Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Химическая безопасность

Всюду как дома эта застенчивая WGI

(Окончание.

Начало в № 1. 2005)

Павлоград,

Украина

В соответствии с международными договорами о ядерном разоружении Россия и Украина уничтожают значительную часть накопленных за время холодной войны вооружений. На практике утилизация происходит по американским технологиям и в значительной степени на американские деньги.

На своей веб-странице WGI - главный подрядчик работ - лирически описывает свою деятельность на Украине как очень успешную во всех отношениях: «Когда руководители и инженеры WGI впервые приехали в 1995 году в Днепропетровск, окруженный пропускными пунктами город был все еще похож на закрытый, хотя гнетущее ощущение советского присутствия уже исчезло... Сейчас пропускные пункты еще стоят, но пустуют, а на памятниках Ленину весит реклама Кока-колы», - с удовлетворением сообщают авторы.

Но ситуация на Украине после ее посещения WGI не так безмятежна, как пытаются представить создатели сайта. Партнером WGI по работе в Павлограде являлась компания «Тайокол» («Thiokol»), известная как производитель межконтинентальных баллистических ракет класса Минитмен (Minitmen), аналогичных советским СС-24. Для работ 1-й стадии использовался гидроразмыв - экологически наиболее безопасный метод, отработанный в течение 30 лет. В настоящее время в США используется почти исключительно только он. Еще в начале 90 гг. прошлого столетия Украина выразила готовность отказаться от своего ядерного статуса, взамен этого США обязались профинансировать работы по утилизации 5000 тонн ее ракетного топлива. Таким образом, американский партнер в лице WGI добровольно брал на себя ответственность за уничтожение 54 твердотопливных ракет СС-24 на Павлоградском химзаводе - единственном в СССР предприятии, на котором производилась заправка топливом всех трех ступеней ракет СС-24 (они же РС-22).

Программа утилизации в Павлограде началась в 1998 г. и была рассчитана до 2005 г. На Павлоградском механическом заводе ракеты разделяли на ступени, на Павлоградском химическом - вымывали топливо. Однако в 2002 г., когда была извлечена из шахты и демонтирована последняя ракета, позиция американского партнера неожиданно изменилась - им было направлено уведомление о приостановке работ. В нем американская сторона внезапно заявила, что гидроразмыв «...не является ни технически правильным, ни осмысленным с точки зрения финансирования методом». Израсходовав 24 миллиона долларов (общая стоимость контракта составляет 54 миллиона) из средств Пентагона, WGI ушла из Павлограда.

Напомним, что корпорация тесно связана с высшим руководством США и республиканской партии. С разборкой последней ракеты Украина перестала представлять собой угрозу для США, поэтому почти сразу же была сокращена американская финансовая помощь, и вообще, изменилось отношение американцев к этой программе. Обещанный комплекс по переработке твердого ракетного топлива WGI строить не стала. Запросы официальных лиц Павлограда и Днепропетровска по поводу странных действий WGI конгрессу США, американскому министерству обороны и лично ответственному за разоружение России и Украины («за «совместное уменьшение угроз») сенатору Ричарду Лугару остались без ответов.

Здесь следует упомянуть еще один существенный нюанс. В отличие от россиян украинцы не собирались пускать на ядовитый диоксиновый ветер миллионы рублей, вложенных в твердое ракетное топливо: на последующей стадии утилизации извлеченное из ракет топливо предполагалось использовать для переработки в эмульсионную промышленную взрывчатку для карьерной добычи полезных ископаемых. Такой технологией украинские специалисты владеют. Скорее всего, Пентагон опасается, что эта взрывчатка, полученная в процессе утилизации, теоретически все же может быть использована для военных целей. Поэтому когда ядерные боеголовки были отправлены в Россию, а твердое топливо извлечено из корпусов ракет, правительство США решило, что о своих обязательствах можно забыть.

В конце 2003 года президент Украины Леонид Кучма направил американскому президенту Джорджу Бушу недоуменное письмо с напоминанием о брошенной WGI на полдороге программе утилизации твердого ракетного топлива на Павлоградском химзаводе. В своем ответе Буш-младший хвалит Украину за отказ от ядерного оружия и тяжелых бомбардировщиков, высоко оценивает важный вклад Украины в «...общее дело относительно вопроса Ирака, который стал основным предметом нашего партнерства», а также за «...стремление к демократическому развитию общества». Касательно же уничтожения твердотопливных двигателей ракет СС-24 Буш говорит следующее: «Метод, которого придерживались наши правительства, не удовлетворил ни одно из... основных испытаний. Несмотря на большие затраты, этот процесс не стал ни реальным, ни безопасным». И далее высказывается за согласование альтернативного метода - «технически продуманного, безопасного для окружающей среды и финансово целесообразного». Без лишних подсказок ясно, что Украину вслед за Россией подталкивают к сжиганию топлива.

Таким образом, жители Павлограда оказались перед необходимостью что-то делать своими силами с пятью тысячами тонн опасного смесевого твердого топлива, складированного на окраине города - на территории механического и химического заводов. Эти огромные хранилища взрывоопасного и токсичного вещества в черте города представляют собой большую угрозу для 117-тысячного Павлограда, угрозу как экологического порядка, так и в плане чрезвычайных ситуаций. Правительство США и WGI настойчиво предлагают в качестве решения проблемы сжигание ракетного топлива - метод, запрещенный в США, за исключением некоторых особых случаев, имевших место в пустыне Невада, за десятки километров от ближайших населенных пунктов. Российские и американские специалисты высказались категорически против использования этого метода, по крайней мере, в городской черте, по причине его высокой экологической опасности. В итоге в настоящее время Украина все же отказалась от сжигания ракет и сейчас вынуждена искать собственные источники финансирования. Для этого ей потребуется весьма впечатляющая сумма в 200 миллионов гривен, однако, на разных уровнях высказывается твердое намерение найти эти средства. Губернатор Днепропетровской области Владимир Яцуба окончательно отмел все слухи относительно возможного сжигания твердого топлива в Павлограде или Днепропетровске. «Мы на это не согласимся никогда», - заявил он журналистам.

Несмотря на то, что основную ответственность за павлоградскую ситуацию несет правительство США, WGI выступила главным субъектом действия, а также, выполняя заказ своего самого крупного спонсора, активно участвует в распространении дезинформации о «безопасности» сжигания топлива в России и на Украине.

Пермь,

Россия

Пермские события вокруг сжигания твердотопливных ракет описывались в статье Дмитрия Левашова «Доллары, меченные диоксинами» («Берегиня» № 8 за август 2004 года), и мы не будем их здесь повторять. Юридической базой деятельности корпорации в Перми являются постановления Правительства РФ от 6.02.2002 и от 30.12.2003, которых не найти ни в «Российской газете», ни в электронных базах данных. Принципиальные (но скрывавшиеся от населения) решения со стороны региона принимал тогдашний губернатор, а ныне российский министр природных ресурсов Юрий Трутнев. Во властных коридорах Перми очень распространено мнение о том, что свое министерское кресло Трутнев получил во многом благодаря сдаче своего региона под скандальный проект сжигания советских ракет, который не хотели принимать в других местах.

Известно, что американское финансирование, предоставляемое через WGI в рамках закона Нанна-Лугара (Lugar-Nunn legislation), играет ключевую роль для реализации проекта. Из некоторых кабинетов просочилась версия, согласно которой пермские власти давно уже израсходовали основную часть денег, полученных на утилизацию, и сейчас для завершения проекта должны быть потрачены иные, вероятно, бюджетные средства. Так или иначе, многие важнейшие вопросы, задаваемые журналистами и общественностью, такие, как сколько конкретно денег «ракетного» проекта предназначено на развитие социальной инфраструктуры, где сейчас эти деньги, когда и как их начнут тратить, упорно оставляют без ответа. Обещания строительства новых школ, больниц и детских садов, громко звучавшие из уст идеологов проекта, так и остаются без какой-либо конкретизации, а в последнее время и вовсе как-то сходят на нет. Полностью похерено даже то робкое решение Законодательного Собрания Пермской области № 44 от 04.02.1998 «О разборке и утилизации двигателей межконтинентальных баллистических ракет (МБР) на предприятиях г. Перми», в котором условиями запуска пермского проекта называются предоставление Законодательному Собранию результатов экологической экспертизы, расчетов экономической целесообразности и выделение средств для развития социальной сферы соответствующих муниципальных образований. Судя по многим признакам, WGI показалось более целесообразным выделить средства для развития благосостояния конкретных пермских управленцев.

Реализация проекта проходит с огромным количеством нарушений законодательства и в режиме глухой закрытости от экологической общественности. Ни сама Программа утилизации твердотопливных ракет, ни проекты отдельных объектов - стендов для выжигания ракет, печи пиролиза и др. - не прошли государственную экологическую экспертизу и получили резко отрицательное заключение ведущих российских ученых - экспертов общественной экологической экспертизы. Между тем, 89-тонные двигатели ракет СС-24 в черте Перми уже вовсю горят, выделяя в атмосферу супертоксичные диоксины и фураны. По данным медработников, с начала реализации программы детская заболеваемость в непосредственно примыкающем к территории предприятий-переработчиков ракет Кировском районе города резко возросла.

В конце минувшего года прокуратура Пермской области под давлением неопровержимых доказательств, представленных общественными организациями, наконец, признала факты криминального - без разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, без соответствующего разрешения Главного управления природных ресурсов МПР РФ по Пермской области и без проведения государственной экологической экспертизы - сжигания ракет на заводе НИИПМ в течение 2004 года. Возбуждено административное дело, генеральный директор НИИПМ Александр Талалаев оштрафован аж на 50 МРОТ, вынесено представление о прекращении незаконных работ. Однако, на глаз заводского руководства есть, очевидно, обстоятельства поважнее прокурорских покусываний, и сжигание ракет на открытом, со 100%-м токсичным выбросом в атмосферу стенде, на территории пермского завода им. Кирова продолжается.

Известно, что в Перми WGI опять, как и в Павлограде, осуществляет проталкивание, финансирование, административное курирование и контроль сжигания ракет со стороны США. Осенью 2003 года WGI умудрилась организовать визит в Пермь конгрессмену США Ричарду Лугару, ответственному за внешнюю разведку и за разоружение России, - визит в святая святых: на оборонные предприятия Перми. Американский гость лично убеждался в том, что огневая мощь СССР успешно уничтожается на той самой территории Кировского завода, которая охраняется от самих пермяков посредством автоматчиков и контрольно-следовой полосы.

В последние полгода общественный протест против незаконного сжигания ракет в Перми частично обратился от губернатора и мэра к американскому партнеру и заказчику. 30 сентября 2004 г. под окнами пермского офиса WGI, расположенного в центре города, в респектабельном здании на Коммунистической, 16-а состоялась довольно шумная протестная акция под лозунгом «Сжигайте ракеты в Белом доме!». В ходе нее несколько десятков собравшихся представителей радикальных зеленых организаций сожгли американский флаг, сопроводив это скандированием сакраментального «Yankee go home!». Подробности же роли, исполняемой WGI на пермской сцене и специфика ее отношений с пермской властью, являются предельно закрытой сферой, как и само пермское представительство корпорации, не идущее ни на какие контакты с журналистами и никак не презентующее свою деятельность. Известно лишь, что пермские бюджеты корпорации составляют миллиарды рублей. Вероятно, нам предстоит узнать о пермском периоде деятельности WGI задним числом, когда партия будет сыграна, карты убраны в стол, а выигрыши в аккуратных стопочках распределены по соответствующим карманам.


Александр Лашманкин, Самара.
Роман Юшков, Пермь.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность