Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Путь к детям

Юность Куликова поля

Ее плотно окружили учителя. Одни хотели заказать методическую литературу, другие задать вопросы... Поэтому после ее выступления на секции форума «Великие реки» поговорить с ней никак не удавалось, а в гостинице, где разместились участники секции НКО, Татьяну Петровну ИХЕР, замдиректора по науке Тульского областного эколого-биологического центра учащихся, вообще с утра попросили провести семинар - импровизированный, внеочередной... Татьяна Петровна взмолилась: «Давайте вечером. У меня с корреспондентом встреча, и город хочется посмотреть...» Еле отпустили. И вот - наше интервью.

- Татьяна Петровна, для начала познакомьте с вашим Центром...

- Это единственное профильное учреждение Тульской области, поскольку у нас нет районных, городских станций юннатов, других экологических центров. И мы, заняв эту нишу, разработали собственную систему непрерывного экологического образования, которым Центр занимается уже 65 лет.

Начинались как станция юннатов и опытников сельского хозяйства, а в 1993 году перепрофилировались и кардинальным образом сменили содержание работы. По специфике деятельности мы вплотную приближены к школам, занятия ведем на договорной основе по нашим дополнительным образовательным программам. Кстати, многие из этих программ стали лауреатами и дипломантами Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования. В конце учебного года заключаем договор со школой на реализацию образовательных услуг, которые включают в себя допрофессиональную подготовку, факультативные занятия, спецкурсы. У нас есть расписания занятий, работаем с детьми в две смены с 8 утра до 6 вечера. В неделю у нас занимается 1600 - 1700 детей в возрасте от 6 до 18 лет.

Работаем по четырем направлениям: традиционное эколого-биологическое, экологическое, эстетическое и социально-педагогическое. Программы разработаны на два-четыре года обучения и направлены на расширение знаний в области естественных наук и, частично, истории и литературы, поскольку в последние годы вырос интерес к краеведению.

Особое внимание уделяем старшеклассникам, их допрофессиональной подготовке. Ученики 8-11 классов осваивают у нас 12 специальностей. К примеру, эколог-лаборант (специализация реализуется по двум программам: «Юный исследователь» и «Школьный экологический мониторинг») и эколог-валеолог (программы «Основы экологии, валеологии» и «Человек в окружающей среде»). Кроме того, разработаны программы «Маршруты здоровья» и «Основы медицинских знаний». Ребята изучают приемы массажа, лекарственные растения, курс «Воспитай себя здоровым» - о том, как сохранить свое здоровье и оказать доврачебную помощь.

Эти программы очень востребованы, поскольку мы даем дополнительные (профильные) знания к тем базовым, что обеспечивает школа. Центр организует краткие углубленные курсы по биологии, географии, химии, реализуя в них региональный компонент и помогая абитуриентам подготовиться к вступительным экзаменам в вуз.

- Специальность «эколог-лаборант», полученная в вашем центре, позволяет сразу устроиться на работу?

- Это скорее допрофессиональная подготовка, но, по крайней мере, азы лаборантской деятельности ребята осваивают, овладевают методами лабораторного анализа, изучения водных объектов (родников, колодцев), изучения лесных, луговых сообществ, агроценозов. Ученик получает полное представление о методах анализа, обобщения, получает начальные знания практической работы в области биологии, химии, географии. Все это оформляется в виде учебно-исследовательских и выпускных работ. Их готовят старшеклассники последнего года обучения.

Как правило, защита таких работ проходит на высоком научном уровне. Наши воспитанники прекрасно владеют терминологией, обладают знаниями, выходящими далеко за рамки школьного курса, поскольку при работе над выпускным рефератом используют большое количество научной, методической литературы. Школьные учебники тут не признаются. Работа идет над первоисточниками: это научные отчеты, кандидатские и докторские диссертации (у нас эта библиотека есть). Помимо литературного обзора, который выполняется на уровне кандидатской диссертации, обязательна экспериментальная исследовательская часть по теме. На защитах таких работ школьные учителя, директора, завучи начинают совсем по-другому воспринимать и оценивать своих учеников. Они ими гордятся.

Ежегодно у нас готовят и защищают порядка двухсот таких работ по биологии, экологии, географии, химии, ОБЖ.

- Защита приравнивается к сдаче экзаменов?

- Да. Это альтернативная форма сдачи предмета за курс полной средней школы. Ученик тут предстает во всей красе. Как правило, получаются междисциплинарные работы. Все это иллюстрируется. Обязательны картографическое моделирование, прогнозная оценка... А самое главное то, что мы детей учим принимать решения. Ведь проблемы современной России в том, что чиновники не владеют прогнозной оценкой, не знают, как выйти из сложной ситуации... У нас оценочный фактор применяют с детского сада.

- О!

- Да, у нас и дошкольники занимаются исследовательской деятельностью. Мы организуем областные конкурсы, в ходе которых детсадовские дети к ней приобщаются. Например, на тему «Любимый уголок моего детского сада». Они участвуют в разработке каких-то моделей, планов, в оценке результатов исследований. Они составляют гербарии и коллекции, учатся выражать свои эмоции, чувства. В такой работе обязательны фотографии, рисунки, поделки из природных материалов... То есть самые многообразные способы подтверждения результатов.

В этих конкурсах очень много участников. Особенно популярны они среди сельских детских садов. Причем уровень работ - на голову выше городских. Конечно, приходится много консультировать, проводить занятия с воспитателями и методистами - выездные и на базе нашего центра. Зато есть результат.

Проводим конкурсы и для учителей. Например, конкурс методических материалов по трем-четырем номинациям. Большое внимание уделяем районным методическим объединениям - не только в городе, но и в сельской местности. В начале учебного года рассылаем аннотированный план методических, семинарских, практических занятий и по заявкам выезжаем в районы. Там читаем лекции, проводим практикумы, то есть учителя получают навыки разнообразной практической творческой работы с детьми, с родителями.

Кроме того, постоянно включаемся в план проведения курсов переподготовки учителей в Институте повышения квалификации.

В Центре мы проводим и конференции. Последняя была посвящена 60-летию Победы. Конкурс «Хранители Тульского края» проходил в течение всего учебного года для четырех возрастных категорий по номинациям учебно-исследовательские и творческие работы (фотопроекты, рисунки, плакаты). Оценивали работы три комиссии: детская, педагогов и ученых. Для детей была разработана система светофорной оценки - по цветам. Мнения детей и ученых очень хорошо совпали! В результате мы смогли оформить приз зрительских симпатий и поняли, что самое хорошее и объективное жюри - детское.

- Замечательно! Расскажите подробнее и о вашей практической исследовательской работе...

- Ее мы проводим и по программам дополнительного образования, и в ходе долгосрочных эколого-образовательных исследовательских проектов: «Малым рекам - чистую воду», «Подружись с памятником природы», «Хранители Тульского края», «Живой родник»...

Интересно то, что реализуя проект «Малым рекам - чистую воду» (наш самый старый, существует с 1993 года), мы смогли создать уникальную для России школьную сеть экологического мониторинга объектов водной среды - не только малых рек, но и озер и прудов.

Проект включает в себя обучение педагогов и детей, а, главное, практикумы на воде, которые позволили не только познакомить их с методами и приемами изучения водных объектов, но и системно обработать данные, показать, как моделировать ситуацию, как давать прогнозную оценку, как проводить динамический анализ... Такой системный подход сформировал ядро из учителей и детей, постоянно занятых этой работой.

В 2000 году мы выиграли грант по проекту РОЛЛ и продолжили проект «Малым рекам - чистую воду», изучая притоки Оки на территории трех областей - Орловской, Тульской и Калужской. За один месяц смогли комплексно изучить 122 притока реки по пятистам пунктам наблюдений. И помогла этому организованная нами целенаправленная подготовка смешанных отрядов тульских, калужских и орловских школьников, а также обучение педагогов в Орле и Калуге. В результате за месяц на территории региона (Калужская, Орловская, Липецкая области) мы изучили все реки, обобщили, систематизировали полученные данные и создали атлас экологического состояния притоков верховий и начала среднего течения Оки.

Наши методики используют в 48 регионах России. Они хороши тем, что доступны для любого отряда школьников, для любой сельской школы, они экспрессны, оперативны и в то же время информативны - благодаря тому, что мы в свое время очень много занимались корреляцией гидробиологических, гидрохимических методов исследований. Судите сами: в Тульской области за один сезон - это полтора-два месяца - можем изучить более двухсот водотоков!

Материалы полевых исследований стекаются в центр, квалифицированные методисты, педагоги обрабатывают материалы, обобщают, анализируют их и получают достаточно реальную информацию о том, что творится на многочисленных реках. Допустим, главная река нашей области Упа протекает по 15 административным территориям, ее длина 345 км, площадь водосбора около 10 тысяч кв. км, а территория Тульской области 25, 7 тыс. кв. км. Так вот, вместе со службой Гидромета изучая эту реку, мы пришли к выводу, что наши методики вполне годятся для серьезных исследований. У нас разработаны бланки протоколов осмотра, содержащие очень много пунктов, которые позволяют дать первичную оценку экологического состояния водного объекта даже по визуальным признакам. Мы можем провести инвентаризацию источников, выбросов, сбросов, оценку не только водотоков, но и прилегающей территории, результаты использования в хозяйственной деятельности, изучение животного и растительного мира по долинам рек ... Наши исследования востребованы учеными, специалистами.

Центр издает много методической литературы, которую мы рассылаем, и Министерство природных ресурсов в конце 2003 года выделило нам средства на создание комплекта методических пособий по изучению объектов водной среды. Пособия рассылаем всем нуждающимся. Заказать их можно по адресу: 300040, Тула, ул. Калинина, 8-а, а/я 2579, Тульский областной эколого-биологический центр учащихся. Тел. (0872) 40-88-09.

Изучаем не только водные объекты, но и растительные сообщества нашего края. Я говорила на семинаре о том, что Тульская область относится к старопромышленным, где хозяйственное освоение территории датируется концом 17 века, и потому состояние ее природных ресурсов оставляет желать лучшего. В силу этого обращаем особенно пристальное внимание на те природные комплексы, которые еще сохранились, на утраченные элементы природных комплексов, которые можно воссоздать. Например, на Куликовом поле надо восстановить ковыльную степь и зеленую дубраву, где стоял засадный полк. Наши дети собирали семена ковыля и засеивали ими проплешины на поле. А зеленую дубраву уже пытались восстановить, но, как оказалось, посадили не в том месте и не те породы деревьев... Три года назад все-таки посадили на исконном месте дуб черешчатый. Работе предшествовало длительное палеоботаническое изучение.

На Куликовом поле есть и другие памятники природы. В частности, урочища Лесное, Нижний Дубик, Средний Дубик. Два последних - притоки Непрядвы, по берегам которых росли дубовые рощи. Впадает Непрядва в Дон и, кстати сказать, обладает более полноводным по сравнению с Доном водотоком. Ее мы изучили всю, до маленького притока. Река очень интересна, по берегам - растительность редких и охраняемых видов. Течет она по безлесной местности - не прячется, потому «не - прятва». Есть иное объяснение:«непря» - непряха, поскольку река очень извилиста и ее излучины напоминают нить неаккуратной пряхи... Мы еще ведь занимаемся топонимикой гидронимов...

В Тульской области у нас много любимых уголков, которым нужна защита и охрана. Есть так называемая засечная черта, рубеж, который датируется 16 столетием, есть наши дубравы, которые на территории Тульской области сохранились намного лучше, чем в Брянской, Рязанской, Московской областях. Впечатляет, когда видишь липы, дубы, вязы, ясени в три-четыре обхвата... На этих территориях мы проводим экологические школы, учим детей, как правильно обращаться с такими деревьями-памятниками, тому, что такое сообщество широколиственных лесов. У нас встречается немало лесостепных комплексов, которые не заповеданы, но нуждаются в охране. Считается, что биоразнообразие территории может существовать и устойчиво развиваться, если охраняемые площади на ней составляют 15 %. А на территории Тульской области они занимают всего 0,03 %. Поэтому у нас повышенный интерес к островкам ненарушенной природы.

Тульский педуниверситет уже восемь лет работает над экологической паспортизацией охраняемых территорий, и намечено еще более двухсот участков, которые нуждаются в заповедании. Пополнен список особо охраняемых растений. Наш центр поддерживает связь с кафедрами педуниверситета, с кафедрой экологии государственного университета, которая проводит олимпиады по экологии: если участников ее бывает тридцать, то двадцать из них обычно - наши. Они неизменно занимают призовые места и имеют право льготного поступления.

Получается так, что мы помогаем детям правильно выбрать профессию и найти свое место в жизни. И хотя не ставим целью из всех воспитанников сделать экологов, но научить ориентироваться на природе, правильно выбрать место отдыха, купания, стоянки лагеря и затем достойно уйти с этой стоянки - это неотъемлемая часть нашего экологического воспитания. Выпускники Центра становятся экономистами, юристами, архитекторами, но все они - экологически грамотные люди. И эти знания проявляют постоянно в общении с другими людьми, то есть общение наших ребят носит просветительский характер, даже если они сами об этом не задумываются. И я считаю, что это самый главный результат нашей работы.

- Спасибо за интересный рассказ, больших успехов Вам и вашему Центру!


Записала Альбина БЛИЖЕНСКАЯ.
 

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность