Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Чистое поле

Соломинка, которая переворачивает мир

Разнообразие людей, овощей, способов жизни

По всей Европе сейчас продают овощи, выращенные в... пустыне - в испанской пустыне под названием Алмерия. Не на песке, конечно - в искусственном грунте, в парниках. В недавно выстроенных километрах парников. Круглый год. Хорошо это или плохо?

По мнению Хавьера Монтеллано, испанского активиста экоземледелия и альтернативных технологий - плохо. Потому что неестественно, даже антиприродно. В замкнутом пространстве парников развиваются болезни, грибки, приходится использовать большое количество химикатов. В пустыне нет воды, и для парников ее специально подают по многокилометровым трубам. Это требует огромных затрат энергии. Условия труда тяжелые, и местные жители не хотят здесь работать. Поэтому работают на «пустынных грядках» только иммигранты, в том числе из России.

Хавьер и его многочисленные друзья и единомышленники считают, что и проблему опустынивания, и снабжения овощами надо решать совсем по-другому. Это касается вовсе не только технологий органического земледелия, хотя оно - главная сфера их интересов, но и вообще альтернативы в широком смысле - и техническом, и социальном. Сюда, в Россию, Хавьер приехал в качестве волонтера необычной организации WWOOF (World-Wide Opportunities on Organic Farms - Возможности по всему миру на органических фермах, или Willing Workers On Organic Farms - Добровольные Работники Органических Ферм, подробно о целях и методах WWOOF см.материал на этой странице). Приехал, чтобы поработать на первой в России экологической ферме, зарегистрировавшейся как член WWOOF. Наша беседа состоялась в Москве, пока Хавьер еще не добрался до этой фермы, и я надеюсь подробно узнать о ней в дальнейшем.

Конечно, всегда интересно, как человек приходит в движение, как он определяет для себя: «это - мое».

- Я жил три года в Амстердаме, - рассказывает Хавьер, - и стал работать в экологическом веганском ресторане «Грин Пеппер». - (Тут я вспомнила: есть такой альтернативный молодежный журнал - «Грин Пеппер», «Зеленый Перец», его выпускает EYFA - European Youth For Action, Европейская Молодежь За Действия. Оказывается, та же команда). - Там я заинтересовался органическими продуктами, тем, как их выращивают. Некоторые наши люди работали на органической ферме недалеко от Амстердама. Потом я много путешествовал, а вернувшись в Амстердам, узнал о существовании такой замечательной организации, как WWOOF. Мой амстердамский друг купил дом в испанской провинции Таррагоне и зарегистрировался как «вууфер». Я жил у него, работал. В Испании много «вууферских» ферм. Вообще-то движение WWOOF зародилось в Британии, но многие «вууферы»-англичане покупали землю в Испании».

Так Хавьер стал видным активистом движения и «кочующим экоземледельцем», конечно, до тех пор, пока не осуществятся планы осесть и организовать свою ферму. И применить накопившиеся познания в области экоземледелия и малых альтернативных технологий на практике. Он еще очень молод, и у него все впереди. И он успел многому научиться. Он увидел и попробовал на практике, как работают методы знаменитого японца Фукуоки, автора книги «Революция одной соломинки», пермакультура - завораживающее «изобретение» Билла Моллисона...

А вообще-то, говорит Хавьер, сейчас WWOOF хочет поощрять местное «вууферство». «Потому что сейчас большинство «вууферов» - как я, едет подальше увидеть что-нибудь интересненькое, какое-нибудь продвинутое экопоселение. А лучше бы внедрять полученные знания там, где живешь, и помогать своим соседям-экофермерам. Допустим, одна и та же городская семья приезжает к одному и тому же фермеру, живущему неподалеку, помогает ему, покупает у него продукты. WWOOF - это не туризм, это форма поддержки природощадящих методов сельского хозяйства. WWOOF - специализированная организация, но экоферм много, и многие из них нуждаются в волонтерах и готовы предоставить кров и пищу. Это хороший способ для людей учиться экоземледелию. Когда международный эколагерь «Экотопия» проходил в Карпатах, мы одно время жили там у местной «бабушки». И она порой просила нас помочь - кое-что сделать по дому, хозяйству, поскольку она живет одна. И мы говорили: вот хорошая идея для организации волонтерства в России - помощь «бабушкам»...

Наилучшим, наиболее продвинутым экопоселением из всех, что довелось повидать, Хавьер считает поселение Ортамига с экоземледельческим проектом Антоли Пурроя (о нем мы рассказывали в прошлом номере «Берегини» в материале «Тридцать испанских соток»). Поселению уже 7 лет, и оно вошло в полосу успеха.

«Еще очень интересное место - социальная коммуна Can Masdeu недалеко от Барселоны. Практически это окрестности Барселоны - до города ехать 20 минут на метро. Это здание долго было сквотом (самозахват пустующих зданий - практика радикальных европейских неформалов - прим.ред.). Вообще-то эта земля принадлежит одному противному фонду, который не использует ее и не хочет отдать. Когда они захватили землю и старинный дом, в котором давно никто не жил, то фонд решил их выгнать. Позвал полицию. Они оказали полиции ненасильственное сопротивление - прицепились снаружи к окнам, рисковали жизнью. Полиция не стала связываться и ушла. Вообще-то земля там невероятно дорогая, и если бы не акция сквотирования, у социальной коммуны там не было бы никаких шансов. Это последняя незастроенная дорогими дачами и шале долина в окрестностях Барселоны. У правительства есть планы сделать эту долину охраняемой природной территорией.

Обитатели коммуны называют ее «рурбан» («деревнегород»), чтобы подчеркнуть, что это не деревня, не город, а что-то среднее. Это люди, которые любят земледелие, но любят и другие вещи, свойственные городу - общение, тусовку, интернет.

Землю они раздают под огороды всем желающим. Применяют разные бытовые альтернативные технологии. Так, например, в коммуне есть очень хорошая система для душа, работающая на солнечной энергии. Есть стиральная машина, которая работает с помощью педалей. Это несложная переделка старой стиральной машины: выкинули электродвигатель, подсоединили к велосипедному приводу. Конечно, часами - чего требует стирка - крутить педали тяжело, поэтому чаще всего стирают руками, а вот полощут и отжимают с помощью педалей за 10 минут. У них есть купленная солнечная печь параболического типа для готовки. А сами коммунары построили хлебную печь и муфельную - для керамики. Строят пивоварню. В коммуне есть хорошая веломастерская, где, впрочем, чинят все, не только велосипеды. Совместная жизнь дает возможность закупать оптом более дорогие экологически чистые крупы и муку. А все овощи и фрукты они выращивают сами, летом в открытом грунте, зимой в теплицах, самые разнообразные. В коммуне нет общей экономики, но иногда есть общие заказы, общие деньги. Иногда обитатели коммуны продают домашнее пиво, проводят учебные курсы по ремонту велосипедов».

Многие активисты органического движения в Испании обеспокоены проблемой сокращения культурного биоразнообразия - сокращения сортов культурных растений, когда старые разнообразные сорта вытесняются двумя-тремя пригодными для индустриального земледелия. В Испании эта проблема связана с разорением маленьких семейных ферм, ликвидацией садов и созданием на их месте монокультурных плантаций или дачных поселков (шале). По мнению Хавьера, собирать семена старинных сортов, имеющих полезные свойства, - дело очень интересное и нужное. Этим занимаются, по его сведениям, активисты и в Болгарии, опрашивают стариков, и его очень интересует, занимается ли кто-нибудь чем-то подобным в России. Биоразнообразие, - и сортов, и видов растений - по мнению Хавьера, способствует устойчивости сельскохозяйственных угодий. «А не ГМО. Это еще и гораздо интереснее!»

И особенно способствуют устойчивости, по мнению «органических активистов», разнообразные местные растения, и вообще те, которые наилучшим образом приспособлены к данному климату. В руках у Хавьера корзиночка, сделанная из прямо-таки героической травы под названием эспарто. Травы, которая сдерживает натиск пустыни. Опустынивание - давняя, даже древняя проблема Испании, первыми вырубать здешние леса начали еще финикийцы. Потом - римляне. Потом - сами испанцы. На создание одной только Непобедимой Армады срубили более 500 тысяч вековых дубов - по четыре тысячи дубов на каждый корабль.

«Эспарто - последний шаг перед пустыней. Когда все разрушено, почва высохла и на ней не может расти никакое дерево, никакая трава, остается эспарто. Потом под его тенью, на почве, уже удобренной его перегнившими остатками, могут выжить и прорасти семена других трав, желуди дуба. Эспарто помогает остановить пустыню. Мой друг Хесус борется с опустыниванием, занимается облесением. В том числе работает с эспарто. Он работает там, где много солнца, но мало леса для приготовления пищи, и он сам построил солнечную варочную печь. Хесус - большой радикал, он даже не ест те культуры - картофель, томаты, которые требуют много воды для выращивания. Мы пропагандируем неприхотливые культуры, например, замечательную чуфу, у ее клубеньков вкус миндаля. Я привез клубеньки в Россию. Опять же - на грядках должно быть биоразнообразие, способствующее устойчивости.

Мои личные планы - обосноваться в деревенском доме моего дедушки, где есть большой сад... Правда, после смерти дедушки осталось несколько наследников, и один из них, мой дядя, хочет наделать там дач, шале - это прибыльно... В Испании, да и в России, и во многих других странах, деревенский труд непрестижен, и люди не понимают, как же так: они приложили все усилия, чтобы покинуть деревню, устроиться в городе, а их дети туда возвращаются? ... Моя философия такая. Люди любят говорить: это городской образ жизни, нравится тебе или нет, живи так. Это деревенский образ жизни, нравится тебе или нет, живи так. А я говорю: почему бы не построить свой образ жизни? На самом деле существует множество способов делания чего-либо. Например, на Экотопии мы обсуждали, как в разных странах солят капусту - в России шинкуют и квасят, в Румынии заливают кочаны крепким рассолом... Всегда можно выбрать то, что подходит тебе, или создать это самому!».


Беседовала
Ирина ФУФАЕВА.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность