинает что-то видеть, что-то понимать, тогда он готов исследовать и изучать окружающее.

Походы - отдельная песня. Например, ходим по Неве на лодках - шестивесельных ялах или четырехвесельных пэлах. Все 74 километра - от истока до устья! Помогают нам Институт Кораблестроения и военные моряки. Каждая такая детская экспедиция со своей определенной темой. Мы делим команды на правый и левый берег, всем даем задания. Школы городов области очень любят этот наш сплав. Они тут - принимающая сторона. Нас встречают, кормят-поят, мы общаемся. Эта общность остается и потом: наши невские друзья участвуют во всех наших проектах.

Первый день похода всегда очень сложный. Тяжело грести, нет слаженности. Но к пятому-шестому дню мы видим единую команду, которая работает очень четко. Вот маленький эпизод на тему. Сели мы в лодки, отчалили, выстроились, пошли. И вдруг из одной кто-то бросил в воду фантик. Ребята в другой лодке тотчас же отреагировали: «Что там за салаги такие? Почему они мусорят, да еще и в Неву?!».

...Одно дело гуляя, наблюдать реку с гранитной набережной. Другое - попасть в шторм на яле. Грести, выбиваясь из сил, до нитки вымокнуть, почувствовать локоть друга. Спать потом без задних ног на берегу! Встретить солнечное утро!

Или, например, сколько угодно можно рассказывать ребятам о войне. Но как-то причалили около Невской Дубровки, вода как раз была низкой. А там ведь когда-то шли бои - затяжные, тяжелые. И вдруг - о ужас! - у каждого ребенка в руке я вижу штык или каску, а то и лимонку! Костер оказался рядом с противотанковой миной! А может, кто ее подтащил?! Вообразите наш педагогический столбняк. Мы, конечно, сразу же погрузились и отчалили. Все опасное отобрали, другое разрешили оставить. А дети-то, пусть и ценой наших нервов, прикоснулись к живой истории!

Да или просто увидит человек родную школу из лодки: ах, вот, оказывается, как выглядит она с середины реки!

Такие походы удивляют, сближают, воспитывают: видно - кто есть кто, дети лучше узнают себя в таком суровом зеркале отношений, общаться как-то по-другому начинают.

Природная школа предполагает решение целого блока вопросов, соответствующих нашей лестнице развития и нашей философии в целом.

Идя по этой лестнице и научившись понимать природу, ребенок готов ее защищать и помогать ей.

Кто пишет протокол, кто - дневник

Что еще у нас есть? Водная программа «Исследователь природы Балтики». Ей около десяти лет. Началась она со шведского протокола «Исследование побережий». Там был перечень вопросов и заданий для детей. Поначалу они просто отправляли ответы на эти вопросы в шведский фонд WWF. Потом оказалось, что проблем слишком много для этого круга вопросов, и наши педагоги постоянно его расширяли. В результате появился целый комплект протоколов на самые разные темы. Исследование рек и озер, отдельно - морских побережий. Исследование полей и лугов, отдельно - парков и леса. И получился еще один комплексный протокол, который мы называем «Повестка XXI век». Он вобрал в себя несколько тем. Тут и проблема энергоресурсов, тут и проблема сточных вод, и продуктов - что мы покупаем... В этих протоколах по две части: одна в помощь учителям, вторая непосредственно для школьников. Так вот сначала все сводилось к заполнению и сдаче протоколов, а потом оказалось, что школьники и учителя гораздо шире используют их.

Ну, во-первых, протокол позволяет работать в режиме мониторинга. То есть, можно с анкетами выходить на свой объект в разное время года. А во-вторых, в школе копится материал, разные классы работают в режиме эстафеты. И появляется возможность отследить какие-то изменения за несколько лет.

Для того чтобы объединить всех работающих по этому проекту, мы придумали два мероприятия. Лет шесть назад нам в руки попали в большом количестве семена из Швеции. И мы придумали программу «Семена дружбы». Как и у вас, наверное, большинство наших школьников на лето уезжают на дачи и, как правило, ничего серьезного там не делают. Специально для них мы придумали «Дневник огородника», выдали его школам вместе с наборами семян и предложением летом поработать, а потом провести «Праздник огородника» с рассказами ребят о том, что у кого получилось. Так вот, осенью они даже принесли показать неплохие урожаи! Дневник дисциплинировал, требовал следить за погодой, за экологическими показателями, давал возможность выразить свои радости, огорчения. Требовал мнений мам, бабушек, других наставников.

В полученных обратно дневниках мы нашли очень много откликов изумленных родителей, которые порой не узнавали своих детей в их старательной, добросовестной, серьезной работе на огороде. Некоторые даже подсчитали экономический эффект детского труда - он получился вовсе не маленьким! Такая вот вышла интересная летняя программа.

Речной рюкзак

Реки - главная наша забота, и мы создали сеть из школ, что работают вместе по проекту. Государственные школы, в общем-то, нищие: ни оборудования, ни методических разработок приобрести не могут. Года три назад мы придумали такой «экологический рюкзак». В добротный средних размеров рюкзак упакованы маленькие наборы, позволяющие, скажем, в речной воде определить порядка 16 компонентов или параметров.

Так вот, вместе с одной организацией мы собрали 8 штук таких полевых рюкзаков. Оставили два у себя в городском центре, а остальные распределили по области. Какая-нибудь школа берет у нас рюкзак и с ним работает. Взамен мы просим делиться с нами результатами исследований. Так постепенно создаем свой банк данных по малым рекам. Очень важным для нашей школьной сети мы считаем использование единых исследовательских методик. Всем известно, что различные «взрослые» организации применяют не одинаковые методики, а каждая свои, и результаты потом трудно сравнивать. А нам проще, удобнее работать, причем и на долгую перспективу.

Есть у нас ряд конкурсов, связанных с водой. Один из них - «Чистая вода» - проводит кафедра гидробиологии нашего университета. Всегда этот конкурс превращается в праздник, а заодно и знакомство с будущей Alma mater. Победителей таких конкурсов освобождают от экзаменов и принимают на учебу только по результатам собеседования.

Региональный этап большого всероссийского конкурса водных работ у нас называется «Чистая капля воды». Предпочтение там отдают проектам, имеющим большое практическое значение. И в этом году было много удивительного! Ребята предлагают способы реставрации водоемов, например, используя высшую водную растительность. Или оригинальный проект очистки ливневых стоков. Взрослые, опытные специалисты удивляются. Мы, говорят, об этом еще только думаем, а дети уже предлагают готовые решения!

Поскольку школьникам не всегда интересно и доступно заниматься гидрохимией или гидробиологией, мы предлагаем специальную разработку для визуальной оценки реки, озера или ручья. Результат выражается в некоторых цифрах, которые тоже можно сравнить и поставить своему водоему оценку в баллах.

По ходу дела мы стараемся применять по возможности более простые, наглядные и доступные разработки. Конечно, тут очень кстати приходятся таланты и способности ребят. Например, берем три хороших детских рисунка. На первом - речка, активно загрязняемая промышленными стоками. На втором - слегка замусоренная туристами. На третьем - идеально чистая. Работа называется «Три угла». Мы раскладываем рисунки в разные стороны и предлагаем детям поразмышлять над вопросами: кому хочется искупаться, и в какой реке, и почему? Или построить дом на какой-нибудь из речек? Сначала работают отдельно три группы, потом обмениваются мнениями и, наконец, решают, что, как и на какой речке нужно делать.

Такая игра может быть на любую тему и для школьников самых разных возрастов! Например, старшеклассники на более серьезном и конструктивном уровне решают, нужна ли дамба и что это вообще такое для Невской губы. В этом споре, в свободном, игровом обмене мнениями рождаются новые идеи, порой неожиданные выводы. И нередко молодые люди определяются в своих отношениях к тем или иным событиям, фактам, обстоятельствам.

Игротека

Вот еще игра. Я предлагаю детям картинки с изображением различных материалов. На каждой написано «Природа может переработать это за такое-то время» - за месяц или, скажем, за тысячу лет. Затем выходим на берег реки, и я говорю детям: «А вот сейчас мы будем делать музей мусора». И по заданию из того, что видят, они выбирают предметы одного «срока утилизации».

Затем назначается «экскурсовод», который пытается объяснить, почему природа только за 1000 лет сможет одолеть вот эту кучу стеклянных бутылок. И как нужно поступить с тем или иным материалом. Все это проговаривается и затем исподволь начинается уборка берега. Вместо принудиловки получается осмысленное дело помощи природе. Да еще остается у детей полезная информация, которой нынешние взрослые чаще всего не владеют.

Другая игра, призванная показать детям, что в природе есть всё. Делаем простые карточки (мы их называем «ребусы»). На них написано, к примеру: найди сухое и мокрое; найди зеленое, желтое, коричневое; найди мягкое и твердое, найди живое и мертвое.

Каждая из нескольких небольших групп детей получает свой «ребус», пространство и время для поиска. Потом дети возвращаются со своими находками и пытаются объяснить, почему они считают так, а не иначе. Эту игру тоже можно модифицировать до бесконечности и закладывать в нее для усвоения детьми самые разные материалы.

Учебник кролика Джелли

Есть еще у нас в Санкт-Петербурге программа «Джелли Джем - друг природы». Так зовут кролика, которого придумала американка Джуди Фридмен. Он легко рисуется или шьется. Кролик попадает в типичные экологические ситуации, что-то пытается понять. Дети обычно рисуют его в разных эмоциональных состояниях. Есть простой учебник по экологии для маленьких с английским языком. В нем задачки, кроссворды, статистическая информация... Некоторые школы успешно работают по нему.

Интересно, что этот учебник мы стали использовать и для работы со старшеклассниками, правда, немного в другом плане. Мы предлагаем им встать на позицию редактора этого учебника и попробовать понять, все ли основные экологические проблемы тут затронуты. Правильно ли они освещены и что можно добавить.

Сrazy, объединяйтесь!

По необъятной теме «Исследователь природы Балтики» мы проводим очень много семинаров с тренингами для учителей. Работаем, что называется, и вглубь, и вширь. Вглубь - это когда появляются новые анкеты. Мы собираем всех постоянных участников работы и знакомим с этими анкетами. Допустим, мы знаем: в Павловске замечательные поля и луга. И договариваемся с местным Домом детского творчества, что приедем с семинаром. Они с удовольствием нас принимают, и мы там занимаемся. А потом кто-то другой предлагает свою территорию для другой темы, и мы едем туда. Идет, так сказать, обмен территориями, мы еще лучше узнаём друг друга.

А что такое вширь? Это значит - привлечь к работе побольше учителей. Однажды кто-то из иностранцев спросил, какие люди у нас занимаются экологическим воспитанием. И кто-то из наших нашелся, сказал: crazy (чокнутые). И это удивительно точное определение! Увлеченные люди, отдающие работе массу времени и сил. Чаще всего они за свой энтузиазм просто получают по башке. Отсюда такая живость и восторг в работе. И, в общем-то, в городе один и тот же тесный круг фанатов экологического дерзания. А дело-то требует очень многих голов, сердец и рук! И потому мы проводим ознакомительные семинары: надо выявить новых crazy и привлечь их к нашим делам. А может - кто знает! - самим заразиться от них новым энтузиазмом.

В наших школах сейчас, к сожалению, то и дело сокращаются время и возможности для экологического образования. Значит, необходимость и ценность образовательной работы с детьми общественных организаций растет день ото дня. У нас в городе довольно большая, разнообразная и насыщенная идеями-проектами экологическая тусовка. И мы, ее активисты, приходим на какие-нибудь городские общешкольные конференции, рассказываем там о детской экологической работе в Санкт-Петербурге. Рассылаем по тем же школам массу информации. Приглашаем ребят и педагогов на все наши мероприятия. Однажды наладив и регулярно поддерживая такие связи, мы крайне редко теряем кого-то. Наоборот, многие коллективы уже сами нас находят.

А кому с чем работать, школы выбирают сами. Например, одна берет себе энергетику. Причем, все классы - на подходящем для каждого возраста уровне! Маленькие осваивают материал при помощи каких-то игр и героев мультяшек. Старшеклассники делают серьезные проекты.

Другая школа занимается проблемой бродячих животных. Изо всех сил пытаются привлечь к ней внимание общества. Предлагают свои решения. Раздают-рассылают анкеты, проводят социологические опросы, пишут статьи.

Учителя - удивительные люди, часто из ничего могут сделать нечто! У одних на участке только три дерева, и больше ничегошеньки. А они придумали программу «Мое любимое дерево»! В младших классах каждый ученик пишет письмо своему дереву, что-то рисует, ходит засыпать его снегом. С этим деревом общается, уважает в нем живое существо, непохожее на человека, загадочное!

Есть у нас несколько моделей школ, которые называются агроэкологическими. Обычно это школы за городом: у них очень большие площадки, много земли, где школы выращивают фрукты и овощи для себя. У ребят это вместо производственной практики. Некоторые школы делают акцент на экологически чистых агротехнологиях и глубоко «въезжают» в эту тему. Собирают коллекции, придумывают очень интересные знаки для такой продукции... Другие перерастают интерес к огороду, идут дальше. Например, высаживают кедры, делают это в виде акций, приглашают гостей. Бывает очень интересно. Значит, появилась потребность в чем-то более возвышенном, красивом, а не только съедобном.

Некоторые школы шефствуют над парками. Убирают их, ведут мониторинги, составляют паспорт для своего большого живого друга. К сожалению, в городе идет колоссальное наступление на природу! Пресса просто ломится от негатива. Даже Приморский парк Победы, созданный людьми сразу после войны - замечательный, где есть лебединое озеро, не миновала сия участь! Часть его оборотистые господа просто оттяпали под какое-то аттракционное чудище - «Диво-парк». Текут жуткие деньги, с утра до ночи гремит «музыка». Из уцелевшей части уходят белки, улетают птицы! О прежнем биоразнообразии нет уже и речи. Как высоко не обращались создатели того, истинного парка, коммерческий дух оказался крепче духа старых блокадников!..

Когда мы все вместе встречаемся, ребята не только о своем рассказывают взахлеб, но и с огромным интересом слушают другие школы. Бывает, меняются темами, чтобы потом сравнить, у кого получилось лучше, красивее, результативнее.

В последнее время такое общение школ устраиваем каждый месяц. И коллективов с каждым разом приходит все больше. Глядя на это, даже городское Министерство образования чаще стало выходить из оппозиции. То и дело берет нас под свое крыло и бесплатно предоставляет прекрасные залы Аничкова дворца (городской Дворец детского творчества). Они потом поставят галочку, дескать, провели конференцию детских экологических проектов. И нам очень хорошо: мы роскошно пообщались, почувствовали свою силу, узнали много нового, обменялись взглядами, навыками, приемами, да еще и сэкономили при этом.

Диалог с властью: нужны праздники!

К сожалению, не во всех районах понимают нас местные власти. Где конкретный человек, руководитель, одаривает нас пониманием - там зеленая улица. Очень здорово в том, что касается экологического образования, нам помогает НПО «Крисмас». Там разрабатывают оборудование, методические материалы, дают деньги на мероприятия, во время которых еще и подарки делают школам. А где-то не очень получается, бывают даже и контротношения, нас не пускают ни в школы, ни в дома творчества. Ситуация по городу и области очень разная.

Как пытаемся мы вести диалог с властью? Хотим не единожды быть замеченными, а всегда оставаться на виду! И для этого есть несколько глобальных мероприятий. Например, «Неделя охраны окружающей среды» в Санкт-Петербурге. Все занимаются экологией или хотя бы думают и говорят об этих проблемах. И мы, общественники - природоохранники, оказываемся в центре внимания.

Весной бывает месячник «Защита от экологической опасности». Тоже способ привлечь внимание самых разных слоев горожан. Здесь и праздник «С днем рождения, Нева!», который мы прочно вписали в городскую программу. В прошлом году была акция «Блеск и нищета берегов!». Одни команды школьников должны были найти на берегах блеск, другие - нищету и как-то свои взгляды и мнения оформить.

Создали мы форум «Социальный Петербург». На нем представлены наши общественные организации - самые разные, которые за государство делают его социальную работу. Там-то мы и выяснили, что кроме Greenpeace люди никого из наших не знают! Все вместе решили: надо с этим что-то делать! Собрали свой собственный форум - экологический. С кем-то там размежевались, но главное - объединились, с кем было суждено.

И вместе стали работать уже на уровне более высоком. В другой весовой категории. Например, письмо к Матвиенко подписали около двух десятков организаций. И оно не осталось без внимания. А подписала бы одна школа Остров - да кто о ней там знает! Мы договорились, что теперь всегда будем друг другу помогать. Тем более что такой организации, как «Дронт» в Нижнем Новгороде, у нас пока нет. Но все-таки экологическая коалиция теперь есть!

Вот, скажем, у того же Greenpeace есть проблема с проведением акции по раздельному сбору мусора - мы идем помогать. Почти все организации нашей обоймы. Или взять недавнюю акцию «Живая земля», совместно с одной коммерческой фирмой. Ей это было нужно для рекламы, а мы свои цели преследовали. Ее работники насыпали огромное количество пакетиков живой земли. Дети раздавали их людям, приговаривая: «Посмотрите, какое дерево - совсем без почвы! Пожалуйста, подсыпьте ему земли!». Многие откликнулись, и мы немного привели в порядок сквер.

Пытаемся представлять свои дела с высоких трибун. Это значит, прежде всего, эффектно показать результаты, достижения наши. Вот, скажем, делаем экологическую аллею из стендов по результатам работы. Их оформляют ребята из школ или домов детского творчества - те, что работают над выбранными проблемами. Или показывают активные тренинги. Или сидят ребята с оборудованием и ведут диалоги с незнакомыми людьми, рассказывают о своей реке или знакомят с приборами. Часто бывают очень интересные, живые контакты. Дети как бы «учат» взрослых, понимают свою значимость, и такая живая форма нравится им гораздо больше обычных отчетов.

Наконец, мы поняли, что нужны красивые и веселые праздники: не может больше наша работа обходиться одними только страшилками. Особенно для детства. И мы заметили, что властные структуры гораздо охотнее откликаются на предложения провести праздник. Когда ты приходишь в муниципалитет и говоришь: давайте проведем фестиваль реки Карповки, там обычно отвечают: «Ой, давайте!» Слово фестиваль их очаровывает. Мы же в свою очередь в этот праздник вносим те щемящие ноты, которые хотели бы озвучить. Рассказать, к примеру, о трубе, льющей кипяток в ту же Карповку. Поверьте, на праздничном фоне такие речи производят неизгладимое впечатление! Все с негодованием начинают говорить: «Как же так?! Давайте искать виновных!» Происходит обмен мнениями, данными, и нам удается найти сначала какие-то зацепки, а потом и рычаги.

Задушевная экология

Мы считаем, что экология - это не только география, биология, химия, физика, математика, но еще и сфера искусств. В связи с этим пониманием у нас появилось направление деятельности, которое условно можно назвать экологией души. Соответствующая секция набирает силу: в этом году было очень много работ на гуманитарные темы. Мы видим, что у ребят есть необходимость так выражать свои чувства и мысли о родной природе, в частности, о Балтике. Рассказывают, как они видят ситуацию и что хотели бы или могли сделать. И у нас есть специальная гуманитарная премия в честь знаменитой покровительницы искусств Великой княгини Елены Павловны, которая создала в Петербурге одну из школ.

Именно из-за необходимости заниматься экологией души больше всего внимания уделяем детским садам. По той простой причине, что ребенок формируется до трех лет. Максимум - до пяти-шести. Вот пример из повседневности.

Как-то в Санкт-Петербурге я проходила мимо престижной экологической школы. И увидела: подростки лет двенадцати играют в ножички. Весело и бездумно втыкают их в ствол большого тополя. Я сказала им: «Ребята, что же вы делаете!? Дерево ведь живое!» Тогда один мальчик взял нож и стал бросать в землю, говоря при этом с улыбкой: «Скажите еще, что земля живая, и мы вместе посмеемся!» Такая хорошая и даже престижная экологическая школа... Чему же в ней учат и причем здесь душа?

Простая передача информации школьникам, на мой взгляд, ничего не дает. Сейчас все озабочены лекционными курсами в школе. И дети, когда им самим предоставляют выбор, все реже выбирают естественнонаучные направления. Резко упал, так сказать, научный, умственный интерес к биологии, экологии. Психологи, правда, успокаивают. Говорят - все это теперь очень востребовано в том плане, что ребенку надо кого-то любить. В естественные науки - через любовь к живому. Если малыш не научился любить живое, обнимать-ласкать, кормить, заботиться о кошках-собачках, ежиках-кроликах, братиках-сестренках, то сухое изучение пищевых цепочек (к примеру) впоследствии почти ничего ему не даст.

Работать надо начинать еще с малышами, и заниматься именно воспитанием - в самом задушевном и огромном смысле этого слова. Был такой случай: вернулся детский сад с нашего Острова, а осенью пришла к нам одна мама и говорит: «Что вы сделали с моим ребенком?! Он все лето ходил по дачному поселку с полиэтиленовым мешком, собирал мусор и делал замечания взрослым!» Для нас это стало очень обнадеживающим сигналом, важным таким лучиком: для человека теперь это - норма! А те, кто рядом - призадумались. К сожалению, как правило, родителям некогда заниматься таким чутким и незаменимым любовным воспитанием. Оно у нас вообще куда-то ушло. Ну, а мы... мы, так сказать, пытаемся и надеемся достучаться до ребят, до взрослых.

Шведам вот удалось. Однажды мы съездили, посмотрели, как работают природные школы у них - здорово! Потом и они приехали к нам, ходили с пакетами и собирали наш мусор! У них-то это в крови, воспитано в поколениях, а мне было стыдно. Но и мы должны и можем что-то делать!

Помню, когда они приехали впервые, мы задавали им суровые вопросы: «А какие у вас программы? А методические разработки?» Они пожимали плечами и говорили, например: «Вот птица пролетела...». А дальше начиналась очень интересная работа с этой птицей. С тем наглядным материалом, который уже скрылся за деревьями!

С ними мы проводили семинары, тренинги для учителей. Их мулле-педагоги показывали, как они работают. Кое-кто из наших возмущался: дескать, что такое?! Мы приехали на серьезное мероприятие, а нас заставили целый день прыгать и бегать в лесу! И уходили.

А те, кто остались и эту программу приняли, стали нашими педагогами. И тоже научились творить чудеса, не изготавливая чучел. И такой продвинутый человек уже на конкретной площадке, в садике обучает новому других. Если воспитателю все это нравится, мы с удовольствием передаем ему свои наработки. Человек начинает самостоятельно творить и вполне может развить эту программу так, что потом придешь учиться у него! Так вот, это наш круг, который мы стараемся потихоньку расширять.


Записал Алексей ФРОЛОВ.
 

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность