Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Альтернатива

Кто вы, экопоселенцы? или "Благодать" в лицах

Автор этой статьи - Наталья БУКАТОВА. «Берегиня» рассказывала о ее жизни в селе Федоровка Пензенской области. Свой дом, козы, «органический» огород, вегетарианство, обливания на роднике, крайний аскетизм. Наталья - давний член МСоЭС и последовательница идей, изложенных в книгах Мегре. И вот недавно она побывала в экопоселении, расположенном на другом конце России - в Приморском крае, откуда и сама родом. Она близко познакомилась с жизнью людей, выбравших для себя этот путь и основавших поселение «Благодать», и решила поведать об этом читателям «Берегини».

Экопоселение существует уже 3 года: почти 20 человек взрослых и столько же детей. Они уже купили половину домов в обезлюдевшем Тополёвом и два дома в соседнем - в двух километрах - селе Ясном (по мнению самих местных пенсионеров также бесперспективном из-за отсутствия работы). Многие уже построили или строят себе дома непосредственно на своих родовых одногектарных наделах: из разобранных на бревна старых тополёвских домов или из бревен выделенного в трех километрах Архиповским лесничеством участка леса.

Так кто же они - экопоселенцы, читатели книг «Звенящие кедры России» из Тополёвого?

Вот семья Безручко. С Алексеем, по прежним публикациям известным как организатор поселения, пообщаться не удалось. Во время моего пребывания в Благодати он был в Уссурийске на заработках. Его жена-единомышленница Ирина живет здесь год. Ради любимого человека, ради простой и вольной жизни в гармонии с природой и собственной душой, среди немногочисленных сестер и братьев по духу она оставила работу и город, перебралась в глухое село, в дом без элементарных удобств, даже без электричества. Трудится в огороде, готовит еду на печи, собирает грибы-ягоды, занимается с детьми из «пионерлагеря», естественно, на общественных началах, по зову сердца. Вместе с Алексеем побывала на всех высочайших точках Приморья, здесь же, в Чугуевском районе: горах Облачная, Снежная, Сестры...

В прошлом году супруги Безручко соорудили по традиционной технологии деревянный пресс и отжали первый килограмм масла кедрового ореха.

Кому-то из «цивилизованных» городских обывательниц такой выбор и поступок молодой женщины покажутся диким, кому-то - героическим, а здесь это часть образа жизни, естественного для всех. Зато что может быть крепче семьи друзей-единомышленников?

Вот Степан Комов: местный житель, пасечник (у него 80 пчелосемей), охотник. У него в первый год основания жила часть благодатцев. С их подачи он прочитал книги «Звенящие кедры России», проникся идеей возрождения Цивилизации и Духовности путем создания экокультурного социума. По словам благодатцев, в большинстве своем вегетарианцев и противников охоты, Степан даже на охоту реже стал ходить; но все же когда гон изюбрей - дома усидеть не может, азарт своё берет. Не так просто сразу расстаться с устоявшимися привычками. Впрочем, правильный охотник - природе не враг. Степан соорудил на реке Тополёвой бесплотинную мини-ГЭС, от которой,говорят, получал одно время электроэнергию для своего личного подворья. Сейчас, впрочем, она как электростанция не работает. Хозяину не до нее, все больше на откочёвках с пасекой, но само сооружение осталось - как местная туристическая достопримечательность.

Любовь и Андрей Хоцятовские. Живут они пока в селе Ясное с двумя детьми, младший из которых - Данила - первый ребенок, родившийся в «Благодати». Данила - «водный» мальчик: Люба родила его по методу Чарковского, в воде (в большом чане, так как в реке вода очень холодная), и с первых дней жизни обучает плаванию. Сейчас, в свои 6 месяцев, Данила уверенно стоит на ногах, пробует ходить. Он очень подвижный крепыш, не связанный никакими пеленками, летом практически все время голышом. Ну да более раннее развитие, отменное здоровье и жизненный тонус «водных» детей - факт известный.

Свой гектар «родового имения» Хоцятовские обсадили молодыми сосенками, строят дом, завели пчел: 2 пчелосемьи в настоящих, самолично хозяином долблёных колодах, приспособленных к зимовке на воле (толщина стенок 6 см). Остается только гадать, каким образом миша, забредший как-то ночью «на огонек», ухитрился прогрызть такую толстую стенку и разорить одну из колод?

Елена и Игорь Абакумовы. Продав свой дом в Арсеньеве, они купили справное жилье с подворьем в Тополёвом и, в отличие от прочих переселенцев, сразу обзавелись скотиной: коровой, свиньями, курами. Свиней, впрочем, году в прошлом перевели: Елена против «свинства» взбунтовалась, ей и с тремя детьми хлопот хватает, да сейчас еще и четвертый в проекте. Для старшей дочери Ани, с пеленок «болеющей» лошадьми, купили кобылку. Сейчас у Абакумовых уже 8 лошадей обоего пола. Под седло, впрочем, объезжены Аней только две кобылы, остальные лошади - молодняк прошлых и текущего года рождения. К этому табунку притусовались лошади местных жителей во главе со старым жеребцом, и теперь этот общий табун вольно бродит по окрестностям в радиусе 10 км, доставляя немало хлопот местным жителям, да и самим благодатцам потравой и огородов, и сенокосов.

Игорь рад бы продать лишний молодняк, да в местной глубинке спроса на лошадей нет. Он уж жеребят за так стал дарить, тем же соседям-благодатцам, да не всем здесь они нужны - с конем-то надо заниматься и уметь обращаться. С подачи Чугуевских представителей WWF есть задумка организовать базу для конного туризма. Да только у Игоря с Леной пока нет возможности работать с лошадьми на таком уровне, Аня же - еще школьница.

Куда как лучше пошло другое начинание Абакумовых: так называемый «пионерлагерь», о котором уже упоминалось. Свой просторный дом в Тополёвом Игорь на все лето сдает в аренду нескольким семьям с детьми - своим городским знакомым. В общем, «пионеров» человек 15 набирается. С ними поочередно живут несколько взрослых да еще абакумовских трое детей. Сам Игорь все это летнее время живет с женой в вагончике, в живописном месте на берегу Уссури.

«Пионерлагерь» же живет своей жизнью: городские ребятишки знакомятся с сельским укладом, садом-огородом-буренками-лошадками, ходят на экскурсии в тайгу. В программе также вечерние посиделки у костра, спортивные игры, викторины, шутливые конкурсы, ну и все такое прочее, а старшие дети и верхом катаются. Во всех этих играх-забавах участвуют и взрослые благодатцы - в качестве массовиков-затейников, и их дети в качестве полноправных участников, прежде всего, конечно, дети самих Абакумовых. Не говоря уже о том, что для нужд «пионерлагеря» активно закупаются продукты у местных жителей, благодаря чему у последних -гарантированный сбыт любых излишков и доход. Поваром для «пионерлагеря» также работает местная жительница.

И хотя сам Игорь как бы отмежевался от остальных благодатцев: «Я, - говорит, - в отличие от них и мясо ем, и выпиваю, хотя и меньше, чем бывало, но здоровым образом жизни особенно не загоняюсь, только курить бросил»; да из-за потрав лошадьми огородов отношения натягиваться стали - общественно-педагогической значимости «пионерлагеря» нельзя отрицать. И оживления, которое он вносит в жизнь таежного захолустья, нельзя не видеть.

У немногочисленных местных ребятишек, да и у самих благодатских тоже популярны не жмурки-пряталки, а другие специфические местные игры: «в Абакумовых» (особенно популярна игра «скачки на лошадях»), а у девочек всё больше - «в Хоцятовских», игра «рождение Данилы в воде». Вот так дети, не страдающие консерватизмом мышления, сразу принимают новый уклад и играя учатся жить. У стариков же зачастую просто в голове не укладывается: как так можно, живя в деревне, скотины не держать, мяса не есть, вообще не загоняться на бизнесе и заколачивании денег? А ведь сами же видят, к чему этот самый бизнес ведет: к хищническому уничтожению тайги, обмелению рек... К подрыву самих основ жизни обитателей таежной глубинки.

Хочу хотя бы кратко упомянуть и о других колоритных фигурах из «Тополевского лукоморья».

Первым человеком, с которым я здесь по приезде познакомилась, был Леонид. Даже по виду он - настоящий таежный волк с густейшей бородой и шевелюрой, с пронзительным взглядом ясных соколиных очей. Такое лицо навсегда запомнишь, увидев на таежной тропе, из тысячи узнаешь, встретив в толпе. Да только не в безликой городской толпе, а здесь, в тайге Леонид - у себя дома: философ, неутомимый ходок, знаток тихой грибной охоты и рыбной ловли, не приемлющий ни бизнеса, ни рыночных ценностей, ни порабощения животных. Все, что нужно для пропитания большой - пятеро детей - семьи, они с женой Светланой и старшей уже совсем взрослой дочерью Алисой выращивают на огороде, на своем «родовом» гектаре, приносят с реки. Строят себе дом из купленного на слом заброшенного строения... Природа всех прокормит, вылечит и жить даст, если дать жить ей.

А вот Ольга и Петр Валлы: совсем молодые супруги, еще не успевшие обзавестись детьми. Обживаться на гектаре своей земли им помогает брат Петра Иван, тоже молодой парень неформального вида, приезжающий в Благодать на лето. Игорь Абакумов подарил семье Валлов жеребенка-сеголетка, - для него тоже надо много чего подготовить к зиме: сено, укрытие от непогоды, потом и сбрую. Работы хватает всем.

Есть в поселении отважные одинокие дамы. Валентина со старшей дочерью своими руками, без помощи мужиков (!), построили себе дом под пологом тайги на своем одногектарном наделе и разве что печь класть печника нанимали. Сейчас заняты строительством надворных построек, заложили сад, растят огород. Эй, городские неженки, многие ли из вас способны на такое? Ау, одинокие непьющие мужики, как вы прозевали таких женщин? Двое внуков Валентины все лето гостят у моложавой, ни одного седого волоска, энергичной бабушки (мать на заработках, в городе), резвятся в округе вместе с другими благодатскими детьми, похоже, не замечая ни комаров, ни гнуса...

Надежда: седовласая, но жилистая, как гимнастка-профессионалка, удивительно обаятельная и улыбчивая, с бронзовым красивым загаром. Как и чета Безручко, она покорила в свои немолодые годы все знаменитые горные вершины Чугуевского района.

Любовь Григорьевна: пожалуй, самая старшая из благодатцев. Ее участок самый удаленный от села Тополевого, и потому более всех страдающий от потравы табуном лошадей, точнее - от вытаптывания. Не боится она одна жить на отшибе, на краю бывшего совхозного поля, в недавно отстроенном (местных мужиков на строительство нанимала) доме.

Есть еще свои: Андрей, Иван - совсем молодые неженатые парни, приехавшие сюда создавать свое Пространство любви. А там, глядишь, и девчата подходящие найдутся. Иван - бывший студент биофака ДВГУ, решивший, что город - не для его натуры, в Тополевое приехал, имея всего три тысячи рублей стартовых средств. Здесь нашел поддержку и понимание. Трудился, помогая на пасеке Степану Комову, собирал в тайге дикоросы: кому, как не ему, ботанику, их знать? Сейчас у него уже свой, им самим построенный (даже печку сам клал) домик на самозахваченном, как и у многих благодатцев, гектаре земли. Тут же рядом несколько пчелосемей, огород.

Константин приехал в Благодать из Хабаровска. Живет с семьей, как и Хоцятовские, в Ясном. Занимается земельным участком на том же поле, что и другие. Улыбка, кажется, не покидает его лица. Вообще, улыбчивые лица - первое, на что обращаешь внимание, общаясь с экопоселенцами. Редко улыбается, пожалуй, только Леонид: сказывается суровый характер таежника, главы большого семейства.

Конечно, далеко не все коренные жители, особенно - пожилые, которых в Тополёвом большинство, относятся к благодатцам однозначно, не все их понимают. Из коренных жителей, кроме Степана Комова, с благодатцами сдружился, пожалуй, еще только один человек - энтузиаст-травник из соседнего села Архиповки. В их лице он нашел благодарную аудиторию активных познавателей Природы.

Я упоминала, что многие благодатцы уже построили или строят себе дома непосредственно на своих родовых одногектарных наделах. Вот только выделил глава Архиповского лесничества Козлов благодатцам на строительные нужды одну осину. Как будто не знает, что жилых помещений из неё строить нельзя: осиновое дерево имеет сильнейшую отрицательную энергетику, «отсасывает» энергию у живых существ. Из-за этого в осине даже гниль не заводится: бактерии жить не могут. Поэтому оно идеально подходит для строительства, например, бани, отхожих мест, но только не для жилых помещений.

А ведь рядом, на арендуемой предпринимателем Кульченко (Чугуевский ЛПК) территории, - десятки кубометров спиленного строевого леса преимущественно хвойных пород годами не вывозятся, гниют, захламляют дороги и выработанные лесогубителями делянки, способствуют размножению пилильщика, заражающего лес. Благодатцы не раз обращались с просьбами использовать брошенную эту древесину - неизменно получали отказ.

Благодатцы не жалуются на трудности - они их преодолевают. Не просят работы и зарплаты, на отсутствие которых так сетуют местные. Не требуют льгот и пособий. Им нужно только одно: чтобы не мешали жить и трудиться на Земле, не ставили бюрократических препон и не уничтожали лес вокруг. У них нет ни писанного или зарегистрированного устава, ни начальников и подчиненных. Все вопросы решаются сообща, на сходе, обычно - «на яме» - местечке на живописном берегу Уссури с глубоким затоном, куда так удобно нырять с обрыва.

Совместно проводимый досуг с неизменными спортивными играми или посиделками за чашкой чая также зачастую переходит в бурное обсуждение наболевших проблем. Земельные участки официально оформлены далеко не у всех: у некоторых уже есть постановления за подписью главы района, но у многих нет. В кадастровой же палате еще ни у кого не оформлены. И чего только не придумают бюрократы, чтобы мешать людям на своей земле трудиться! Всю же работу по межеванию благодатцы фактически уже провели сами. А теперь и молодые деревца у многих подрастают, и дома строятся или уже построены, не говоря уж об огородах.

Фактически дело идет к замещению традиционного села Тополевого, а в перспективе и Ясного, где население тоже постепенно вымирает и разъезжается, экологическим поселением сторонников и создателей ноосферной цивилизации. А сколько еще таких умирающих сел в крае, в красивейших и богатых дарами природы местах? Сколько невостребованной брошенной земли осталось после развала колхозно-совхозной системы, сколько пустующих домов и сооружений? Где вы, экологические первопоселенцы?


Наталья БУКАТОВА.
442227, село Фёдоровка, Каменский район,
Пензенская область, п/о Студенец.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность