Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Государство и мы

Камаз на скаку: остановим?

Отчет

Огромное спасибо за удостоверение Инспекции по охране окружающей среды! Работает - супер!!!

Мы тут с жителями пермского микрорайона Гайва рубимся за спасение одного лесного массивчика от наглой противозаконной застройки элитными коттеджами. И вот я с помощью этого удостоверения остановил камазы с гравием для этого строительства! Камазы были в сопровождении нескольких десятков милиционеров под руководством подполковника (чтобы расшвыривать жителей, которые препятствуют строительству), и все они озадачились при виде моего удостоверения, взяли у меня расписку, что я, такой-то такой-то инспектор, ЗАПРЕЩАЮ производство работ, развернулись и уехали!.. Ура! Инспекция по охране окружающей среды МСоЭС в действии!!! Прошу считать это письмо моим отчетом за текущий квартал.

                                                                                                                                  Роман ЮШКОВ,
                                                                                                                             правозащитник. Пермь.

Вопрос

Пожалуйста, расскажите нам подробнее об общественной инспекции. Года два назад мы обсуждали эту тему в нашей организации с подачи СоЭСа. Но, вероятно, тогда наше время еще не настало. Сейчас же это жизненная необходимость. Особенно нас беспокоят несанкционированные свалки и прочая несанкционированность сливов и сбросов.

                                                                                                                   Елена КЛЮЧНИКОВА.
                                                                                                      Апатитское отделение ККЭЦ «ГЕЯ».

Комментарий

Попробую прояснить ситуацию. В 2002 году Международным Социально-экологическим союзом зарегистрирована организация «Общественная инспекция по охране окружающей природной среды» с юридическим статусом некоммерческого учреждения. В России ситуация следующая.

С одной стороны, в действующем законодательстве пока сохранено понятие «общественный контроль». А уж набор полномочий, который зарегистрирован в Уставе инспекции, вообще прекрасен. Этот набор полномочий может записывать себе в устав любая общественная экологическая организация:

(...) 4.9. Уполномоченные Учреждения - старшие общественные инспекторы, общественные инспекторы, в соответствии с действующим законодательством, имеют право:

4.9.1. Посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, проверять документы на право осуществления пользования различными видами природных ресурсов и соблюдения норм законодательства по природопользованию и охране природы, знакомиться с иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

4.9.2. Контролировать соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

4.9.3. Контролировать соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

4.9.4. Составлять соответствующие документы, оформлять материалы, акты о нарушениях действующего законодательства, зафиксированные как в письменной, так и иной форме (фото- и киносъемка, звуко- и видеозапись и иные носители информации), и направлять их органам (должностным лицам), уполномоченным решать вопрос об ответственности за правонарушения;

4.9.5. Направлять обращения юридическим и физическим лицам с требованием об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, выявленных при осуществлении общественного экологического контроля, вносить представления о минимизации наносимого окружающей природной среде вреда, предупреждения ухудшения экологической обстановки и другим вопросам;

4.9.6. В предусмотренных действующим законодательством случаях доставлять нарушителей законодательства в правоохранительные и иные органы для выяснения личностей и оформления соответствующей документации;

4.9.7. Осуществлять другие функции, предусмотренные действующим законодательством и настоящим Уставом Учреждения.

Так как в стране с тем самым понятием «в соответствии с действующим законодательством» в отношении общественных инспекций полная неразбериха (да и с государственными природоохранными структурами мало - кто может внятно рассказать, у кого какие права и полномочия), то возможны совершенно неожиданные и приятные результаты, как это видно из письма Романа Юшкова. А государство, регистрируя инспекцию, подтвердило, что все вышеперечисленные права общественным инспекторам дает. И дальше все будет определяться только нашими возможностями эти права взять и ими воспользоваться. Ну и степенью нашего нахальства и самоуверенности в «качании» этих прав.

Ну, а вторая сторона медали заключается в том, что все эти права не появятся автоматически с выдачей удостоверений. За них придется биться. Кроме того, следует осознавать, что все акты и тому подобные бумаги, составленные общественным инспектором, сейчас в России являются основанием только для возбуждения соответствующим государственным чиновником так называемого административного расследования. То есть изложенные в них факты будут перепроверять уполномоченные госинспекторы с составлением своих уже не актов, а протоколов, которые и будут юридическим основанием для привлечения виновных к ответственности.

Таким образом, став инспектором этой инспекции, Елена Ключникова сможет составлять акты на виновных в несанкционированных свалках. Но следует понимать, что дальше предстоит занудная работа по «заставлению» госорганов по этим актам составить свои протоколы и наказать виновных. И очень многое при этом будет зависеть от грамотности составления документов общественным инспектором (если нужны консультации - обращайтесь).

Ну и, естественно, в полном объеме можно использовать имя и международность МСоЭС, потрясая удостоверением инспектора международной организации и подписываясь сооответствующим образом в публикациях, письмах и пресс-релизах.

Желающие же стать инспекторами «Общественной инспекции по охране окружающей природной среды» Международного Социально-экологического союза могут посмотреть правила подачи заявлений на сайте МСоЭС или, если не имеют доступа в Интернет, - получить эти правила по запросу по электронной или обычной почте. Пишите.

Отдельная просьба к членам МСоЭС не в России. Крайне интересна была бы практика деятельности инспекции в других странах. Может быть, у кого-то появится желание поработать с таким удостоверением в Украине, Казахстане или какой другой стране географии МСоЭС?

Всем успехов!


Асхат КАЮМОВ.
e-mail: askhat@dront.ru
603000, Нижний Новгород, а\я 631, Экоцентр «Дронт».

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность