О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Были они крепкие и светлоглазыеМы добрались до деревни Сигово уже вечером, когда заладил нудный дождик и погода, несмотря на начало мая, стала напоминать хмурую осень. Подбросила нас Людмила Григорьевна, художница из Питера, зимующая третий год здесь, в соседней деревне Печорского района Псковской области. Людмила Григорьевна указала нам обычный среди прочих бревенчатый дом и двор, отличавшийся только словом «museum» на крепком и длинном, по-местному, сарае да сломанной старинной коляской-повозкой. Коляска напомнила моей спутнице советско-финский фильм «За спичками».Финские ассоциации возникли не случайно: несколько десятилетий назад эти места входили в состав буржуазной Эстонии, и еще недавно Сигово, как другие деревни и хутора Печорского края, была населена сето - родственниками финнов, эстонцев, вепсов и других прибалтийско-финских народов. Мы знали, что в деревне Сигово существует музей сето - филиал Изборского музея-заповедника - и что еще есть частный музей, созданный подвижническими усилиями местной жительницы, в прошлом ленинградки, Татьяны Николаевны Огаревой. И вот именно на голову Татьяны Николаевны мы и свалились как снег. Но благодаря ее радушию и непосредственности контакт установился быстро, а общение оказалось долгим. ...В полутемном сарае стоят «люди» в яркой, праздничной народной одежде с вышивкой. «Когда я приехала сюда в 1987 году из Ленинграда, жители еще ходили в такой одежде!» У этих больших кукол человеческие лица - морщинистые, с глубоким взором. Их нарисовала художница Мария Турина из Питера. (Питерских художников среди местных дачников, как оказалось, немало). «Эти лица - психологические портреты конкретных людей, еще недавно живших в Сигове», - поясняет Татьяна Николаевна. ...Попавшую около двадцати лет назад в Сигово ленинградскую учительницу (цель была - отдохнуть от города, оздоровить детей) поразило многое. И архаичность культуры, и сохранившиеся традиционные предметы быта, орудия труда. И - сам этот труд, особое к нему отношение, когда в конце 20 века люди продолжали многое делать для себя самостоятельно, независимо от индустриального производства. И взаимоотношения в семье, в том числе - пожилых родителей со взрослыми детьми, из которых тогда многие уже переехали жить в Эстонию (в то время республику в составе СССР), но постоянно приезжали на родину. И она осталась здесь жить. А когда в середине 90-х после введения визового режима и затруднения поездок стало ясно, что скоро в Эстонию переедут все сето, создала музей. - Здесь изображено праздничное событие в жизни сетоской семьи - поездка на ярмарку. В наше время так ездили на рынок, брали корзины замечательного плетения. Хозяйка этой одежды, домотканой рубахи - Оде Лепик. Она недавно умерла в Эстонии. Принесла вещи перед самым своим отъездом. Соседи-русские называли сето «полуверцами». И даже по одежде видно - не зря: наряду с православной религией у сето сохранялось много древних языческих верований. На рубахах, на верхней суконной одежде тепик вы видите традиционную красную кайму, оберегающую от злых духов, от сглаза. Большая брошка - 29 сантиметров диаметром - закрывала грудь. Серебряные цепи ударяли по брошке, звенели, отгоняя злых духов. Древний головной убор линник, закрывающий лоб до бровей, украшен самодельным, очень изящным цветным кружевом. ...Неизвестно, насколько эффективно красная кайма и шумящие украшения оберегали сето от злых духов, но известно, что от зловещих массовых трагедий 20 века - не уберегли. - По открытой переписи 1938 г., проводившейся в буржуазной Эстонии, сето было 16 тысяч, - продолжает Татьяна Николаевна. - Потом в СССР эта статистика была закрытой, а открытая перепись 1989 показала 6 тысяч. То есть 10 тысяч сето за годы советской власти «испепелилось». Когда СССР оккупировал Эстонию в 1940 г., сето, как и другие жители Прибалтики, пережили депортацию, были сосланы в Красноярский край. И тем не менее сохранялась какая-то закваска: упорство, порядочность, трудолюбие. Даже в советское время в семьях было до пяти детей. Во главе семьи стоял отец, но негласно управляла всем мать. А в царское-то время в семьях сето нормой было 16 детей. Они были необыкновенно трудолюбивы, работали вместе, самоотверженно. Жили до 80 лет, крепкие, светлоглазые, с длинными, разработанными руками. А вообще споры - кто такие сето - идут до сего дня. То ли эстонцы, бежавшие от католицизма, то ли местное племя. Так или иначе, но вепсы с сето понимают друг друга. А в Сигове предки местных жителей жили не менее 500 лет. Сето издавна славились обработкой льна, качеством выращиваемых зерновых, животноводством. И жили в большом достатке. Приехав сюда, я была удивлена, что люди в наше время делают множество вещей для себя сами, не хотят цивилизации. К родителям приезжали дети из Эстонии, переодевались в рабочую одежду, вставали рядом и работали, да как! Косили рядами... Как удавалось так воспитывать детей, до сих пор не могу понять. И я сделала выбор в пользу экологии, бросила Ленинград, поселилась в этой сетоской деревне, где тогда, в 1987 г., жило 150 человек, а сейчас я одна. Уехав из города, стала лучше себя чувствовать, цвет лица изменился... Еще при мне хлеб не покупали - и не только пекли, но и сами выращивали рожь, ячмень, овес, пшеницу в личных подсобных хозяйствах, жали серпом. Эти подсобные хозяйства составляли до полутора гектаров - в нашем понимании, немеряные поля. Это были их бывшие крестьянские наделы. Ведь после войны здесь организовали колхоз, и только работая в колхозе, люди получали право сеять хлеб, картошку, овощи на своей земле, для своей семьи. А мололи зерно в ступе, поскольку всех до одного мельников угнали в Красноярский край. Уже в наше время один мельник по фамилии Рацев вернулся, восстановил мельницу, но уже на электричестве, а не водяную. Его дочка, кстати, тоже открыла частный музей, где показывает развитие мельничного дела... Вот орудия обработки льна. Лен трепали месяц! Мои знакомые вспоминали: «Наши родители ложились спать, а рука у них все ходила». Зато получался лен необычайно высокого качества. За ним, за местным беконом во времена буржуазной Эстонии приезжали шведы, англичане. Поэтому в каждом доме были довоенные европейские вещи - сепараторы, мясорубки, лампы фирмы «Оптима». Чисто сетоская вещь - домотканые шерстяные полотенца, ими украшали только иконы. Вот икона Пресвятой Богородицы, украшенная Боговым шерстяным полотенцем с вышитыми лошадьми - символом продолжения рода. Подарила Ольга Луйкпере. А вот «новое веяние», упрощенный вариант Богова полотенца - ткань покрашена масляной краской через трафарет. Дело в том, что в последние годы жители не могли заниматься традиционным рукодельем, потому что были сильно заняты в колхозе. Деревянная кофемолка демонстрирует виртуозное умение обращаться с деревом. Кстати, в качестве кофе употреблялся сушеный цикорий. Зимой у окна стоял традиционный ткацкий станок, на котором ткали всё - от вот таких тончайших занавесок до толстых половиков. Огромные деревянные сундуки были заполнены домашней одеждой, а выходя замуж, невеста брала с собой специальный свадебный сундучок. Видите, все рукодельное: полосатые шерстяные одеяла, ботинки, кошелек, шапка, варежки с оригинальным местным ковровым узором. Все умели делать сами. Вряд ли где-то еще можно увидеть... трехколесный кованый велосипедик: такие заказывали для детей у кузнеца. ...Как возникла идея создать музей? Жил здесь образованный крестьянин сето Николай Иванович Таппер. У него, кстати, было два высших образования - Тартусский университет и сельхозакадемия. Работал агрономом. И вот как-то он мне говорит: «Раз народ уходит, давай хоть музей сделаем». Поговорил с людьми, они стали приносить мне свои вещи... Таппер умер, а брат его живет в Эстонии, недавно приезжал, посадил мне эту яблоню. И теперь для бывших жителей Сигова считается обязательным, чтобы в музее были их вещи. Вот коврик: недавно в гости на родину приехала семья из Эстонии, привезла его для музея: в память о маме. «У вас есть от всех вещи, пусть и от нашей мамы будет». Моему музею восьмой год. Вот флаг - его мне вручили в «Праздник королевства сето». На языке сето территория, где они издавна жили, частично в Печорском районе Псковской области, частично в Эстонии, называется «сетомаа» - земля сето. В Эстонии поддерживается культурная автономия сето, там организовали три музея сето: в Обнице, Саатсе и Вярска. В Вярска музей занимает пять таких хозяйственных построек, как у меня. Содержится, конечно, на государственные средства. В одном здании экспозиция посвящена народному пению и занимается хор, в другом - традиционному коневодству, в третьем - ткачеству, вышивке, там учат детей ткать сетоские пояса. Кстати, в Эстонию переехали даже некоторые работники Печорского музея. ...Ну, а в России сейчас осталось 172 представителя этой народности. И я обязана сохранить память о них... ...Но это нелегкое обязательство. Нелегко Татьяне Николаевне и физически: человек она, по собственному признанию, абсолютно городской, к деревенскому быту не очень приспособленный, и вот живет теперь осенью, зимой и весной одна в целой деревне - с собачками Белкой и Тимочкой (все дома раскуплены дачниками, приезжающими лишь на лето). Нелегко и материально - надо чинить крышу сарая-музея, да мало ли еще что - и на все нужны деньги, а у нее лишь маленькая пенсия, куры и вкусная желтая картошка местного сорта, которую, кстати, тоже нужно сохранять - тоже культурный артефакт, и притом очень полезный. Долгими зимами Татьяна Николаевна играет на пианино Шопена. Для себя. Летом - для друзей. Иногда на велосипеде приезжает «Левка», Лео Кюлаотс, один из 172 российских сето, и что-нибудь чинит или прибивает. Он любит выпить и в Эстонии не прижился, а так работник хороший, говорит Татьяна Николаевна. По ночам, когда слышимость лучше, Огарева слушает радио «Свобода»: экологические программы и все, что касается Прибалтики. Она говорит, что жизнь и благополучие отдельного человека для нее приоритетнее территориальных притязаний государств...
Ирина ФУФАЕВА.
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |