Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Альтернатива

И пчелиный дядя Глазов...

Обратный поезд - из Пскова - проезжал станцию «Дно». Маленький городишко, историческое название. Мои попутчики в офисных костюмах переглянулись и то ли головами покачали, то ли усмехнулись. Пояснили: в Дне недавно завод открыли, «композитных материалов» называется. Вся округа туда ломанулась: зарплату вовремя платят. Заводских работяг зовут «композиторами». А зарабатывают «композиторы», как утверждает молва в один голос, себе же на похороны: производство очень вредное. Но... средняя зарплата в области 4 тысячи рублей, и это включая областной центр. А уж в Дне-то и вовсе выбирать не приходится. Или в «композиторы», или...

Вообще-то Псковская область считается непромышленной, чистой и малонаселенной. И в советское время Псковщина ассоциировалась не с «гигантами пятилеток», а с Пушкинским заповедником - Михайловским, Тригорским, «глушью лесов сосновых», с древними крепостями и археологическими находками, с бескрайней гладью Чудского озера и туристами со всего тогдашнего Союза. Все это, кроме Союза, естественно, никуда не делось, и по большому счету область делает ставку скорее на туризм, чем на какое-либо иное направление развития. Но, как видно, районной администрации показалось проще пустить к себе грязное производство, чем завлекать потребителя исторических и природных ландшафтов.

Во время наших скитаний по окрестностям Изборска Псковской области создавалось впечатление, что первый - природощадящий - вариант все-таки востребован. Причем на скромном, низовом, самодеятельном, «единоличном», «хуторском» таком уровне. «Пошла востребованность, - даже как бы жаловалась нам Татьяна Александровна Огарева, создательница частного музея народности сето в деревне Сигово, о котором я писала в прошлом номере «Берегини». - Печорская турфирма мне говорит: вы турпродукт, у нас есть спрос, туристы, а объектов не хватает. Давайте нам свое описание как турпродукта, будем к вам туристов возить. А я говорю: какой я турпродукт? Когда мне? Мне надо кур кормить, картошку окучивать... Тяжело, возраст... Ну, ладно, договорились, что туристы ко мне приезжают только по выходным»...

Ее младшая подруга и соратница Нина Константиновна Петрова-Юрисаар, тоже «сбежавшая» из Питера, живет в километре от Сигова, в соседней деревне Олохово у Рижского шоссе, с двенадцатилетним сыном. Работает учительницей труда в сельской школе. Муж со старшим сыном приезжают на выходные и в отпуск.

Нина Константиновна - яркое явление, об этой статной светловолосой хуторянке можно было бы отдельную статью писать: она лидер «местно-дачного» сообщества, построила украсившую деревню часовенку равноапостольной княгини Ольги, организует массовые празднества, в том числе в престольный праздник княгини Ольги, 24 июля, с угощеньем, концертом, хорами; и собственный ее прекрасный бревенчатый дом наполнен теплом, вышивками, резьбой, уютом; но главное увлечение и дело жизни - ткачество. Возрождение традиционного ткачества живших здесь сето, и вообще возрождение ремесла. Несколько старых, вполне живых ткацких станов размещаются на чердаке и в отдельной мастерской, там же и огромная сновальня. Ткут и ученицы Нины Константиновны, в школе. Традиционные половики, коврики продают приезжим, на ярмарках, которые Изборский музей устраивает прямо в крепости.

Как и Огарева, Нина Петрова-Юрисаар не «зациклена» на туризме, и ее «турпродукт» - побочный продукт увлечения. Людей привозят турфирмы, по договоренности, в мастерскую. Туристы садятся за кросна и... «Вот недавно приезжала компания из Пскова. Молодые ребята с девушками. Один предприниматель, другой программист... Ребята прилипли к ткацкому станку и девчонок своих так к нему и не подпустили - сами ткали и ткали! Да еще приговаривали: «Газ - сцепление - тормоз... Газ - сцепление - тормоз...» Я так хохотала! На прощание сказали - ну все, теперь в жены будем себе искать рукодельниц».

...Если Огарева с Петровой не стремятся извлечь из своих любимых дел максимальный туристический эффект, просто живут, то хозяин третьего, настоящего хуторка на нашем пути создал свой уникальный туристический объект целенаправленно. Объект этот чуть ближе к Изборску, в лесу на 39-м километре Рижского шоссе, - «Медовый хуторок», «Музей пчелы и меда». На хуторке красиво. Березы, разнообразные диковинные ульи, ладные дома, прямо на стенах и во дворе - выставка предметов недавнего крестьянского обихода: плуги, фонари, замки, утюги, самовары...

Давние читатели «Берегини» или те, кто интересуется эффективными технологиями в сельском хозяйстве, может, и вспомнят имя Геннадия Глазова, пчеловода-изобретателя, пропагандиста собственной системы пчеловодства на основе ульев собственного же изобретения, автора книг. В них он предлагает всем желающим освоить его новую конструкцию улья, ориентированную на воспроизведение естественных условий жизни пчел. Как указывает автор, в основу своего улья он положил «биотехнические свойства дупла». Так вот, именно Геннадий Васильевич основал здесь, в псковской глубинке недалеко от границы с Эстонией, как он сам называет, «частный музей с блоком псковского краеведения и с живым укладом русской пасечной усадьбы эпохи 20 века».

Судя по всему, дело идет хорошо. Увы, когда мы добрались до усадьбы - а экскурсию по «Медовому хуторку» нам рекомендовали как выдающееся авторское представление, - хозяин оказался в отъезде (сами виноваты - не предупредили). Лишь работники показали нам экспозицию и дали буклет: «Приглашаем вас совершить путешествие в самую сказочную глушь... в старину стародавнюю, когда будто бы снег горел, а соломою тушили. ...Все пчеловажное, все пчеловестное здесь. Ступите в живое текучее время...» На выставке разнообразных ульев, как оказалось, мы видим «древние ульи-самоделы от дуплянки и колод до раритетов: ульев Дадана-Блатта, Роже Делона, немецкого фасонного медогреба и улья-биостатора Глазова». Хозяин без лишней скромности именует себя «основателем экологического пчеловедения», «подвижником правды и добра» и... «пчелиным дядей» и обещает «забавно представить родовое добро и соплести «беседы блаженнейшей зной» о жизни, меде и вашем здоровьице».

Увы, нам не пришлось отведать ни «борового меда, сбитня, натуральных северных вин из меда, ягод и плодов, из яблок, одуванчика и ревеня», ни «сыроехи из брусники, рябины, клюквы-журавин», а вот у туристов есть возможность еще и посетить баню «по-черному» и послушать игру на гуслях. А еще Глазов регулярно проводит в усадьбе экспресс-курсы пчеловодства. Окрестные обычные пчеловоды, как мы слышали краем уха, ко всем этим штучкам относятся с усмешкой, новации перенимать не спешат, и вместе с тем с удовольствием сдают свои продукты в «Медовый хуторок» на реализацию гостям.

* * *

А на соседнем хуторе - нам рассказали - местная предпринимательница создает смесь музея с гостиницей-турбазой, где можно будет не только познакомиться с традиционным бытом, но и пожить им, этим бытом, сбежать на несколько дней из современности в прошлое. Кадровая вакансия «хозяйки-хуторянки» пока свободна...


Ирина ФУФАЕВА.


К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность