О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Регионы требуют полномочийЦена вопроса - здоровье россиянВ непростое время собрались члены Комитета по экологии Ассоциации «Большая Волга» на очередное свое заседание. Прошло оно в рамках международного форума «Великие реки - 2005» и было посвящено поискам выхода из ситуации «федерального беспредела» - когда Президент, Госдума и правительство России подвергают природоохранные службы бесконечным реорганизациям и сокращениям, отбирают у природоохранных органов субъектов Федерации права и полномочия , волевым решением забирают в федеральный бюджет плату за пользование водными объектами, лишая субъекты федерации возможности решения очень многих местных экологических проблем. Члены Комитета, в который входят руководители природоохранных органов областей и республик Волжского бассейна, обсудили сложившуюся ситуацию и конкретные пути выхода из нее.Выступавшие вспоминали печально известный 122 закон, который практически лишил субъекты Российской Федерации полномочий в сфере экологического контроля и управления водными, лесными и другими ресурсами. Закон сосредоточил практически все функции и полномочия в федеральных органах исполнительной власти, но реализовать их в полном объеме на уровне субъектов Федерации сегодня невозможно, поскольку вновь созданные федеральные органы не имеют достаточных трудовых, финансовых и материальных ресурсов. Не решит проблему и муниципальный экологический контроль, на который с 1 января 2006 года перекладываются функции государственного экологического контроля. У подавляющего большинства органов местного самоуправления нет соответствующей правовой базы, квалифицированных кадров, материально-технических и финансовых возможностей. К. Н. Климов, заместитель руководителя Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области, начальник управления по экологическому контролю, рассказал, что было сделано за последние полгода, чтобы изменить ситуацию. Трижды вопросы о сохранении полномочий субъектов Федерации по инициативе комитетов Госдумы по экологии, по делам Федерации, по природным ресурсам и природопользованию обсуждались на уровне парламентских слушаний и совещаний в Государственной Думе. Принятые решения однозначны - полномочия субъектам Федерации нужно возвращать. Кроме того, Нижегородская, Ярославская, Волгоградская и ряд других областей организовали инициативы по внесению поправок в Федеральный Закон по охране окружающей среды в части сохранения полномочий регионов. Есть обнадеживающая информация о том, что на уровне Совета Безопасности рассматривается вопрос о совершенствовании государственного контроля и надзора в сфере обеспечения экологической безопасности, а представительства Президента России в федеральных округах прорабатывают предложения о передаче полномочий субъектам Федерации по очень широкому кругу вопросов, включая даже те позиции, которых раньше не было (проведение государственной экологической экспертизы объектов нефедерального уровня, а также администрирование платы по объектам нефедерального уровня). В. П. Пересторонин, начальник управления охраны окружающей среды и природопользования Кировской области, побывавший на слушаниях в ГосДуме, считает, что рекомендованная Думой передача полномочий через соглашения не решит проблему, потому что очень много субъективных факторов на уровне руководителей федеральных служб или регионов могут препятствовать заключению таких соглашений. То есть необходимо, чтобы был определен порядок или механизм заключения таких соглашений. На заседании Комитета прозвучали слова благодарности в адрес руководителей Волгоградской, Ярославской, Астраханской и Архангельской областей, первыми обратившихся в ГосДуму и ее комитеты с предложением о возврате полномочий. В. В. Брагин, руководитель Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Волгоградской области, в частности, сказал о том, что в областном управлении по экологической безопасности работает 26 грамотнейших специалистов, которые обслуживают 34 района области, насыщенные химическими, металлургическими, машиностроительными, сельскохозяйственными предприятиями. Эти профессиональные кадры хорошо знают свое дело, и если эту службу сейчас разрушить, муниципальные образования не смогут обеспечить тот же уровень контроля... Сегодня они заняты только анализом и статистикой. О необходимости оставить за регионами право осуществления государственного экологического контроля красноречиво свидетельствовали цифры и факты. В Волгоградской области, к примеру, в 2004 году областные экологи провели 2600 серьезных плановых проверок. Возмещено ущерба на сумму около 5 млн рублей. Здесь, как и в Нижегородской области, сумели сохранить областной целевой экологический фонд. Это дало возможность финансировать конкретные природоохранные мероприятия. С необходимостью возврата полномочий в регионы согласились и «федералы» - руководитель Главного управления Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу А. Н. Соколов и С. В. Сафонов, и.о. Волжского межрегионального природоохранного прокурора. Сергей Владимирович отметил, что после многочисленных реорганизаций последних лет трудно стало разобраться, кто за что отвечает. С сожалением вспомнил он то время, когда существовала Госкомэкология, были областные и районные комитеты и была четкая и ясная система работы. Теперь, по его мнению, чтобы восстановить порядок и разграничить полномочия между федеральными и местными органами, необходимо создать конкретный реестр объектов по регионам. От М. П. Чижова, заместителя руководителя Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области, прозвучало предложение обратиться к Президенту и Правительству РФ с просьбой о частичном возврате суммы водного налога субъектам Российской Федерации. Оно было поддержано всеми собравшимися. В Нижегородской области, к примеру, 95 % природоохранных мероприятий проводится за счет экологического фонда. А потеря водных платежей привела к резкому сокращению природоохранных мероприятий и остановке строительства большого количества объектов. И так - всюду. По словам В.В. Брагина, Волгоградская область потеряла около 300 млн руб. Теперь на две области - Волгоградскую и Калмыкию - приходится всего-навсего 80 млн рублей сборов. Причем, по словам М. П. Чижова, Федеральное водное агентство не хочет видеть проблемы очистки сточных вод и не финансирует строительство очистных сооружений. Но мировой опыт говорит о том, что без очистных сооружений проблему качества воды не решить. Нынешняя практика обращения в Москву для выбивания денег на местные природоохранные мероприятия не устраивает регионы. Чтобы получить назад деньги, собранные на их же территориях, представителям регионов надо выполнить введенные Москвой очень жесткие условия, которые на местах просто трудно реализовать. По словам В. П. Пересторонина, на последнем заседании Комитета по экологии ГосДумы шел жесткий, откровенный разговор: посланцы многих областей в рангах вице-губернаторов, председателей комитетов, министров говорили представителям федеральной власти: «Вы хотите вернуть нам полномочия без денег? И как мы будем без финансирования справляться, к примеру, с лесными пожарами? Таких полномочий нам не надо». Были озвучены на заседании Комитета и проблемы осуществления программы «Возрождение Волги». Как сказал В. С. Родионов, председатель исполкома Ассоциации «Большая Волга», программа представляла собой два этапа (первый завершается 2005 годом, второй - 2010) и предусматривала совместную работу федеральных и региональных структур. С точки зрения финансирования программа выполнена на 25 %, хотя реальный анализ свидетельствует о том, что системная работа, проводившаяся по программе в эти годы, дала значительно больший эффект. Однако постановлением Правительства России программа закрыта на неопределенный срок. И это при том, что волжский бассейн занимает 8 % территории России, здесь расположены 39 субъектов РФ, находится 45 % промышленного производства страны и почти 50 % сельскохозяйственного производства. Здесь проживает 57 млн человек. Смертность в приволжских регионах превышает рождаемость, и исследования показывают, что экологический фактор играет в этом существенную роль. 39 субъектов Федерации согласиться с закрытием программы не могут. Тем более, что половину водного налога, собранного по стране, дает Волга (порядка 5 млрд руб.). Водный налог - плата за пользование природными ресурсами, и эти средства должны идти на восстановление великой русской реки. Его дополнил М. А. Виноградов, руководитель дирекции программы «Возрождение Волги». Он сообщил, что по плану на программу должны были выделить 81 млрд рублей, а выделили только 16. Тем не менее, и эти деньги позволили провести в регионах колоссальную работу и достигнуть ощутимых результатов в улучшении экологического состояния Волжского бассейна. Сброс загрязненных сточных вод в 2003 году снижен по сравнению с 1995 годом на 2,8 млрд куб. м или на 23,6 %, выбросы вредных веществ в атмосферу сокращены на 2,0 млн тонн (22,2 %). Значительно снизилось содержание в стоках нефтепродуктов, фосфора, фенола, синтетических поверхностно-активных веществ, аммония, железа, хрома, нитритов. Хотя, к сожалению, качество волжской воды по-прежнему оставляет желать лучшего. Для второго этапа работ, намеченного до 2010 - 2015 года, готовится проект межрегиональной программы, куда войдут предложения от субъектов федерации. Их уже подготовили ярославцы, астраханцы, Волгоград, Чувашия... На местах есть воля и желание навести на Волге порядок. Выступавшие предложили членам Комитета обратиться к органам представительной власти 39 субъектов Российской Федерации, подключить депутатов ГД от этих регионов, представителей партии «Единая Россия» и выйти с инициативой оформления межрегионального соглашения на уровне субъектов Федерации, по которому можно будет продолжить работу по программе «Возрождение Волги». Предложение было поддержано всеми собравшимися. На заседании Комитета обсуждалась и проблема очистки Волги от брошенных и затонувших судов, которых, по предварительным оценкам, насчитывается более 1500. По инициативе Ассоциации «Большая Волга» подготовлено соглашение волжских субъектов Федерации и концепция Программы первоочередных мероприятий на 2005 - 2010 гг. по очистке акватории Волги. Однако активизации этой работы препятствуют изменения, внесенные в Водный Кодекс РФ тем же Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, по которому, как уже говорилось, 100 % водного налога с 2005 года целиком направляется в федеральный бюджет. Однако регионы столкнулись с тем, что эту проблему не решают ни МПР, ни Минтранс России, перекладывая ответственность друг на друга. В этой ситуации Комитет решил обратиться в Правительство России с просьбой поручить МПР России, Федеральному агентству водных ресурсов совместно с Минтрансом РФ разработать методическую базу по проведению работ по очистке рек от затонувших судов и других опасных объектов, с учетом опыта регионов по решению данной проблемы; сохранить за ГФУ Дирекция «Возрождение Волги» координацию работ по очистке акваторий бассейна Волги от затонувших судов и других опасных объектов... Когда номер готовился к печати, появилась информация об «ответных шагах» федерального центра: распоряжением Правительства России от 7 июля 2005 г. № 940-р Министерству природных ресурсов России предложено подготовить проект решения : о ликвидации федерального государственного учреждения «Дирекция федеральной целевой программы «Возрождение Волги», г. Нижний Новгород». Говорят, существует протокольное решение Правительства РФ о закрытии с 2006 года и без того урезанной ФЦП «Экология и природные ресурсы России»...
Подготовила
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |