Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Путь к детям

Наш совенок прилетел!

Почему так случилось? Почему это случилось именно со мной? Я не знаю. 1 июня 2004 г. ураган свалил на территории лагеря 40 деревьев. Три дня огромные «камазы» вывозили то, что обрушила стихия. Лишь по счастливой случайности никто не пострадал. Директор лагеря, проработавшая здесь более 25 лет, не может вспомнить ничего подобного. Случись ураган на час раньше или на три часа позже - и тогда могло бы быть все, что угодно, ведь без громкоговорителя под звуки завывающего ветра собрать 350 школьников, находящихся в лагере первый день и еще не привыкших к дисциплине, было бы практически невозможно. Однако бывают же чудеса на свете...

В то утро радостное солнце согревало верхушки высоких сосен, а разномастные автобусы неторопливо подвозили в лагерь все новых и новых детей. На целых три недели лагерь им. В. Котика, расположенный на территории национального парка «Марий Чодра» превращался в королевство Зеленый Лес, где правят бал лесные жители. Они встретили участников первой экологической смены веселым концертом. Казалось, ничто не предвещало беды.

К обеду на небе появились первые предвестники непогоды. Когда все отряды разошлись на тихий час, вожатые собрались на репетицию в клубе. Но погода спутала все карты. Свинцовые тучи вдруг разом заволокли небо. Протяжно завыл ветер, его порывы с каждой секундой набирали силу все больше и больше - и вдруг по крыше и верхушкам могучих сосен яростно застучали тяжелые капли, а потом, превращаясь в сокрушительный поток, на землю обрушился крупный колючий град.

Из окна клуба не было видно, как тяжелые порывы ветра разметали одну из крыш, как со стоном клонились к земле и ломались могучие великаны-сосны, как, разрезая темную гладь воды жемчужины марийских лесов - озера Яльчик, крутящимся столбом шел, разрушая все на своем пути, смерч. В клубе вдруг как-то странно мигнула лампочка, и свет медленно погас. На крышу обрушился удар, и с потолка потекла тоненькая струйка воды. Еще 10 или 15 минут - и все закончилось так же внезапно, как и началось. Снова выглянуло солнце.

Когда укрывавшиеся в клубе молодые люди выглянули на улицу, то их глазам предстала размякшая, словно каша, земля, усыпанная сломанными ветками. Прямо перед клубом лежала на земле огромная старая береза, на которой сидел выпавший из гнезда совенок, мокрый и беспомощный. Испуганный и побитый градом, он выглядел жалким и беззащитным, но когда к нему приблизились люди, он отважно зашипел на них, расправляя перья, пытаясь своим видом испугать «пришельцев».

Никто не знал, что делать с малышом, и проходившие мимо работники, выловив птенца, предложили отнести его за территорию лагеря. Я решительно воспротивилась этому, ведь тогда мама-сова могла не найти свое потерявшееся чадо. Оставлять совенка на березе было нельзя, там его могли обнаружить дети или ухватить какая-нибудь случайно забежавшая собака, от которой шипение и перья - плохая защита, если нельзя улететь. Поэтому мне, как единственному биологу, пришлось на свой страх и риск забрать малыша с собой.

Коричневый и теплый, он, словно испуганный котенок, прижался ко мне, перестал шипеть и притих за пазухой, куда я его спрятала от посторонних глаз. Малыш был доставлен в домик, где спала шестилетняя Оленька, и посажен в коробку, откуда он немедленно выбрался и попытался вылететь, неуклюже тычась в окно. Пришлось отнести совенка обратно в клуб и запереть на ключ одного в пионерской комнате, чтобы он не напугал спящую девочку. Мой знакомый орнитолог, до которого хоть и с трудом, но все - таки удалось дозвониться, посоветовал выпустить совенка по сумеркам приблизительно в том же месте, где его нашли. Так и поступили.

Никто из детей, собравшихся в клуб на мероприятие, не знал, что рядом с ними в закрытой комнате прячется маленькое пушистое чудо. Когда они услышали его печальную историю, то многим захотелось помочь совенку. Дети задавали множество вопросов, и я, как могла, отвечала на них. Я попросила детей не шуметь вечером, чтобы совенок смог найти свою маму, и они пообещали вести себя тихо.

И вот лагерь начал погружаться во мрак. Электричества не было, и ребята рано разошлись по корпусам. Вдруг в сгущающемся сумраке я услышала какой-то странный звук, похожий на свист, - это мать звала своего потерявшегося малыша. И сразу же вслед за ним призывно последовал почти такой же, тоскливый и отчаянный. Я торопливо достала ключ и вошла в комнату. Совенок замер у стекла, он так хотел вырваться на волю! Как он был красив, обсохший и пушистый, похожий на маленького желтоглазого ангела ночного леса! Я вынесла его на улицу - и чудо свершилось, мать нашла свое дитя.

В ту ночь мне снилась большая сова. Она прилетела на вершину старой сосны к моему домику и что-то пыталась мне сказать. «Ухх!» «Уухх!» врезался в память мне ее голос. Проснувшиеся утром дети подтвердили, что это был не сон. В те предутренние часы многие слышали голос ночной странницы. Немало детей поинтересовалось в тот день, нашла ли мама своего совенка и были очень рады, услышав «Нашла!»

Позднее оказалось, что малыш длиннохвостой неясыти (так назывались наш совенок и его мама) был в гнезде не один. Все три недели смены сова и двое ее совят жили рядом, и их перекличка была далеко слышна каждый вечер. И, странное дело, я вдруг почему - то перестала бояться окружающего наш домик ночного леса. Даже местные страшилки не смогли этого изменить. В любое время дня и ночи, даже ночуя в домике одна, я не боялась ничего и никого, словно ощущая какую - то незримую защиту невидимого покровителя.

Заканчивалась смена. За это время ребята смогли узнать многое о природе и ее обитателях. Мы хорошо поработали в тот год и были очень рады видеть, как в сердцах самых разных школьников пробуждается не только наблюдательность, но и любовь к родной природе и ее обитателям. Это было похоже на чудо, ведь начало смены оказалось таким тяжелым: не все дети и вожатые положительно отнеслись к идее экологической смены. Правда, потом, видя наш энтузиазм, многие ребята буквально на глазах становились другими. С вожатыми оказалось трудней...

И вот - предпоследний день. Более трехсот детей уже собрались на костровой поляне. Но что это? Среди деревьев я увидела знакомые тени. «Ребята, - обратилась я к ним, взяв микрофон, - посмотрите, наш совенок прилетел поприветствовать вас!» Взмах руки - и три совы, словно угадав мои мысли, серой тенью вылетели одна за другой и скрылись среди ветвей большой сосны. Возглас изумления прокатился по рядам и стих. «Скажите, пожалуйста, как вам удалось так устроить? Неужели совы слушаются вас?» - изумленно спрашивали меня дети.

«Я знаю волшебное слово», - отшучивалась я, а ребята верили мне и не верили.

Умение сопереживать и чувствовать чужую боль позволяет нам обрести подлинную человечность. Может ли школьный учебник восполнить такие минуты? Далеко не каждому выпадает шанс помочь маленькому совенку или спасти живое существо, но многим детям сегодня очень нужны подобные примеры, позволяющие приглушить в себе желание взять у природы самое сокровенное, не отдавая ничего взамен.

Почему-то в суматохе жизни мы часто забываем, что случайно попавшее в наши руки живое существо - не игрушка. Сейчас я думаю: а что если бы я поступила иначе? Что если бы вместо того, чтобы укрыть совенка от нескромных глаз, я показала бы его детям? Сколько еще молодых людей, подражая мне, захотели бы потрогать его пестрые перья, погладить или просто подержать малыша в руках, причиняя ему страдание? Сколько любопытных созданий отправилось бы на поиски маленьких совят, разорив попутно чьи-то с любовью свитые гнезда? И тогда...

Тогда не было бы никакого чуда, и наша экологическая смена стала всего лишь одной из рутинных, о которых можно красиво написать на бумаге, но не хочется вспоминать. Не было бы хулиганистых с виду подростков из первого отряда, искренне попытавшихся спасти обнаруженное среди старых досок для костра гнездо белой трясогузки, или тех ребят, кто сознательно отказался ломать ветки, используя для мероприятий лишь те, что упали на землю во время урагана. Не было бы акции по очистке мусора на берегах памятника природы - озера Яльчик, которую по собственной инициативе провели ребята из 10 отряда. Не было бы многих сокровенных минут доверительного общения с детьми, целый мир, построенный на доверии друг к другу, перестал бы существовать, разрушенный жадным желанием потрогать руками то, что тебе на самом деле не принадлежит и никогда принадлежать не будет.

Однако этого не произошло. В памяти детей осталась легенда о спасенном совенке и фотография маленького красавца. Хотелось бы верить, что все это было не напрасно.


Маргарита ПОЧИТАЕВА,
член МСоЭС.
Республика Марий Эл.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность