Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Государство и мы

Наше, народное...

Нужны коллективные правовые действия в защиту леса

Эколого-правовой центр «Право на жизнь», Гражданское движение «Земля России - достояние народа» предлагают активизировать ваши действия в защиту природных ресурсов как общественного достояния российского народа

На рассмотрении Государственной Думы находится проект нового Лесного кодекса РФ. Законопроект одобрен в первом чтении. В соответствии со статьей 119, п.6 Регламента после первого чтения Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта.

18 мая 2005 г. в приемную Государственной Думы на имя руководителей фракций и каждого депутата поступили коллективные обращения граждан с едиными правовыми требованиями (на данный момент количество обращений достигло 10 тысяч): на основании ст. 2, 3, 9, 18, 32, 24 Конституции РФ, п. 6 ст. 119 Регламента Государственной Думы принять решение о всенародном обсуждении проекта Лесного кодекса; на основании ст. 2, 3, 9, 18, 32, 24 Конституции РФ, п. 4 ст. 14 Регламента Государственной Думы отменить решение Совета Государственной Думы о направлении проекта Лесного кодекса на рассмотрение в первом чтении; на основании ст. 2, 3, 15, 18, 32 Конституции РФ возвратить проект Правительству РФ.

Изменения лесного законодательства, заложенные в законопроекте, непосредственно затрагивают права всех граждан России, их нынешних и будущих поколений. В соответствии с ч. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. 1-П «лесной фонд является публичным достоянием многонационального народа России и является государственной собственностью особого рода, имеющей специальный правовой режим».

По действующему законодательству лесные земли изъяты из гражданского оборота. Проект же предусматривает введение частной собственности на лесные земли. Положения проекта закрепляют возможность частной собственности на эти земли иностранных граждан и юридических лиц, а также лиц без гражданства. Лесные правоотношения рассматриваются как имущественные правоотношения, связанные с оборотом лесных земель. Лесные земли рассматриваются как недвижимое имущество, товар, подчиняющийся законам рынка.

Формальное отсутствие в проекте положений о возможности приватизации, продажи лесных земель не исключает этого путем применения Гражданского и Земельного законодательства, а также ФЗ «Об обороте лесных земель», на который имеется множество ссылок. Проект не случайно закрепляет лишь возможность иметь в частной собственности земли лесного фонда, не указывая механизма их передачи из государственной собственности в частную. Этот ход направлен на усыпление общественного мнения и уже применялся при принятии Земельного кодекса РФ. Таким образом, последствия принятия проекта по своей значимости для граждан и всего государства сравнимы с последствиями приватизации основных средств производства.

Требования граждан проигнорированы Правительством РФ, направившим законопроект в Государственную Думу без его опубликования и всенародного обсуждения, Президентом РФ и большинством депутатов Государственной Думы, одобрившими антиконституционный законопроект. Происходящий в Государственной Думе процесс «доработки» проекта Лесного кодекса имеет целью спасти и протащить любой ценой концепцию, базирующуюся на праве частной собственности на лесной фонд, они превращают леса в товар, а лесные правоотношения в имущественные, регулируемые гражданским Кодексом.

Данные статьи разработчики оставляют неприкосновенными, что делает бессмысленными какие-либо поправки и доработки, поскольку сохранение базовых статей диктует все содержание кодекса, написанного для собственников или крупных арендаторов, обладающих правами фактических собственников. В этой ситуации все природоохранные и другие нормы, якобы улучшающие проект, отпадут как ненужная шелуха, поскольку никакой общественный или государственный контроль над правом собственника недвижимого имущества невозможен. Права собственника защищены не только ГК РФ, но и Конституцией. Вторым этапом будет принятие закона «Об обороте лесных земель». Именно он поставит точку в вопросе - кто хозяин российских лесов.

Президенту РФ направлены обращения более 10000 граждан с требованиями не менять концепцию лесных правоотношений в России. Воля народа, выраженная в главном требовании не допустить принятия Лесного кодекса, базирующегося на концепции частной собственности на лесные земли, опубликовать проект и организовать его всенародное обсуждение, проигнорирована. В официальном заключении на проект Лесного кодекса от 27 мая 2005 г. Президентом РФ одобрен проект с концепцией введения права частной собственности на леса России. По мнению Президента, в связи с введением права частной собственности необходимо лишь урегулировать порядок ограничения собственниками права граждан России на пребывание в лесах. Кроме того, Президент считает, что приостанавливать хозяйственную деятельность коммерческих структур следует не на основании решения уполномоченного органа государственной власти, а по решению суда. В отношении граждан подобных замечаний нет, а ведь проект, предусматривая несудебный порядок запретов на пребывание в лесах, допускает лишь судебный порядок для обжалования гражданами этих запретов. Президентом полностью одобрены положения о превращении лесов России в недвижимое имущество - товар, подчиняющийся законам рынка. Позиция Президента выражена в официальном заключении № Пр-896 от 27.05.2005 г., направленном в Госдуму.

Выдержки из заключения: «Не оспаривая законопроект в целом... Учитывая предполагаемое введение частной собственности на леса недопустима неопределенность в вопросе ограничения прав граждан на пребывание в лесу... .. не решена проблема собственности... Необходимо отметить, что статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относит лес к недвижимому имуществу. Законопроект следует привести в соответствие с гражданским законодательством... ...Представляется, что приостановление соответствующей хозяйственной деятельности должно осуществляться не в административном, а в судебном порядке...».

14 апреля 2005 г. в Пресненский суд г. Москвы обратились граждане и организации из разных регионов России с заявлением об оспаривании бездействия Правительства, отказавшего гражданам России не только в опубликовании проекта нового Лесного кодекса, но и в предоставлении любой информации о разработке Лесного кодекса РФ в нарушение статьи 24 Конституции РФ. Приняв дело к производству в апреле 2005 г., 25 июля при отсутствии правовых оснований, по ходатайству Правительства РФ судья Пресненского суда г.Москвы Е.В.Литвиненко незаконно прекратила производство по делу, открыто продемонстрировав свою полную зависимость от исполнительной власти в лице Правительства РФ. Действия суда нарушают положение статьи 120 Конституции РФ, закрепляющей принцип независимости судей и подчинения только Конституции РФ и федеральному законодательству.

То же самое заявление от другой группы граждан и общественных организаций принято судьей Пресненского суда Печениной Т.А., которая указала в определении, что имеются все основания для принятия заявления граждан к рассмотрению. Будет ли и дальше судья Печенина Т.А. независима и беспристрастна, когда Правительство РФ потребует прекратить принятое ею дело?

В настоящее время ситуация с рассмотрением Лесного кодекса в Государственной Думе находится в критической стадии, необходимы самые активные правовые действия в защиту конституционных прав граждан России и ее государственных интересов. Однако пока весь груз работы несут на себе только Эколого-правовой центр «Право на жизнь» и небольшие региональные общественные организации, граждане, выполняющие всю правовую и информационную работу, достигнуть положительного результата практически невозможно.

Необходимо объединить усилия и возможности всех слоев общества и отстоять национальные интересы России. Предлагаем продолжить направлять обращения в Государственную Думу. Под документами необходимо собрать подписи. Заверение подписи требуется только на доверенности для суда. Порядок оформления доверенности разъясняется в ее тексте.

Копии всех документов после подписания, а также копии квитанций об отправке просим направить по адресу: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, 41, офис 2, «Право на жизнь». Это необходимо для того, чтобы ваши обращения были зарегистрированы общественными организациями. Все эти документы - наши доказательства в будущих судебных процессах.


О. А. ЯКОВЛЕВА,
Член Московской областной коллегии адвокатов, Почетный адвокат России.
Эколого-правовой центр «Право на жизнь».
Костромское областное экологическое движение «Во имя жизни».
Региональная общественная организация «Звенящие кедры России».
Региональная общественная организация Экологический клуб «Улукиткан».
Алтайская региональная общественная организация кумандинцев «Исток».
Пермская гражданская палата.
Для контактов: law@biodiversity.ru

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность