Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Правозащита

Право есть, но его нет

ИЗ БОЛЬШОЙ СТАТЬИ, ПРИСЛАННОЙ В «БЕРЕГИНЮ». ТАК ТОЛЬКО В БАШКИРИИ?

Проблема доступа к информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране в Башкортостане остра. Население, общественные организации по-прежнему не могут реализовать своего законного права на информацию о поступивших на государственную экологическую экспертизу проектах, результатах экспертизы, сроках и месте реализации проектов, не имеют возможности внести свои предложения по данным проектам. И вообще получить экологическую информацию, являющуюся государственным информационным ресурсом, становится все труднее, и запросы, как правило, просто остаются без ответа. Вот типичный пример.

Республиканская конференция по управлению природоохранной деятельностью (7 октября 2004 года, Уфа) решила объявить экологическими поселениями ряд поселков, включая Янбай Кармаскалинского района. В связи с этим Союз экологов РБ запросил информацию о состоянии окружающей среды (вод, почв, атмосферного воздуха, радиационной обстановки и т.д.) на прилегающей к поселку территории, где находятся и объекты НГДУ «Уфанефть». Но нефтегазовое управление отказалось представить такую информацию, переадресовав запрос к контролирующим органам. Республиканский центр госсанэпиднадзора ответил, что состояние воды в колодцах населенных пунктов и радиационная обстановка не входит (!?) в компетенцию этой службы, а Министерство природных ресурсов РБ сообщило, что НГДУ «Уфанефть» в Кармаскалинском районе никогда не проверялось, не планируется к проверке и какая-либо экологическая информация отсутствует. Круг замкнулся. Возник вопрос: создана ли в республике Единая государственная информационная система государственного экологического мониторинга (ЕГИСЭМ РБ), в создание которой вложено 515 млн рублей за последние пять лет и 250 млн рублей в 1996-2000 гг? В соответствии с постановлением Кабинета Министров РБ к основным целям и задачам такой системы относится обеспечение органов государственной власти, общественных организаций и граждан своевременной, полной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды.

Анализ ежегодных Государственных докладов о состоянии окружающей среды в Республике Башкортостан показывает, что там помещается усеченная неконкретная информация, которую невозможно использовать в привязке к конкретному участку местности или объекту и вообще невозможно применить в практическом плане. К примеру, утверждается, что радиационная обстановка на территории республики нормальна, хотя Союз экологов РБ располагает проверенной информацией, что, к примеру, на некоторых объектах нефтегазодобычи гамма-фон превышен в десятки раз, и это признали в 2000 году Госатомнадзор России и Госсанэпиднадзор России, издав соответствующие нормативно-правовые акты. Население не имеет информации, в каких зданиях хранятся и применяются источники ионизирующего излучения, каков гамма-фон на городской свалке, а также в парках и иных объектах массового посещения.

Нет публичной информации о состоянии загрязненности атмосферы, к примеру, в селитебной зоне Уфы, хотя указанное выше постановление предусматривало разработку карт экологической загрязненности территорий. При приобретении квартиры, коттеджа, садового участка житель республики не знает состояния почвы на данном участке, состояния атмосферы и направления преобладающих ветров, качества грунтовых вод, перспектив строительства рядом со своим жильем какого-нибудь химического или иного вредного производства и т.д. Это касается и градостроительной деятельности. В республике нет специализированной компетентной проектно-изыскательской организации, ведущей в комплексе инженерно-экологические изыскания строительных площадок, а также проверяющей экологические характеристики вновь построенных жилых помещений (сертификаты безопасности отделочных материалов, радиационный фон, уровень электромагнитного и шумового загрязнений, индекс видеоэкологии, параметров вентиляции...) и прилегающей к ним территории. Размещение района Митино в Москве на территории засыпанной свалки привело в повышенной заболеваемости жителей этого района и к созданию такой специализированной мощной экологической фирмы в строительном комплексе столицы. В Уфе же население просто не знает, в каких условиях приходится проживать. Это особенно актуально при уплотненной и точечной застройке.

Эту проблему, не решенную в ушедшем республиканском Году окружающей среды, новый Градостроительный кодекс РФ и экологическое законодательство заставят нас решать в году текущем. Экологи, санитарные врачи и строители должны взаимодействовать в целях охраны здоровья жителей городов и сельских поселений.


Председатель Союза экологов
Республики Башкортостан
Александр ВЕСЕЛОВ.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность