О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
"Двадцать лет мы мучались, теперь живем хорошо"Знакомьтесь: Сергей Владимирович КОСТАРЕВ, член платформ-группы РСР по разработке Водного плана для реки Омь и председатель правления некоммерческого партнерства «Экологический комитет» из Омска. Комитет в 2000 году создали экологи, которые до этого на протяжении 7-8 лет работали вместе для решения природоохранных проблем: разрабатывали экологический статус Омска, проводили оценку зависимости здоровья его жителей от состояния окружающей среды, готовили к изданию областную Красную книгу... Эти люди объединились, чтобы сохранить наработанное, чтобы развивать возможность диалога между общественностью и чиновниками. Сергей Владимирович рассказывает:- У нас накоплен неплохой опыт в сфере сотрудничества власти и общественности. В этом нам помогали и помогают совместные проекты с иностранцами, например, с Оксфордским университетом. Когда нам удалось вывезти несколько наших чиновников в Англию и показать, как там работают с общественностью, они испытали легкий шок и сказали, что это здорово и эффективно. Потом и у себя стали кое-какие преобразования проводить... Англичане показали нашей мэрии, что общественность очень много знает и может, и сотрудничать с ней выгодно. Наши чиновники обычно планируют работу, исходя из собственных представлений, игнорируя реальные интересы населения и бизнеса. У чиновника ведь есть понятие, что за пределами его кабинета, в лучшем случае, никто ничего не делает, а в худшем, еще и мешает работать. А ведь люди, формулируя свой интерес, предлагают и методы решения проблемы. Мы, например, вместе с группой чиновников выполнили проект «Создание условий для стратегического планирования в целях устойчивого развития города Омска», результаты которого теперь используются нашей мэрией.Уверен, если чаще демонстрировать то, как работают люди в демократических странах, эффект будет значительный. Не даром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Я смог убедиться в этом сам, когда первый раз ездил знакомиться с зарубежным опытом по охране природы, посмотрел своими глазами и понял, что это не сравнить с чтением книг, с просмотром телевизора. Большая разница. Пример. Когда мы были в мэрии Свиндона (город на юге Англии), наши чиновники спросили у членов тамошнего Совета: «А как вы узнаете проблемы людей? Вот у нас телефоны доверия, общественные приемные... А у вас?». Те отвечают: «У нас все проще. Нам мэрия выделила бесплатные велосипеды, мы раз в неделю объезжаем свой округ и спрашиваем у людей об их проблемах». Видите, это два совершенно разных подхода. Одно дело - ты сидишь в кабинете и к тебе приходят просители, другое дело - ты сам едешь к людям и на месте спрашиваешь. - Это активный поиск проблем. - Да, совершенно верно, не просто выявление, а активный поиск проблем, которые надо решить. Другой пример. Около трех лет мы сотрудничали с французами в проекте, посвященном трансграничному управлению водными ресурсами Иртыша. Проект у нас дорогой - на миллион евро, участвуют три страны: Франция, Россия, Казахстан. Опять же, прежде чем стали появляться результаты, наших местных чиновников из разных ведомств пришлось везти во Францию, показывать, как это там сделано. А по-другому не получается. Словам не верят. Верят только собственным глазам. После этого начинают хотеть сделать нечто подобное. - В результате в названных вами странах сложилась какая-то бассейновая структура, управляющая Иртышом? - Пока не сложилась, только складывается. В нашей стране готовится новый Водный Кодекс. Министерство разрабатывает рекомендации, которые предусматривают обязательное подписание бассейнового соглашения, разделяющего обязанности управления водными объектами между странами и регионами. Там же предусматривается создание бассейнового совета. По крайней мере, на уровне федерации уже поняли его необходимость. Другое дело, что процесс это не быстрый. Но мы к этому придем и будем вынуждены интегрироваться в европейское сообщество. А у них это - директива. Во Франции такой совет входит в систему государственных органов и имеет парламентский статус, являясь выборным органом. В Нидерландах совет по сути - общественный, хотя есть и государственный комитет. Я думаю, что тут нужно и государственное участие, и общественное... Главное, чтобы все рекомендации совета имели статус закона. Когда я недавно был во Франции и посещал водное агентство по Сене, на мой вопрос: «Как это у вас все так хорошо получилось?» мне ответили: «Все начиналось 40 лет назад. Первые 20 лет мы мучались, теперь 20 лет живем хорошо». Первое, что они начали делать, - сводить людей, которые стали между собой договариваться, так у них возникла привычка общаться и готовить совместные решения. И у нас совсем недавно принято решение по созданию в рамках Российско-Казахстанской комиссии руководящего Комитета по Иртышу. - В каком городе он находится? - Пока ни в каком. Он сейчас на стадии формирования. А руководитель бассейнового водного управления находится в Тюмени. В это управление входят несколько областей - так же, как и у вас в Поволжском. Наше называется Нижне-Обским. Включает Салехард, Ханты-Мансийск, Урал Средний и Южный, Тюменскую область, Омскую... Вот это бассейновое управление сейчас - государственный федеральный орган. На самом деле идея бассейнового совета, которую мы пытаемся развить, предполагает не только государственное участие, но и участие всех заинтересованных сторон: государства, людей, которые живут на данной территории, и бизнеса - водопользователей. Для этого и было принято решение в рамках международной комиссии по трансграничным водам создать руководящий Комитет, куда, помимо госчиновников, ввести общественность и водопользователей. Тогда можно будет говорить, что институционально, т. е. организационно создано то, что задумано. Останется только начать работать вместе. И первое, что потребуется, - разработать совместные управленческие планы. В России это можно сделать. У нас есть управляющий орган - бассейновое водное управление. А с Казахстаном есть некоторые проблемы. - Казахстан против? - Он никогда не был против. Но там немного другая система охраны природы. - Почему требуется объединение усилий трех стран для решения проблем Иртыша? -Иртыш течет из Китая через Казахстан в Омск, Тюмень, потом впадает в Обь, а далее - Северный Ледовитый океан. Течет он по степным засушливым территориям и на протяжении тысячи километров не имеет притоков. Поэтому одна из главных проблем - водность. В Казахстане построен каскад водохранилищ на Иртыше. Сейчас они переданы в аренду американцам, которые получают прибыль за счет вырабатываемой энергии и в меньшей степени заботятся о сохранении реки. Фактически не только в Казахстане, но и в России существует такая проблема: Павлодарская область тоже испытывает недостаток воды. У китайцев свои виды на Иртыш. В верхнем течении он называется Черный Иртыш и течет по слабо заселенной территории. Китай хочет переселить туда от 100 до 200 миллионов человек. Без воды в этих местах нормальная жизнь невозможна, и они строят канал, чтобы забирать до 5 % от общего стока Иртыша. Кто говорит, что это мало, кто - много. 5 % звучит вроде бы не угрожающе... - Ну, так как Иртыш ослаблен водохранилищами, наверное, уже и угрожающе. А потом мы знаем, что эти 5 % могут незаметно вырасти и в 10 %... - Да, и сезоны меняются, в какой-то год будет засуха... И забор воды из Иртыша есть уже в Казахстане: «Иртыш-Караганда» - канал на млн кубокилометров. Правда, сейчас он используется только на треть. В Казахстане говорят: нам столько воды не надо, не бойтесь. Она дорогая получается. Пока так говорят... Еще один результат выполненного международного проекта по управлению Иртышом - прогноз: что будет с рекой через 10, 20, 30 лет. Получилось, что через 30 лет для Иртыша могут прийти плохие времена. Если китайцы заберут все, что хотят, если казахи заберут все, что могут, если год окажется засушливым... то в результате Иртыш в Казахстане исчезнет. Таковы результаты моделирования. Проблема проявится и в Омской области. Представляете, ноль воды летом?! Такая ситуация беспокоит и казахов, и русских, и этот конкретный результат проекта имеет политическое значение. И если изначально проект поддерживался и продвигался только на федеральном уровне, то сейчас к его результатам проявляют сильный интерес и местные власти. - Как будет согласована деятельность Водного Совета и Комитета, о которых вы говорите? В чем будет их отличие? Вы в Комитет хотите добавить общественность и сделать совет? - Руководящий комитет должен перерасти в бассейновый совет. Это первая стадия, которая в основном опирается на существующие законы. Опыт общения и совместной подготовки документов в ходе работы руководящего комитета приведут к созданию бассейнового совета. Просто создать совет и наделить его полномочиями пока нельзя. Наши законы не позволяют дать ему какие-то значимые функции. Ну, будет совещательный орган... При ком? - Да, три области, у каждой свое начальство... - Конечно, кому он будет нужен? А тут федеральный орган власти со всеми полномочиями. Будут разрабатываться совместные программы, утверждаться, исполняться... Комитет - межгосударственный орган, но в рамках бассейнового водного управления (БВУ) он становится федеральным. Россия действует по своим законам, Казахстан по своим, но - согласованно. Ведь суть комплексного управления не в том, чтобы создать организацию, а в том, чтобы объединить усилия. Поэтому комитет, фактически подразделение межправительственной комиссии, входит и в состав БВУ, следовательно, имеет все рычаги управления в регионах двух стран. А роль общественности - участвуя в работе комитета, вносить предложения в план и контролировать его выполнение. На то, чтобы понять это, мы потратили три года. Вы не думайте, что я оправдываюсь, но было очень трудно объяснить местной общественности, местной власти и бизнесу, что надо работать вместе, проблемы рек решать сообща. Зато, если 4 года назад мы не сильно задумывались о водных проблемах, то сейчас мы ими озадачились и ищем пути решения. Когда наши представители встречаются на каких-то конференциях, да вот хоть бы здесь в вашем городе в прошлом году, то диалог возникает легко, есть много общих проблем, общих тем. И когда в Нижнем Новгороде стали обсуждать систему комплексного управления водными ресурсами, наши экологи оказались вполне готовы к разговору. - Спасибо за беседу.
Беседовала Ольга ЧУПАЧЕНКО.
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |