О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Как управлять 3 миллионами реки 2,5 миллионами озер - столько их в РоссииРустэм Закиевич ХАМИТОВ, которого мы представили вам на первой странице, не просто наш важный и дорогой гость. Имеем честь назвать его и давним другом «Берегини». С середины 90-х в Республике Башкортостан несколько лет работало уникальное министерство - оно соединяло функции ведомства охраны природы и ведомства чрезвычайных ситуаций. Возглавлял министерство Рустэм Закиевич - и среди своих многих дел рассказал читателям «Берегини» о том, как охраняют неповторимую природу Башкирии. Очень легло нам на душу то, что министр Хамитов тогда без лишних слов газете помог материально. Это дорогого стоит, потому как подобных ему - человек только десять, наверное, среди легиона российских чиновников, которым «Берегиня» искренне хотела и могла бы принести пользу.Вопросы, на которые Рустэм Закиевич любезно согласился ответить,
задал ему коллектив редакции и верных читателей «Берегини».
В 10 раз больше денег для водного хозяйства - С января 2005 года вся плата на воспроизводство и охрану водных ресурсов поступает в федеральный бюджет. Это предполагает, что аналогичные суммы должны распределяться по субъектам Федерации на реализацию всех проектов по охране вод (строительство очистных сооружений, ремонт и реконструкция плотин и других гидротехнических сооружений, берегоукрепление, облесение малых рек и т.д.). По какому принципу эти средства будут выделяться? Как субъекты Федерации могут или должны действовать, чтобы их получить? - Правильнее говорить не плата на воспроизводство и охрану водных ресурсов, а федеральный водный налог. Федеральный водный налог, введенный с 1 января 2005 года, имеет главенствующую роль для финансирования водохозяйственных мероприятий в стране. Последние несколько лет плата за пользование водными ресурсами (вариант водного налога) оставалась в регионах. При этом платежи за пользование водными ресурсами носили неупорядоченный характер. Ставки водного платежа менялись от региона к региону. Субъекты Российской Федерации имели право освобождать от платежей даже крупных водопользователей и часто этим правом произвольно пользовались. С 1 января 2005 года водный налог Российской Федерации упорядочен, он действует на всей территории РФ и будет поступать только в федеральный бюджет. Плательщиками являются юридические и физические лица, имеющие лицензию на водопользование. А таких в стране около 50 тысяч. Администрирование этого налога осуществляет Федеральная налоговая служба. Сумма водного налога в 2005 году ориентировочно составит около 13 миллиардов рублей. Это немалые деньги. И практически все эти финансовые ресурсы вернутся в водное хозяйство Российской Федерации. Противники федерального водного налога говорят о том, что бюджеты регионов потеряли одну из статей доходов. Но давайте вспомним, как расходовались поступления от водного налога некоторыми субъектами РФ. Зачастую, большая часть этих поступлений направлялась на цели, не имеющие ничего общего с водным хозяйством. Есть примеры регионов, которые расходовали непосредственно на водные нужды лишь одну десятую от общих поступлений водного налога. Результатом финансирования водного хозяйства по остаточному принципу стала заиленность русел рек, отсутствие противопаводковых сооружений и, как следствие, опасные наводнения и паводки, наносящие значительные ущербы экономике страны. Теперь, когда налог стал федеральным, в 2005 году объем инвестиций в водное хозяйство нашей страны вырастет десятикратно по сравнению с прошлым годом: с 1,3 млрд рублей в 2004 году до 11 млрд рублей в наступившем году. А значит, повысится безопасность гидротехнических сооружений, будет минимизирован ущерб от паводков и наводнений. Таким образом, после получения водным налогом статуса федерального, экономика страны получит значительную прибыль в виде сокращения расходов на ликвидацию последствий опасных наводнений и паводков. Сегодня водное хозяйство России находится в удручающем состоянии. За последние 10-15 лет не введено в эксплуатацию ни одного сколь-либо значимого гидротехнического сооружения. Заброшенным остается десяток крупнейших строек. Повышение водности рек, рост ущербов от наводнений и паводков, повышение надежности плотин и защитных сооружений, загрязненность водных ресурсов - все эти проблемы требуют скорейшего решения. Разумеется, увеличение финансирования потребностей водного хозяйства является одной из актуальных задач. Введение федерального водного налога позволит провести в стране масштабные работы по реконструкции ГТС. В следующем году около сотни плотин будет отремонтировано, кроме того, агентство планирует обследовать и привести в надлежащее состояние около 3 тыс. км противопаводковых сооружений и расчистить около 3 тыс. км русел рек. Декабрьский паводок 2004 года в Краснодарском крае и Адыгее связан именно с тем, что тамошние реки просто заросли и заилились. Их надо элементарно чистить. Однако, чтобы навести порядок на водных объектах, подобные работы надо проводить ежегодно и в полном объеме, а не раз в десять лет, как это происходит сейчас. Кроме того, в наступившем году будут развиваться методы дистанционного зондирования водных объектов. Будут создаваться новые информационно-управляющие системы: по раннему предупреждению паводков, по регулированию в автоматическом режиме работы водохранилищ, космические системы наблюдения за паводками, за разливами рек. Для налогоплательщиков принципиально ничего не меняется. Платежи за водные ресурсы заменены водным налогом, который вначале поступает в федеральный бюджет, а затем - на строительство, реконструкцию и ремонты гидротехнических сооружений. С учетом того, что налог будет взиматься централизованно, саботаж невозможен. Единственный принцип, которым руководствуется Федеральное агентство водных ресурсов при выделении средств из федерального бюджета на проведение водохозяйственных работ регионам, - это наличие всей необходимой проектно-сметной документации по тому или иному объекту, подготовленной в соответствии с существующими нормами и требованиями, и ее своевременное предоставление в территориальный орган Росводресурсов. О бассейновых Советах - Проект нового Водного кодекса предусматривает создание общественных водных советов. Как вверенное Вам Агентство видит взаимодействие с ними? Будет ли оно осуществляться на региональном уровне? На федеральном? Будут ли от Агентства рекомендации своим региональным подразделениям о принципах такого взаимодействия? Как неправительственные организации (НПО) могут принять участие в таком взаимодействии? Как в Агентстве воспримут инициативу НПО, уже пытающихся создать такие советы (это происходит в Российской Сети Рек, есть другие примеры в рамках международных водных проектов)? Полномочия таких советов в проекте Кодекса не прописаны. Кто будет их определять? - Проект нового Водного Кодекса был принят Госдумой только в первом чтении. А это значит, что основные поправки в него еще будут внесены. Поэтому я считаю преждевременным говорить о законодательном аспекте работы бассейновых советов и взаимодействии с ними Росводресурсов. Если же рассуждать в целом, то лично я являюсь сторонником идеи, что на наших крупных водных системах должен быть единый хозяин. Это может быть или управляющая компания, или бассейновый совет, или другая форма управления с обязательным участием общественности в процессе принятия решений. В любом случае необходимо создать единый центр принятия решений в бассейне крупной реки, и только сформировав такие структуры, мы можем преодолеть ведомственную разобщенность на наших реках и озерах. Но и общество должно созреть для того, чтобы понять, как управлять крупными реками. На Западе бассейновые советы появились достаточно давно. На практике это происходит следующим образом. Собирается бассейновый совет, куда входят представители общественных организаций, предприятий, государственных структур, и они определяют объемы лимитов воды для коммунальных и промышленных водозаборов, определяют объекты финансирования, управляют бюджетом и выполняют ряд других функций. Таких примеров в мире десятки, если не сотни. В России пока нет ни одного такого совета. Возможно, новый Водный кодекс будет содержать в себе статью о бассейновых советах, в которой будут более ясно и четко прописаны условия создания бассейновых советов, и можно будет управлять водными ресурсами. Я считаю, что это один из самых перспективных вариантов развития событий. В России 2,5 млн озер и 3 млн рек. Уверен, что привлечение бизнес-структур и общественных организаций на местах поможет повысить эффективность управления этими водными ресурсами. Тем, кто ниже по реке - Вопрос от тех, кто живет на берегах длинных рек. Будут ли когда-нибудь регулироваться отношения в части загрязнений, поступающих от выше стоящих по течению реки субъектов Федерации к ниже стоящим? Кто и как в состоянии решать этот вечный и трудный вопрос? - Действительно, это довольно сложный вопрос, требующий комплексного подхода. Думаю, что комплексный подход может быть реализован как раз в рамках бассейновых советов, которые будут выполнять роль площадки для обозначения и отстаивания своих интересов. В процессе обсуждения стороны смогут найти компромиссное решение, с учетом позиций представителей выше и нижестоящих по течению реки регионов. Повторюсь, такие формы управления водными ресурсами с широким привлечением всех заинтересованных сторон уже работают во многих странах. А после создания законодательной базы, бассейновые советы в той или иной форме будут внедряться и в России. - Благодарим, Рустэм Закиевич, за беседу. Искренне - удачи Вам!
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |