Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Путь к детям

Если на 100 лет вперед...

«...Еще лет пять назад, - пишет автор, - слово «патриот» воспринималось значительной частью общества и средствами массовой информации как нарицательное понятие, пришедшее в новую демократическую Россию из коммунистического прошлого. Директора многих школ поспешили закрыть школьные музеи - центры патриотического воспитания, мотивируя свои действия необходимостью освободить классные помещения для новых «перспективных» направлений образовательной деятельности. Более того, вместе с детскими и юношескими общественными организациями из ряда школ вообще была выведена воспитательная работа. Как следствие этого, вкупе с неблагоприятной социальной ситуацией в стране, мы получили невиданный ранее рост детской преступности и беспризорности. А в обществе с тревогой воспринимались и другие нигилистические тенденции в молодежной среде: ее социальная апатия, отсутствие патриотизма, неуважительное отношение к государственным символам. Именно это, по всей видимости, заставило правительство принять «Программу патриотического воспитания граждан Российской Федерации», а Министерство образования вновь рассматривать его как один из приоритетов воспитательной работы с учащимися. Правда, в официальных документах патриотическое воспитание толкуется очень узко, только как военно-патриотическое, и панацеей от всех бед авторы данного толкования считают организацию военно-спортивной игры «Зарница», встречи с ветеранами войны и уроки мужества. (В. И. Аксельрод, «С чего начинается Родина» - «Внешкольник» № 3, 2003г.)».

Нисколько не умаляя значения этих проверенных форм работы, автор книги, опираясь на многолетний опыт детских объединений Новосибирска в системе дополнительного образования, предлагает другие составляющие процесса патриотического воспитания. В частности, в городе действуют такие авторские программы, как «Туризм и выживание в чрезвычайных ситуациях природной среды» (руководитель туристского клуба «Траверс» А. В. Смутнев); «Военно-патриотическое воспитание детей» (руководитель Военно-патриотической школы «Десант» О.Б. Макиев), и программа самой Юлии Рафаиловны «Экологическое образование, воспитание, просвещение детей, подростков, молодежи в рамках детского общественного объединения Центр экологической инициативы». Авторы всех методик считают, что цель патриотического воспитания будет достигнута, если дети не только получат знания о своей Родине, но и будут проявлять патриотизм на деле.

Это и подтверждают результаты работы названных детско-юношеских объединений. Сегодня нередко приходится слышать, что школьники ничего не хотят, их трудно поднять на какое-то полезное дело, они равнодушны к общественной работе, что будто бы современные подростки лишены увлеченности, романтики. Опыт работы туристского клуба «Траверс» опровергает эти расхожие понятия. Ребята из этого клуба путешествовали по хребту Кодар, по горам Северо-Восточного Алтая, почти месяц жили в палаточном лагере у озера Байкал и на реке Бия. Эти 200 километров по красивейшим горам Сибири с выходом к жемчужине Алтайских гор Телецкому озеру позволили участникам похода выполнить нормы третьего спортивного разряда по туризму, приобрести навыки выживания в сложных природных условиях, научиться самостоятельности, наблюдательности, быстроте реакции, нестандартному мышлению, умению дружить, товариществу, взаимопомощи.

А работа школы «Десант» напрямую связана с военно-исторической подготовкой, которая включает в себя прикладную физическую подготовку, военно-исторические и военно-спортивные игры, парады, марши-броски и походы по местам боевой славы, изучение истории родной Земли, боевых, трудовых и культурных традиций нашего Отечества, устоев народа. Школа ведет работу по поиску без вести павших защитников Родины в Великой Отечественной войне в Смоленской, Тверской, Калужской областях.

Масса добрых инициатив, трудовых, волонтерских, благотворительных экологических акций и на счету членов детского общественного объединения «Центр экологической инициативы». Ведь, как пишет автор методики, «без потребности в заботе о природе, чистоте своей малой Родины, людях, живущих рядом, понятие «патриотизм» всего лишь пустой звук». У детского Центра масса интересных дел. И в основе всех их - общение с природой. На взгляд автора, это - основа, поскольку «мы вместе с подростками возвращаемся к тому изначальному пониманию, что воробьи и одуванчики так же интересны, как люди. Это понимание складывается из наблюдений за сезонной жизнью в природе, из исследований и природоохранных акций, а также специальных упражнений активного созерцания, переживания своего родства с другими живыми существами». Наблюдения за происходящим в природе требует минимальных знаний. Поэтому педагог сначала дает материал о флоре и фауне Новосибирской области, а затем учит обнаруживать экологические связи между ними. Юлия Рафаиловна рассказывает: «Если наблюдать за образом жизни большой синицы, ее связи выведут нас дальше. Подростки узнают, что для наблюдений могут быть выбраны дерево, или птица, живущая на этом дереве, или полевка, у которой нора под этим деревом. Ребята находят особые приметы у своего нового знакомого, дают ему имя и не оставляют его без внимания, со временем замечая, что его жизнь протекает не совсем так, как у его собратьев. Он особенный. Для себя они делают это первое маленькое открытие».

Широко используются в Центре и экологические игры, которые позволяют сделать более доступными экологические связи, законы, проблемы, моделируют реальные ситуации во взаимоотношениях людей при возникновении экологических конфликтов. Автор приводит в пример настольную игру «Проектируем город», которая знакомит ребят не только с проблемами промышленной экологии, но и с экологическими аспектами выбора альтернативных решений. По тому же принципу построена экологическая игра «Вот моя деревня».

У центра есть своя детская лаборатория мониторинга окружающей среды. На ее счету исследование озера Селигер, которое показало, что вода в озере очень чистая (2-3 класса чистоты), а количество кислорода в воде очень высоко, что свидетельствует об активной жизни озера. А вот исследование Оби, одной из самых крупных рек Сибири, обнаружило, что уровень ее загрязнения (4 класс) выше допустимых рыбохозяйственных нормативов. Речка же Ельцовка, одна из малых рек Новосибирска, как выяснили ребята, имеет 5 класс загрязнения.

Причем главная цель детского экологического мониторинга не просто занять подростков новым видом деятельности. «Я хочу, чтобы ребята на собственном опыте убедились в реальности загрязнения окружающей среды, обеспокоились этим и начали предпринимать конкретные действия по ее сохранению, - пишет автор методики. - Ведь для того, чтобы стать полноценным участником любой общественной акции (например, «Чистая вода» - агитация против мытья в реке автомашин), нужно сначала убедиться самому, что это действительно вредно. Тогда найдутся и слова убеждения и осуждения для нарушителей».

Есть в Центре и агитбригада «Твои питомцы», которая выступает в клубах, детских садах, школах, детских домах Новосибирска и области: дети показывают своих животных и рассказывают о породе питомцев, об особенностях их содержания в домашних условиях, об уходе, дрессуре. Показ сопровождают беседы о добром отношении к братьям меньшим, о роли человека в охране животных и заботе о них.

«Более 15 лет прошло с того дня, когда была проведена наша первая акция, - пишет Юлия Рафаиловна. - Тогда на одном из самых больших пустырей района мы с ребятами посадили первые 270 саженцев. Живы они и сегодня. После этой была акция «Живая вода» по спасению озера Спартак в Калининском районе нашего города, «Снег-92», «Аномальные дожди», «В защиту диких птиц» и другие». Ребята детского объединения учатся и другим активным действиям: подготовке информационных листков и воззваний, обращений к общественности и в природоохранные инстанции, привлечению журналистов, публикациям в газетах.

Экологическая журналистика - еще одно из направлений пропагандистской деятельности Центра. Начинали с детской экологической страницы «След» во взрослой городской газете. Ее авторами стали дети, подростки. Герцвольф пишет: «Опыт показал, что никакие нравоучения, лекции и догмы не усваиваются людьми так полно, как простой рассказ ребенка о достойных поступках людей по отношению к природе. Экологическая страница переросла у нас в другую форму экологического просвещения - компьютерную экологическую подростковую газету «След на тропе». Газета издавалась на двух языках - русском и английском.

В 2003 учебном году новое поколение подростков начало выпуск стенной экологической газеты «Дети Земли» на базе 120 школы Заельцовского района Новосибирска. Газета выходит на двух листах ватмана, и каждый ее выпуск становится эпицентром экологической информации. Редакционная коллегия насчитывает 25 ребят разных возрастов. Кроме того, подростки и педагог центра создали четыре учебно-методических автобиографических фильма в помощь людям, работающим по экологическим проблемам: «Дети Земли», «Когда любят Землю», «Слет юных экологов», «Дети Земли за охрану природы Сибири».

Особую роль играет детский экологический музей, старейший и уникальный в Сибирском регионе. Как сообщает Юлия Рафаиловна, большая часть экспонатов в нем и все экспозиции изготовлены руками ребят, включая работы по таксодермии, геоботанике, энтомологии, орнитологии и др. Подростки сами разрабатывают различные варианты экскурсий и сами их проводят по темам: «Диалог с Природой», «Приди к ней с добром»; «В мире камня», Экологическая обстановка в городе Новосибирске и Новосибирской области», «Почем природа» и др. Юные экологи стремятся не только поделиться приобретенными знаниями об экологических законах, взаимосвязях, природных явлениях со своими слушателями, рассказать об истории создания каждой экспозиции, о каждом представленном экспонате музея, но и «заразить» их неравнодушным отношением к природным объектам и любимым уголкам своего района или города.

Многие экспонаты детского экологического музея привезены из мест, где ребята побывали во время своих поездок и экспедиций: из пещеры Маслянинского района и озера Чаны Новосибирской области, с Обского водохранилища, Алтая, из Прибалтики, Байкала, Сургута, Салехарда, из Казахстана и Польши. В музее есть как живые экспонаты - африканские улитки ахатины, кубинские тараканы, рыбы и попугаи, так и большая коллекция минералов, часть которой была подарена музею доктором геолого-минералогических наук Н. Н. Амшинским. Музей известен не только жителям Новосибирской области, но и многим зеленым России и экологистам дальнего зарубежья. Его посетили гости из Америки, Дании, Польши, Англии, Японии и даже Филиппин...


Обзор
Альбины БЛИЖЕНСКОЙ.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность