Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Этноэкология

Коренное право

С Саидом ХАКНАЗАРОВЫМ я познакомилась на журналистской конференции в Москве. Среди его многочисленных профессий есть и экология, и журналистика. Он преподает в Югорском государственном университете несколько дисциплин: «Современные технические средства журналиста», «Техника и технология средств массовой информации», на факультете природопользования - «Устойчивое развитие человечества», «Экологические принципы природопользования». А в НИИ угроведения Саид Хамдамович работает над темой «Природные ресурсы как фактор устойчивого развития коренных народов Севера». Окончив металлургический факультет Уральского политехнического института им. С.М.Кирова и инженерно-экономический факультет Уральского государственного технического университета, аспирантуру Томского государственного университета по специальности «Геоэкология», он стал кандидатом геолого-минералогических наук. Тема его диссертации «Использование энергетических и минеральных ресурсов и охрана окружающей среды в интересах коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа» стала главной темой его научных исследований.

Как говорит в интервью городской газете Ханты-Мансийска Саид Хамдамович, интерес к теме коренных малочисленных народов Севера «был предопределен судьбой. Когда учился в техническом вузе, я ничего не знал об этих народах. Но там познакомился со своей будущей супругой, а она у меня как раз представительница народа ханты. По окончанию вуза мы с женой по направлению приехали в Ханты-Мансийск для работы в Научно-исследовательском институте угроведения (ранее «Научно-исследовательский институт обско-угорских народов»). Там мне и предложили разработать эту тему. В 2002 году НИИ угроведения была организована эколого-этнографическая экспедиция по бассейну реки Назым. Она проходила при поддержке Управления по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа. В рамках экспедиции я провел анкетирование среди коренного населения на тему «Природные ресурсы и мы». На основе материалов экспедиции и других исследований была написана книга «Коренные малочисленные народы в условиях интенсивной эксплуатации энергетических и минеральных ресурсов ХМАО: состояние и перспективы».

На территории округа исторически сложились и развивались три народности: ханты, манси и лесные ненцы. В основе их культур лежат традиционные формы природопользования - оленеводство, охотничий и рыболовный промыслы, собирательство грибов, ягод, орехов для приготовления пищи и природных материалов для одежды, обуви, украшений, сувениров, транспорта. При этом, как пишет С. Хакназаров, коренные народы с их традиционными видами хозяйствования были, по сути, частью природы. И равновесие в системе «природа-человек» обеспечивалось традициями ограниченного природопользования, строгим соблюдением экологических норм, выработанных вековым опытом коренных народов Севера. С началом промышленного освоения этих мест, с приходом сюда техники и носителей техногенной цивилизации равновесие системы начало разрушаться.

С середины 60-х годов под влиянием негативных последствий промышленного освоения природной среды округа (сбросов нефтесодержащих буровых растворов на почву и в естественные водоемы, аварийных разливов нефтепродуктов при добыче и транспортировке) произошло нарушение малоустойчивых и легкоранимых ландшафтов средней и северной тайги. Деградация оленьих пастбищ привела к тому, что численность поголовья оленей сократилась в 3,3 раза по сравнению с той, что была 30 лет назад. Улов рыбы в 1998 г. составил 20 % от среднегодового улова в первой половине 60-х годов. Охотничий промысел практически перестал иметь товарное значение.

Саид Хамдамович приводит пример, как снижается рыбопродуктивность пойменных водоемов под негативным влиянием Ямальского газопровода: уничтожаются нерестилища ценных пород рыб, снижается их кормовая база, уменьшаются нагульные площади в водоемах, пересекаемых линиями газопровода, задерживается и полностью блокируется миграция рыб на малых водотоках, пересекаемых трубопроводом и автодорогами, снижается численность рыб в вышерасположенных озерных системах. Из-за этого потери рыбопродукции в бассейне рек Северной Сосьвы и Казыма составляют около 150 т в год.

Деградация природы в результате масштабной добычи нефти и газа, строительства гигантских нефте- и газопроводов привела к утере традиционных мест проживания и занятий для малых народностей Севера и в результате - к резкому сокращению продолжительности жизни и вымиранию 7 из 26 народностей.

Для решения проблемы автор книги предлагает несколько путей.

Во-первых, согласование экономических интересов между недропользователями и коренным населением для установления равноправных экономических соглашений. При этом предусматриваются определенные проценты (роялти) или другие виды платежей коренному населению от дохода промышленных предприятий после реализации готовой продукции. По мнению автора, одной из форм самостоятельного экономического развития коренных народов Севера может стать и создание промышленных корпораций этих народов.

Во-вторых, совместное управление ресурсами, согласно которому представители коренных народов Севера должны участвовать в процессе принятия всех решений по вопросам, касающимся использования (лицензирования, разведки, разработки, добычи, переработки и т.д.) природных ресурсов: минеральных, лесных, водных и т.п.; а также участвовать в планировании и осуществлении любых мероприятий, направленных на охрану окружающей природной среды. Кроме того, взаимоотношения администрации автономного округа и недропользователей должны проявляться в совместном формировании нормативно-правовой базы.

Иными словами, необходимо создавать механизм или «правила игры», которых впоследствии должны придерживаться администрация Ханты-Мансийского автономного округа, недропользователи и представители коренных малочисленных народов Севера. Необходимо и введение платежей для компенсации негативных последствий промышленной деятельности нефтегазового комплекса малочисленным народам в местах их проживания с традиционной хозяйственной деятельностью: платежи должны включать в себя как минимум возмещение ущерба, обусловленного снижением продуктивности оленьих стад, охотничьих угодий, рыбохозяйственных водоемов. Этому механизму нужна научная основа; территории традиционного природопользования коренных народов Севера должны сохраняться как одна из форм развития их культуры.

Во многих странах мира существует законодательная база, позволяющая грамотно регулировать взаимоотношения коренных народов с государственными и промышленными структурами. В частности, в северных провинциях Канады при разработке недр в местах проживания коренных народов применяется акт о праве распоряжения ресурсами индейских резерваций. Два раздела этого акта, 58-й и 93-й, позволяют министерству природных ресурсов распоряжаться песком, гравием, глиной и другими материалами, добытыми на территории резерваций. Но, как правило, разрешения даются только при согласии совета племени. Прибыль, полученная от сделок, должна поступать в фонд племени и распределяться между его членами пропорционально законной доле каждого члена на владение землей, по определению министра. Лицо, которое без письменного разрешения министра или его уполномоченного представителя имеет во владении какую-либо собственность, полученную на территории резервации в нарушение положений настоящего раздела, будет признано виновным и привлечено к ответственности в виде штрафа, не превышающего 500 долларов, или тюремного заключения сроком не более 3 месяцев, или подвержено двум этим видам наказания одновременно.

Консультации и встречи с соответствующими организациями коренных народов Канады (чего, к сожалению, у нас не бывает) позволяют определить их интересы и обеспечить защиту, к примеру, важных для них земельных участков (в нашем случае - земли традиционного природопользования, общин, родовые угодья и т. д.) Если местное население не привлекается к процессу принятия решений, то экономические проекты могут быть отложены.

Согласно канадскому опыту, до принятия решения заявки на разработку нефти и газа внимательно изучаются правительством в соответствии с федеральным стандартом оценки экологических аспектов, который гарантирует, что учтены многие экологические и социально-экономические факторы. Еще до того, как компании соглашаются на выполнение какого-то проекта, необходимо одобрение таких программ, как подготовка кадров на местах, создание совместных предприятий. Поощряются также программы занятости местного населения.

Опыт решения подобных проблем есть и в Австралии, чьи юго-западные районы особенно богаты минеральными ресурсами. В 1970-х гг. в таких регионах с уникальными экосистемами (редкие эвкалиптовые леса в Западной Австралии) интересы охраны природы и дальнейшего развития регионов вступили в особенно резкие противоречия. Охрана требовалась водным объектам, эвкалиптовому лесу, уже значительно пораженному грибковыми заболеваниями, флоре и фауне этих мест. Много было сделано для ограничения негативного воздействия на лесную и другие виды экосистем. В частности, программа ALGOA (американская добывающая компания) по повышению рациональности деятельности по добыче бокситов может служить примером подобного рода.

ALGOA разработала всеобъемлющую стратегию добычи бокситов, включающую все стадии жизненного цикла шахты: планирование, непосредственную разработку и восстановление. Перед началом разработки нового месторождения совместно с правительственными организациями создаются пяти- и десятилетние программы добычи, учитывающие все экологические аспекты. На основе тщательного анализа структуры гидрографической сети и качества воды проводится оценка возможного влияния горных работ на гидрологический режим объекта, изучаются наиболее эффективные способы сведения этого влияния к минимуму.

Открытая добыча осуществляется на площади примерно 450 га в год на средней глубине около 4 м, затем эти участки восстанавливаются. До 1976 г. верхний слой почвы собирался после строительства шахт и в стадии завершения ее эксплуатации, тремя годами позже, возвращался на место и выравнивался. Данные экологического мониторинга показали, что число видов растений на объектах, восстановленных 9 месяцев назад, составляет примерно 80 % от общего их количества до начала эксплуатации. Через 5-10 лет 90 % видов птиц, большая часть млекопитающих и 78 % земноводных начинают использовать восстановленные объекты для поиска пищи, мест обитания и размножения.

По мнению автора, недопустимо слепо копировать зарубежный опыт, но необходимо его изучить и адаптировать к условиям российского севера...


Альбина БЛИЖЕНСКАЯ.


К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность