О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Национальные особенности правозащитыЧертовски интересным кажется Патрику ЛИНДТУ, американскому антропологу, сотруднику университета в Санта-Крузе, понять «национальные особенности правозащиты». Определить, «как по-разному люди думают» о правах человека, правозащите, нарушениях прав в России и Америке.«Люди думают с помощью метафор, идиом. У меня есть теория, что люди думают с помощью своих каких-то главных концепций, метафорических конструкций, картинок, которые можно выявить. Права человека люди также понимают с помощью метафор и понятий, которые уже существуют в жизни». После исследований, проведенных в Штатах, Патрик Линдт приехал в Россию, выбрав объектом исследований нижегородский правозащитный социум, поскольку он, по его мнению, ближе к российской почве, чем московский. И на американцев, и на русских Патрик смотрит как бы со стороны, поскольку сам принадлежит немного к другой культуре. Он швед, и, несмотря на вот уже 12-летнее пребывание в Штатах, остается здесь отчасти пришельцем, которому бросаются в глаза типичные особенности американской культуры правозащиты, как он считает, прочно связанной генетически с протестантской культурой борьбы морали и добра со злом, врагом, воплощением дьявола. В «метафорической конструкции» прав человека у американских, впрочем, как и у российских правозащитников, по замечанию Патрика, обязательно должен присутствовать «враг». - В Америке для правозащитников самый главный преступник - крупные компании, капитализм. Крупные компании повинны в крупнейших экологических катастрофах, таких, как в Бхопале. В эксплуатации людей, в навязывании миллионам потребителей вредной продукции с целью наживы, в комплексе проблем, связанных с нефтью. Популярная тема - экологический расизм: экологические проблемы не решаются там, где живут негры, небелые, именно там находятся грязные заводы. Интересный вопрос в Америке, в частности, в городе Сан-Франциско, где я живу - это использование так называемых SUV, огромных джипов-внедорожников, потребляющих много топлива. Эти большие машины стали символом зла, символом уничтожения природы капитализмом, символом того, что у людей нет ответственности за их поведение. Это действительно большая экологическая проблема. Основа американской культуры - христианство, протестантизм, борьба добра и зла. Америка - очень конфликтная страна. Это проявляется и в речах Буша, и в поведении водителей на улице. Буш говорит, что есть злые люди - террористы - и добрые люди, и нужна война. Такие черно-белые картины типичны для сознания американцев, в том числе для правозащитников. Они очень часто определяют крупные компании как абсолютных врагов. Это, конечно, не вся правда - среди множества компаний есть и вполне легитимные. Могу пояснить разницу в восприятии жизни американцев и русских на бытовом уровне. Вот эти ваши маршрутки просто невозможно представить в Америке. Американские люди не примут такие обстоятельства: мест нет, люди толкаются, возникают кровавые споры, водители часто ужасно водят. Я спрашивал пассажиров маршрутки, что они думают о водителе. В Америке, где в ходу черно-белые картины, если водитель так водит, он просто преступник, воплощенное зло. У него есть ответственность, и он ее нарушает, нарушает и законы, и права человека. В сознании американцев есть «добрые люди» и «преступники». Лично я думаю, что нельзя так водить, но в России так не думают. Вот это тоже интересно для меня - отношения между пассажирами и водителями... У российских правозащитников - а я общался с активистами нижегородского Комитета против пыток, Нижегородского общества прав человека, Общества русско-чеченской дружбы - во главе угла концепция «Человек против государства». Государство нарушает права человека. Всегда. Хотя на самом деле это только частный случай. В России для многих правозащитников самый главный преступник - это всегда государство, в Америке - корпорации. К государству у американских правозащитников отношение непростое. В Америке правозащитники считают, что государству надо работать для народа, и они, особенно более левые, выступают за социальное государство. Там сосуществуют две концепции: одна - концепция социального государства, но есть и другая: государство - это враг, оно работает на крупные компании. То есть не так прямо, как в России. - Ну, вообще-то у нас правозащитники тоже стараются использовать государство в благих целях. - Да, но разница в том, что американцы при этом исходят из своей предпосылки, что уже есть «хорошее государство», наряду со «злым государством». По мнению Патрика, существует большая разница между правозащитниками «среднего» поколения, «почти диссидентами» - и новым поколением. - Мне кажется, что новые - юристы. Они думают о правах человека как о юридическом вопросе. «Диссиденты» же решают очень конкретные проблемы, борются против государства. Они - правозащитники и в личной жизни тоже. Обычные люди в России, переходя улицу (страшный опыт для меня: есть правила, никто их не соблюдает!) думают, что это просто жизнь. Правозащитники же думают, что это неправильно. - Но при всем при том ни одна правозащитная организация в России не занимается правами пешеходов, хотя от беспредела на дорогах просто физически погибает множество народу, в том числе детей. Как ты это объясняешь? - Это очень интересная тема. Именно потому не занимаются, что это не укладывается в концепцию «Человек против правительства», это другое. Вот в Швеции, Америке правозащитники занимаются такого рода делами, социальными и так далее. - В чем еще между нами разница? - Большая разница - как в России и Америке относятся к милиции. В Америке полицейские тоже нарушают права человека, но в американской культуре есть принцип уважения к полиции. При этом Америка похожа на Россию тем, что полицейские там, как у вас, - везде, на каждом шагу. Это поражает после Швеции. В моем родном городе в Швеции полицейских нету вообще. Правда, это маленький город - 16 тысяч населения. Но даже в Стокгольме полицейского редко можно увидеть. - Они не нужны? - Не знаю, наверное, нет... Есть общественный порядок, ресурсы, работа, квартира - нет преступлений... А Америка - дикая страна. Очень богатая. Как Россия, очень милитаристская. Царит культура армии. Множество людей в форме. Много социальных контрастов, создающих почву для преступлений. Даже в Сан-Франциско есть очень богатые и очень бедные люди. А в России трудно даже понять структуру милицейских органов - столько разных отделов... Работа полицейского - везде плохая работа, опасная, но здесь еще и мало денег платят. Когда видишь, как человек нарушает моральное право, возникает соблазн думать, что это плохой человек. Но надо определить причину нарушения - почему люди так плохо делают? Почему милиционеры нарушают права человека - просто потому, что они «злые люди»? Еще я пытаюсь понять, немножко понимаю, почему в России люди - неправозащитники - думают, что изменить систему невозможно. В основе отношения населения к власти лежит очень старая метафора «рабов государства». Культура православной церкви - это культура, которая не поддерживает борьбу. Все это «в крови», поэтому люди и не пытаются бороться. Многие простые россияне не понимают, что делают правозащитники, подозревают, что они просто получают деньги с Запада. Правозащитная деятельность не воспринимается как реальная. Абстрактную концепцию прав человека люди не понимают. Другое дело - социальные права, об этом часто говорят: о льготах, о пенсионерах... для обычных людей это важный реальный вопрос, вопрос прав, которые они понимают. Российские правозащитники думают идеально, в рамках закона, пытаются в корне изменить культуру. Я симпатизирую им, но им очень сложно...
Беседовала Ирина ФУФАЕВА.
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |