Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Наш человек

"Я пришел в свою семью"

Во время поездки в Великий Новгород мне выпала редкая удача - встретиться и побеседовать с дочерью писателя В.Бианки Еленой Витальевной. На новгородской земле было много и других встреч - горячих, злободневных. Проблемы, проблемы... О них и писала в первую очередь. А теперь - о вечном. Как оказалось, не менее злободневном.

- Елена Витальевна, в моем ощущении Виталий Бианки был очень светлым человеком. Даже по фотографиям видно: он смотрит, как смотрят дети - открытым и чистым взглядом.

- Это хорошо сказано. На Алтае отец прожил четыре счастливых года (там он преподавал в гимназии, создавал краеведческий музей, который сейчас носит его имя, там он с мамой встретился...), там его чтут и выпустили книжечку воспоминаний о Виталии Бианки, которую назвали «Мудрец с душою ребенка». Так что вы правильно сказали...

Действительно, в папе соединилось многое, казалось бы, несоединимое, и эти противоположности, соединившиеся в одном человеке, и создали такую интересную личность.

- Какие противоположности вы имеете в виду?

- Многие. Начиная с предков. Одна ветвь рода - швейцарцы, которые переехали в Россию в начале 19 века (прабабка отца в то время была примадонной Мариинского театра), другая - немцы, но отец считал себя русским. Рожденный в России, он был страстным ценителем и знатоком русского языка, русской природы... Он считал себя русским и так и писал в анкетах.

- Так он им и был по сути.

- Да, конечно. А вторая противоположность в том, что отец вырос в семье совершенно не гуманитарного толка. Я часто вспоминаю строки Блока из поэмы «Возмездие». Он пишет про семью своего деда, что «дух естественных наук здесь был религии подобен». В семье Бианки было то же самое. Дед - мировая знаменитость в зоологии, к тому же - секретарь Полярной комиссии, поэтому дома бывала масса ученых-путешественников. И, естественно, дети в семье пошли по научной, биологической стезе. Папа, как и его старшие братья, окончив гимназию, поступил в университет. Но это был 1916 год. Сначала армия, потом военное училище, революция, гражданская война...

В общем, когда он после Алтая вернулся в Петроград, он уже не мог и не хотел заниматься чистой наукой. Потому что начал писать и попал в студию начинающих детских писателей при Институте дошкольного образования им. А. Герцена, где вместе с ним учились Ольга Капица и Самуил Маршак. Папа там довольно быстро преуспел, и уже в 1923 году у него начали выходить первые книжки. И он пишет в то время своему другу датчанину Иогансену, с которым познакомился на Алтае: «Знаешь, я понял, что занимался не своим делом, что я все-таки художник, а не ученый».

- То сложное время, в которое ему выпало жить, в чем-то можно сравнить с нашим временем. И пусть сегодня в России нет гражданской войны с ее большой кровью, но душевных ран люди получили не меньше, чем тогда. В этой связи интересно - как, по вашему мнению, Виталию Бианки удалось и в то смутное время сохранить вот эту душевную чистоту и веру в жизнь? И что он сегодня мог бы сказать отчаявшимся и разуверившимся во всем согражданам?

В чем секрет его стойкости в сохранении чистоты? Что ему помогало - природа, творчество?

- Конечно, очень большую роль сыграла его любовь к природе. На эту тему у меня как-то был доклад в музее А. Блока (папа очень любил его, говорил: «Я весь вышел из Блока»). Как Блок, так и многие другие молодые люди того времени стремились переделать мир, улучшить его, и эти стремления завели их довольно далеко. И когда Блок увидел, почувствовал это, понял что свершившееся выглядит совсем не так, как мечталось... я думаю, что он не мог не умереть. Потому что эта рана была очень глубокой.

А папа нашел, как теперь это называется, нишу - любовь к природе и ее познание. Наблюдать природу и рассказывать о ней он стремился всю жизнь. Он всегда хотел передать другим людям то, что он нашел сам - вот эту основу для жизни. Это его и держало, конечно.

- То есть сегодня он бы сказал: живите в гармонии с природой, будьте родными ей - и найдете ответы на все?

- Да-да-да. Каждый год езжу сюда в Новгородскую область, в Боровно, и по дороге вижу, сколько сведено леса. Это так больно! Отец очень любил лес, много писал о нем... Ну, не даром же - и «Лесная газета», и всё остальное - из леса.

Между прочим, он не любил слово «природа» и использовал вместо него «лес». Почему-то ему казалось, что слово «природа» звучит как-то не так... Для него всё было - лес. Как-то я составляла книжечку о нем, она называется «Отчего я пишу про лес». Там очень много фотографий, выдержек из дневников, писем... И там есть фотография одного из участников радиопередачи «Вести из леса» - боровичанина Кронида Всеволодовича Грановского, а под ней такая подпись, что он, приходя в лес, чувствовал: «Я не гость и не хозяин, я пришел в свою семью». Так здорово сказано! Это папа из каких-то дневниковых записей или высказываний Кронида Всеволодовича взял, и мне кажется, в ней очень точно выражено и папино отношение к природе.

- Я услышала в Боровно на бианковских чтениях, что его называют первым экологом.

- Нет, первым нашим экологом был Дмитрий Кайгородов, профессор Лесотехнической академии. Он умер в 1924 году. В 2004 году, в день 80-летия со дня его смерти, в Географическом обществе на заседании Клуба Бианки я говорила о том, что Кайгородов очень много сделал как ученый, и как важно, что то, что делал он, подхватил Бианки своей «Лесной газетой». И на первой странице «Лесной газеты» - портрет Кайгородова и теплые слова о нем.

- То есть Виталий Бианки реализовывал эти же идеи, только в другой нише - в детской литературе?

- Да...

К нашему разговору присоединяется Галина Васильевна ПАВЛЕНКО, председатель общественной организации «Клуб друзей Валдайского национального парка «Боровно»:

- На прошлых бианковских чтениях директор школы в Боровно Сергей Павлович Рябчич рассказывал, что его младший брат в те годы, когда на озере бывал Виталий Валентинович, ходил с ним на охоту и не раз беседовал (Виталий Бианки с большим интересом общался с молодыми учителями). Так вот, в те времена, а это был 1957-58 год, и ни о какой экологии слыхом не слыхали, Виталий Валентинович ему говорил: «Живую природу надо беречь». «А я, - вспоминает, - так удивлялся, - а как же ее беречь-то, эту природу? Вон ее сколько...» То есть в те годы, когда еще не было таких тревожных сигналов, как сегодня, Виталий Валентинович хорошо понимал, к чему ведет безответственная деятельность человека.

- Елена Витальевна, как бы вы ответили на вопрос: что было главной целью и смыслом жизни вашего отца?

- Думаю, стремление передать людям, и в частности молодежи, то, к чему он пришел своим опытом, своим интересом - то, что надо любить природу и жить с ней в гармонии. И мне кажется, такое вот учительское начало в нем было сильно развито. В юности он преподавал в школе на Алтае, потом в кружке при Зоологическом институте, куда и я ходила в детстве, папа несколько лет возил детей в экспедиции по области и говорил: «Я учил их птицам».

У отца огромное количество литературных учеников - помимо известных Сладкова, Грановского, участвовавших в создании «Вестей из лесу» - было очень много других. Сохранилась его огромная переписка с учениками: со Зверевым из Алма-Аты, Гроссманом из Челябинска... - письма, письма... Разбор их литературных произведений...

Кроме того, у него осталось, как он называл, две «итоговые вещи». Это «Опознаватель птиц в природе». Не «Определитель»! Все «Определители» - для уже убитой птицы. А он написал совершенно замечательную вещь «Опознаватель птиц», по которому точный вид можно установить на расстоянии - по манере поведения, по цвету, по голосу, по массе каких-то других примет, соединив которые, можно получить название вида. К сожалению, «Опознаватель» до сих пор не издан, потому что не закончен. Приметы отец описал, но как соединять их...

А вторая вещь касается его литературных учеников. Она называется «Рассказ о рассказах», что-то из нее печаталось, но не полностью. Вещь тоже не закончена, но довольно интересная - обращение к начинающим: как писать, что, как создается вещь из мыслей, впечатлений... Отрывки из нее есть в собрании сочинений.

Сейчас готовлю сборничек о его юности, десятые годы прошлого века... Отец сам начал писать воспоминания о себе под названием «Круги на воде». У Козьмы Пруткова есть изречение: «бросая в воду камешки, гляди на образуемые круги» и так далее. Так вот, отец писал воспоминания, бросая камешки в свою память и вызывая воспоминания, которые оценивал уже с точки зрения зрелого человека.

Он задумал написать тринадцать главок, к каждой придумал заглавие, эпиграф (почти все эпиграфы - из Блока...), но написал всего три. Так досадно! Так было бы интересно! Но что делать... Последние годы он очень болел: инфаркт, инсульты, а потом рак легкого... и всё.

- Ну, такая жизнь...

- Конечно, очень нелегкая жизнь. Чего только не пришлось перенести! Тому поколению досталось сполна.

- Я хочу сказать, наверное, от имени миллионов детей, которые читали и которым читали Бианки... Мне папа читал его книжки, когда я сама еще не умела, читал много, читал и других писателей, но запомнились немногие. Бианки помнится до сих пор. Поэтому я считаю, что этот свой смысл жизни он точно выполнил и продолжает выполнять. Сегодняшние дети тоже читают и любят рассказы Виталия Бианки.

- Мне кажется, что дело отца, его идеи нужно продолжать. Взять, к примеру, ту же «Лесную газету». Сначала она выходила в журнале, потом стала отдельной книгой, приобрела огромную популярность, переведена на многие языки, хотя в ней говорится только о нашей природе. Причем даже не об общероссийской, а только той, что на северо-западе, и все равно это интересно людям.

Жизнь книжки продолжилась на радио, она зазвучала не только человеческими, но и птичьими голосами... А теперь все сидят у телевизора. Надо, чтобы в телепрограммах обязательно была передача, рассказывающая о нашей природе. Обязательно! А нам что сейчас показывают? Порнографию, жестокость и прочие мерзости.

Конечно, есть фильмы и о природе. Замечательные фильмы. Но там жирафы, львы и подводное царство. А то, что сегодня у нас происходит - что делает муравей, что делает медведь, когда ласточка прилетела, - никто не знает. А ведь это можно сделать! Я написала письмо в Москву, в жюри конкурса сценариев для кино и телевидения, о том, что надо, чтобы по телевидению люди смотрели фильмы о нашей природе, и не вообще, а о том, что в сей момент в ней происходит. Как последние известия. Та же «Лесная газета», только телевизионная. Картины нашей природы могли быть дополнены текстами Бианки и других писателей, их повествованием о том, что происходит в лесу. Если ребенок увидит это по телевизору, он и в лесу сможет это найти. Он будет знать, что надо смотреть. Мне кажется, это очень верная идея.

- Безусловно! Не только верная, но и прекрасная.

- Как-то в Географическом обществе в нашем клубе я читала несколько папиных рассказов (но лучше, чтоб это делал настоящий актер), и когда по сюжету шла речь о том, что чирикает воробей, нажималась кнопка магнитофона и в зале раздавалось это чириканье или выл волк, - это было здорово! ...Вы знаете, оказывается, даже киты поют.

- А в какие минуты жизни они поют?

- Когда собираются вместе, группируются. Может быть, в это время у них игры какие-то или еще что-то... Очень интересно.

- Разумеется. Потому что люди уже устали от той помойки, что беспрерывно льется с экрана. Пусть лучше на экране поют птицы. Или киты.

У зрителей эта потребность точно есть, дело за теми, кто рулит телевидением.

- Я им и написала, но думаю зря. Потому что Москва занимается только собой, и очень сложно там добиться чего-то, не приносящего скорые деньги. Там все меряется на деньги.

- Может быть, региональное телевидение окажется в этом смысле более отзывчивым?

- Если бы кто-то заинтересовался такой идеей, пусть даже любители с видеокамерой, это было бы замечательно.

- Огромное вам спасибо за беседу.

После разговора с Еленой Витальевной Бианки меня провожала хозяйка дома, в котором она остановилась, Татьяна Николаевна УЛЬЯНОВА. Она доктор биологических наук, членкор Петровской академии наук, а в детстве - член юннатского кружка, который вел писатель. Все юные кружковцы стали биологами. Как сказала Татьяна Николаевна, «остались верны биологии». Настолько масштабной была личность писателя, сумевшего увлечь своим интересом немало юных пытливых душ. По-человечески масштабной. Когда родители маленькой Тани погибли в блокаду, Виталий Валентинович взял на себя все материальные заботы о ней и помогал до тех пор, пока она не стала самостоятельной.

Татьяна Николаевна вспомнила замечательную фразу своего учителя: «Наука начинается там, где кончаются наши знания». Это было его напутствие юной аспирантке, отправлявшейся в 1959 году в экспедицию в Туркменистан. Татьяна Николаевна вспоминает: «Он всегда говорил: «Чтобы увидеть, надо остановиться, надо очень внимательно смотреть, надо смотреть - смотреть... и думать». Считаю, что именно благодаря его наставлениям я в этой экспедиции открыла новый вид однолетней люцерны. Смотрела, смотрела...»

Это была ее последняя встреча с Виталием Бианки. Но - на всю жизнь.


Записала
Альбина БЛИЖЕНСКАЯ.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность