Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Путь к детям

НИИ человеческих увлечений

Мы, взрослые , - вот что такое в первую очередь окружающая среда для ребенка. От того, какие мы, как мы к детям относимся, что для них делаем и какой пример показываем, во многом зависит, будут ли будущие поколения сажать деревья или окончательно превратят то, что еще осталось, в щепки и опилки.

Вот уже пятый год свои дни рождения я отмечаю не банальным застольем, а посадкой деревьев. Растет маленькая рощица. Многое удалось сделать и для детей в школе. Об этом хочу рассказать поподробнее.

Фанатеем от учителей

Однажды вместе с первоклашками в школе появилось и несколько неравнодушных родителей. Быстро объединившись в родительский комитет, вскоре они пришли ко мне с вопросом:

- Почему наши дети с огромным энтузиазмом развешивают на стенах квартир плакаты и постеры с изображениями артистов и певцов, наделяют их самыми высокими званиями мегазвезд, фанатеют от них, а к учителям относятся или с опаской, или с пренебрежением?

Ответ напрашивался сам собой:

- Артистам создают привлекательный образ, а постеры с их изображениями - неизменно яркие и красочные, лица их радостно улыбаются. Это манит детей и притягивает.

-Что мешает нам создать такой же привлекательный образ учителя?

Я на минуту задумался и был вынужден ответить:

- Ничто не мешает.

- Так давайте делать. Пусть наши дети фанатеют от учителей и внимают каждому их слову, широко открыв свои удивленные глаза.

И ведь сделали! Переговорили с каждым учителем в отдельности, пригласили фотографа...

В результате в актовом зале школы появилась галерея учительских портретов. Они расстались со своими назидательными масками: улыбались, смеялись и излучали доброжелательность. Каждый портрет сопровождался небольшим текстом, сообщавшим об их умениях и увлечениях. Кто-то писал стихи, кто-то делал вкусные котлеты, а кто-то умел от души дурачиться!..

Результат не заставил себя долго ждать. В скором времени у каждого учителя среди учащихся появились последователи и восторженные почитатели. Любители котлет устраивали дегустации, стихи несли тем, кто мог их оценить по достоинству, театр организовали те, кто умел и хотел хорошо веселиться. Возникли кружки, дискуссионные клубы, клуб интернет-путешественников, художественные и модельные студии... Поводов для признания и одобрения детей сразу оказалось более чем достаточно.

В школе закипела Нормальная Человеческая Жизнь.

Кстати, многие увлечения возникали прямо во время учебного процесса - сказывалось всеобщее пристальное внимание к этой важной области школьной жизни. Если вы заглянете к учителю литературы, то она вам непременно расскажет следующую историю:

- Все началось с чтения рассказа Брэдбери о девочке, которая никогда не видела Солнца. Рассказ произвел на детей такое сильное впечатление, что всем захотелось, чтобы солнца вокруг них стало как можно больше. Именно тогда и появилась эта замечательная идея: делать фотографии ярких солнечных пейзажей и вешать их на стены класса. Теперь уже ими вся школа украшена.

А знаете, как в пасмурную погоду или когда просто плохое настроение, наши глаза тянутся к этим ярким снимкам? Не передать!

Что же думают обо всем этом сами учащиеся? Послушаем?

- У нас оказалось много общего с учителями. Это создает атмосферу доверия и безопасности, почти как дома.

- Я бы очень не скоро познакомилась с учительницей географии. Она работает в старших классах. А ей так нравятся мои стихи. Свои она тоже дает мне почитать. Приятно, когда знаешь, что ты не одна такая!

- Я уже в выпускном классе, а ближе всех мне оказалась учительница из начальной школы, с ней мы разыгрываем на сцене анекдоты про школьную жизнь. Когда я слышу, как хохочет зрительный зал, я сам чуть не падаю от смеха. Такие десятиминутные представления дают мне огромный заряд энергии, после них я готов горы свернуть.

Нечто подобное может сказать почти каждый ученик. Основная мысль их высказываний - ОНИ СМОГЛИ НАЙТИ ДРУГ ДРУГА, найти самое главное - Круг Своего Общения. Но возникает законный вопрос: не обременительно ли все это для учителей, которые и так перегружены - дальше некуда. Надо дать слово и им:

- Нет, не обременительно. Ведь делаем именно то, что и самим нравится. Никто не заставляет, никаких планов, отчетов и какого бы то ни было принуждения. Знаете, как говорят: для лакомого кусочка всегда найдется уголок или минутка. По существу, мы вместе рисуем каракули, да еще при этом и нахваливаем друг друга.

- А я люблю смеяться над анекдотами, так ко мне со всей школы приходят рассказать что-нибудь новенькое. Наверно, им нравится, как я смеюсь, да мне и самой нравится...

- Никакой Тяжелой Ноши нет, мы лишь раскрашиваем нашу жизнь цветными карандашами. Надо признать, раньше она была ну уж очень черно-белая.

Мне не раз приходилось наблюдать, как учителя, рассматривая свои портреты, говорили:

-Так вот мы какие!

Похоже, они сами были удивлены не меньше своих подопечных. Психология отмечает: люди стараются соответствовать в большей степени тем обязательствам, о которых ими заявлено наибольшему числу людей. Выражения учительских лиц на портретах оказались тем самым обязательством. Они и на самом деле становились добрее, жизнерадостнее и веселее, даже не замечая этих изменений за собой. А дети заметили и откликнулись таким же отношением.

Есть такой тест: детям предлагаются карточки с обозначенными на них различными видами деятельности. Например: сходить в кино, порыбачить, помочь родителям, сходить в гости, прочесть книгу ... Таких карточек всего 20. Среди них есть та, ради которой все и затевается, на ней написано - УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ. Тестируемым предлагается пронумеровать их все, расположив в порядке убывания привлекательности.

По тому, какой номер присваивается ребенком школе, легко вычисляется степень выраженности у него школьной фобии. Чем она выше, тем сильнее стресс получает ученик при каждом посещении школы. Конечно, я провел такое тестирование среди учащихся. За полгода привлекательность школы для детей передвинулась с 16-18 места на 3-5!

Общее мнение учителей: работать на уроке стало намного легче. И вот почему. Стоит кому-то из учеников завозиться или зашуметь не вовремя - его тут же останавливают одноклассники: «Ты что, она такие котлеты умеет делать!»

Родительский комитет (коллектив неравнодушных родителей) был в восторге от достигнутых результатов. Мысль о том, что можно сделать что-то еще, не давала им покоя. К началу следующего учебного года у них уже были новые предложения.

Чем дольше я работаю в школе, тем больше убеждаюсь: основная проблема нашего образования кроется в одной-единственной причине: родители, отдающие своих детей в школу, не знают, собственно, чего от нее можно хотеть. Хотелось бы верить, что опыт обычной краснодарской школы поможет многим родителям восполнить этот пробел, увлечет и подвигнет их к активным действиям.

В школу пришел - белый гриб нашел

Как грамотно и эффективно можно стимулировать маленьких школьников к развитию своих способностей? С таким вопросом несколько родителей однажды и пришли ко мне.

Известный психотерапевт Эриксон как-то высказал следующую мысль: «Когда вы имеете дело с проблемой или трудностью, старайтесь сделать эту затею интересной. Тогда вы сможете сосредоточиться на интересной стороне дела и не обращать внимания на тяжелую работу, которую предстоит проделать». Мы последовали его совету.

Теперь уже несколько лет при входе в школу на стене висит плакат, который у непосвященных неизменно вызывает удивление. На нем написано: «В школу пришел - белый гриб нашел!»

Все задают вопрос: что бы это значило? А дело вот в чем. В младших классах учителя рассказывают детям сказочную историю про двух маленьких братьев- ежиков. Один не хотел ничему учиться, а второй - сам приставал ко всем с вопросом: как им удается найти самые вкусные грибы? И вот наступил день рождения братьев, скоро соберутся их друзья. Молодые ежи радостно отправились в лес за угощением для своих гостей. Первый, понятно, насобирал одних поганок, которые сами попадались ему на глаза, второй - самых вкусных молоденьких белых грибов. Дальнейшее развитие событий всем понятно, но разные учителя преподносят его неодинаково.

Это и не столь важно. Главное, что после своего рассказа учитель просит детей придумать и рассказать похожую историю, например, про ласточек, которым пришло время учиться летать, или про медвежат, живущих на севере, где, чтобы пережить зиму, надо уметь строить теплую берлогу. Разнообразие тем в этой области - безгранично. Но весь фокус в том, что именно тогда, когда ребенок что-то придумывает сам, он в это время непременно создает основные свои мотивации и приоритеты: к чему стоит прилагать больше усилий, к чему - меньше и почему. Это самый ценный багаж уже на всю жизнь.

Конечно, проще всего потребовать: «ты должен...» и делать вид, что воспитательная работа проведена. Все эти бесконечные «должен» и «надо» на какое-то время, безусловно, могут сдавить человека, а ребенка - тем более, «в рамки», как пружину. Но однажды она или сломается, или так распрямится, что ничего не останется, как ссылаться на переходный возраст, неуправляемость и конфликтный характер... И кому от этого будет хорошо?..

Поэтому нами и был выбран другой путь.

В развитии детских мотиваций важная роль принадлежит семьям. Родительский комитет взял на себя работу с ними. Папам и мамам его члены также рекомендовали как можно меньше принуждать своих чад. Пусть малыши ходят в школу не за оценками, пусть ходят за «грибочками». Теперь, когда взрослые провожают их в школу, то говорят: пойди, пойди насобирай грибов повкуснее!

И ведь собирают. Да еще с таким энтузиазмом. Причем этот родительский прием одинаково хорош как для учащихся начальной школы, так и для старшеклассников. Все они дети, и «школа - сказка» нравится им, понятна и манит, а не пугает.

Опыт начальной школы очень быстро распространился на все возрастные группы, причем без всякого принуждения или уговоров с чьей-либо стороны.

Из школы выходит восьмиклассник, еле тащит свой ранец. Спрашиваю:

- Неужели такой тяжелый?

- Так ведь полный «белых грибов», - радостно отвечает он, улыбаясь, легко забрасывает свой ранец на плечи.

Он чувствует себя настоящим добытчиком, несущим домой свой Урожай! И это здорово!

По всей вероятности, необычный плакат у входа в школу, часто попадаясь на глаза, легко восстанавливает в сознании детей все те понятные им мотивации, которые были привиты им с помощью сказочных историй.

Еще одной проблемой маленьких школьников, впервые очутившихся на занятиях, является неорганизованность процесса их мышления. Они думают, как ни странно, о том, о чем само думается. Кстати, у многих людей эта неорганизованность, увы, сохраняется на всю жизнь, становясь привычной и создавая для них в жизни огромную массу самых разнообразных проблем.

А ведь человек всегда имеет выбор - о чем думать. И желательно как можно раньше научить ребенка совершать этот выбор сознательно и самостоятельно.

В этом вопросе почти вся работа легла на плечи родительского комитета. Его члены встречались с родителями, вели разъяснительную работу, постоянно напоминали и раздавали на руки распечатанные рекомендации. Кратко они заключались в следующем.

Вы родитель, и вы с ребенком, например, на кухне готовите фарш для котлет, спрашиваете его:

- Как ты думаешь, о чем мне сейчас лучше всего подумать?

Делаете паузу, как бы ожидая его ответа, но в первое время отвечаете сами:

- Сейчас мне лучше всего подумать: а все ли, что нужно, я положила в фарш? Да, все. Еще очень хорошо подумать: а можно ли сделать котлеты еще вкуснее? Можно, добавим немного зелени укропа. А вот о том, что эти котлеты могут кому-то не понравиться, я думать не буду.

Именно таким или подобным образом желательно показать ребенку, как вы совершаете сознательный выбор того, о чем собираетесь думать, как образуются эти предпочтения. Исследования здоровых и успешных людей очень наглядно показали - они напрочь отметают все мысли, которые могут вызвать негативные эмоции. И научились они этому еще с детства!

Все, что бы вы ни делали, можно сопровождать вопросом: о чем мне сейчас лучше всего подумать? Важно перед тем, как самому же на него ответить, делать паузу. В какой-то момент ребенок начнет отвечать вместо вас. Поддержите его вначале робкие попытки, скажите: правильно, правильно, именно об этом и следует подумать, улыбнитесь ему в этот момент и непременно погладьте. Это усилит его стремление подражать вам.

Расскажите ему историю, например, про маленького зайчика, у которого заболела мама и ему надо было принести морковку с дальнего поля, а путь к нему лежал по висячему раскачивающемуся мосту. Зайчик очень боялся этого моста. Но когда он бежал туда, он думал только об одном: маме нужна морковка, а когда возвращался, то думал лишь, как обрадуется мама, когда он принесет ей морковку, как быстро она теперь сможет выздороветь. Поэтому он даже и не заметил, как мост раскачивался под ним.

Таких историй вы сами можете придумать бесконечное количество, но лучше, если придумывать их будете вместе: про медвежат, про лисят, про ежат... за медом, за рыбой, за грибами... для брата, для друга, для гостей на праздник... через овраг по тонкому бревну, за тридевять земель на воздушном шаре, мимо своры собак, охотников... Не забывайте обращать внимание ребенка на то, как важно думать именно о том, что сейчас будет наиболее полезным.

Через какое-то время вы можете развесить по комнатам небольшие объявления-напоминания с вопросом: О ЧЕМ СЕЙЧАС ЛУЧШЕ ВСЕГО ПОДУМАТЬ? Пусть они как можно чаще попадаются ему на глаза.

Начните и ребенку задавать этот вопрос. Например, когда он собирается идти гулять с товарищами. После того, как он выскажет свои предположения, добавьте, что можно подумать и о том, чтобы вовремя вернуться, и о том, чтобы не сломать случайно молодые деревца во дворе...

Не забывайте радоваться появлению у ребенка полезных самостоятельных мыслей. Ведь он осваивает довольно сложный мыслительный процесс - выбор, и ему очень важно ваше признание и одобрение.

Попросите его напоминать вам, чтобы вы сами не забывали задавать себе этот вопрос. Уча или напоминая другим, он сам обучится этому непростому делу быстрее всего.

Ребенок, который не научится управлять своими мыслями и своим вниманием, будет постоянно отвлекаться на уроках по пустякам. На его успеваемости это скажется самым негативным образом.

Понятные мотивации и организованный процесс мышления детей очень быстро сделали свое дело - учиться им стало легко и интересно. Так они и пойдут по жизни, даже не подозревая о том, какую огромную работу им во благо провели несколько неравнодушных родителей.

И еще. Их же усилиями в учебных кабинетах начальной школы были установлены стенды, озаглавленные: ВОТ ТАКИЕ МЫ НАСТОЯЩИЕ!

Под таким заголовком были размещены улыбающиеся и смеющиеся портреты всех одноклассников. Эти портреты стали для них важным символом собственной доброжелательности, тем ориентиром, которому они с удовольствием старались соответствовать.

«Оторвать кусок знаний»

Удивительно порой слышать, что дети где-то не хотят учиться.

А можем ли мы себе представить, чтобы, например, пчелы отказывались собирать мед? Наверно, не сможем, видимо, что-то их к этому стимулирует.

А как мы стимулируем своих детей? Специально для старшеклассников нами был разработан очень интересный метод. Реализовать его удалось благодаря усилиям родительского комитета школы.

В классах, рядом с учебной доской, разместили стенды, на которых крупным шрифтом был написан вопрос: ПОЧЕМУ ЛУЧШЕ ОТОРВАТЬ КУСОК ЗНАНИЙ ПОБОЛЬШЕ?

Все классы ежемесячно участвуют в художественном оформлении этого вопроса. Сами придумывают сюжет, сами рисуют или сочиняют. А потом ходят к соседям - любопытствуют, а что у них. Награждаются все, кто обновил свой стенд. Причем очень просто, но эффективно: директор лично на перемене заходит в класс, спрашивает у присутствующих, как им нравится новый вариант, а творцам пожимает руки, похлопывает по плечу и говорит: ЗДОРОВО ПРИДУМАНО! Для детей это очень весомая награда.

Конечно, цель этих мероприятий - привлечь и постоянно удерживать внимание учащихся на обозначенном вопросе. Наше сознание работает по довольно простой схеме: есть вопрос - будет ответ. Вот в этих самостоятельных ответах - вся соль. Им, как вы понимаете, просто цены нет!

Надо признаться, что над самим этим вопросом мы размышляли довольно долго, перебрали множество вариантов. Чтобы привлечь внимание, формулировка его должна была быть необычной, даже, скажем, шокирующей. Ведь учиться, конечно, тяжело, это настоящий труд. А вот «оторвать кусок знаний» - совсем не кажется таким уж сложным занятием. Кроме того, в слове «оторвать» заключено активное действие, а не пассивное ожидание, что кто-то придет и чем-то тебя одарит. И слово «кусок» очень легко визуализируется в сознании, ведь в качестве метафоры оно может быть довольно просто перенесено на любые объекты.

Дети рисуют и ворону из известной басни, у которой не какой-то там маленький кусочек сыра в клюве, а целая сырная головка за спиной, и рыбака, у которого огромный крючок на удочке, и бутерброд необычайных размеров, который тащит из школы ученик на тележке. Каких только не было рисунков. Например, дети идут на праздник с воздушными шариками, и только тот, кто с портфелем, тянет на веревочке Луну.

Вот так, через совсем простые и даже фантастические образы они убеждают себя в пользе знаний. И что важно: без стрессов и унижения, без чувства беспомощности и, конечно, без какого бы то ни было насилия со стороны окружающих!

Когда они оформляют вопрос, то непременно обсуждают тему рисунка между собой. Во время этого обсуждения происходят интересные события. С одной стороны, фантазия детей напрягается, и у них рождаются мотивации довольно экзотического типа. Например, большое количество знаний позволит развить экстрасенсорные способности. А с другой стороны, они обмениваются между собой, происходят настоящие «переопыления». Причем, чем невероятнее мотивы, тем больше они поражают воображение детей и легче прививаются: «полететь на другую планету и основать там новую цивилизацию - без большого куска знаний это сделать никак не удастся».

Фантастика? Да. Но вспомним, с каким удовольствием мы все ее читаем. Во время обсуждений она витает в воздухе, словно пыльца деревьев во время цветения.

«Переопыления» мотивациями настолько множественны, что сразу понимаешь: внедрить их извне, а главное - самому все это придумать - не удалось бы ни за что.

Встречаются, однако, и совсем недетские мотивы, например:

-найти лекарство, чтобы вылечить маму,

-построить школу, как сказочный городок,

-создать НИИ человеческих увлечений...

Много очень выразительных: БЛИСТАТЬ УМОМ, ДВИГАТЕЛЬ - МАШИНЕ НЕ ПОМЕХА...

Любопытно, что и родители не остаются в стороне, спрашивают своих подростков: что же вам на этот раз удалось придумать? Заинтересованность взрослых, их внимание и признание очень важны для детей любого возраста.

В коридорах школы висят стенды с заголовками: МОЖЕТЕ НА НАС РАССЧИТЫВАТЬ!

На них разместили улыбающиеся портреты старшеклассников и их заявления, взятые из их же сочинений: выучусь - стану... научусь - сделаю...

Все это преследует цель показать: мотиваций к добыванию знаний может быть очень много, и у каждого человека может быть что-то свое. Приоритет, конечно же, отдается таким, которые связаны с достижением какой-то цели. Благодаря этому те, кто просто хочет избежать наказания или осуждения, остаются в меньшинстве. И с каждым годом их становится все меньше.

Единственное, что в школе никто не приветствует, - стремление к превосходству над другими. Раньше и сами учителя провоцировали у детей такие желания, выделяя кого-то: ты звездочка, ты лучший, первый... Сейчас этого нет. Стремление к превосходству над кем-то - очень коварная штука: сегодня - в знаниях, а завтра может быть в чем угодно. Ведь для реализации этого мотива могут быть использованы самые различные ресурсы: внешность, физическая сила, деньги, связи, должность и даже авторитет. Вспомним «дедовщину» в армии! Все ее ругают, забывая, конечно, об истоках этого неприятного явления.

Диктатура пролетариата, сталинизм, гитлеризм - это все оттуда. Да и все изъяны нашей сегодняшней жизни причиной имеют именно эту перекошенную однобокую мотивированность людей. Обратная сторона стремления к превосходству - зависть и желание кого-то унизить, «опустить». Об этом и строчка из известного всем анекдота: «Мне не нужна корова, мне нужно, чтоб она сдохла у моего соседа».

Жизнь - большой лабиринт. Найти в нем свой путь без достойных направляющих мотивов очень сложно. Вокруг столько тупиков и темных закоулков... Помните, и великим героям была нужна нить Ариадны.

Дети в школе, как пчелы в улье, постоянно передают друг другу важную информацию. Они и сами поражаются, как их такое детское творчество порождает столько замечательных мотивов. Придумывают! Учатся придумывать сами, а не ждут, когда им кто-то «проложит рельсы» и скажет: «Теперь ты трамвай - маршрут № 6». Последнее, наверно, самое главное.

Наблюдая все это со стороны, просто удивляешься: где и почему дети не хотят учиться? Ведь еще не было ни одного такого случая, чтобы пчелы отказывались собирать с цветов свой нектар! Что же их к этому стимулирует?

У меня дома и своих еще двое детей, и я не жалею, что вопрос: ПОЧЕМУ ЛУЧШЕ ОТОРВАТЬ КУСОК ЗНАНИЙ ПОБОЛЬШЕ - висит и в их комнатах. Они уже знают на него много ответов.

Мотивы - это то, что создает наши желания. Стимулировать желания намного эффективнее любого принуждения!

(Окончание следует).


Алексей ЧАЛЫЙ,
психолог.
Краснодар.
Буду всем благодарен за сообщения о ваших НАХОДКАХ
в области воспитания детей.
Пишите: a.i.psiholog@rambler.ru

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность