О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
О бассейновом принципеИ ДРУГИЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОЕКТУ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ВК РФ, НАХОДЯЩЕГОСЯ НА РАССМОТРЕНИИ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ПО СОСТОЯНИЮ НА 27.10.2004Продолжается организованное Координационным центром Российской Сети Рек обсуждение промежуточного варианта нового проекта Водного Кодекса РФ. Как мы сообщали, Экоцентр «Дронт» зарегистрировал его общественную экологическую экспертизу. Сегодня мы публикуем один из поступивших в КЦ материалов.Представленный проект Водного кодекса РФ охватывает широкий круг правовых проблем регулирования водопользования и содержит конкретные формулировки относительно их решения. Вместе с тем имеются как общие, так и частные замечания к последней редакции проекта. 1. В «Основные понятия:..» (статья 1) и в «Основные принципы:» (статья 2) не включены понятия «бассейновый совет» и «бассейновые соглашения», хотя понятие «бассейновый совет» используется в тексте и в его компетенцию (статья 42) включены лишь рекомендательные функции. В то же время одним из основных инструментов управления водными ресурсами в речных бассейнах в настоящее время является бассейновое соглашение. Невключение бассейнового соглашения в регламент ВК РФ означает, что решение проблем управления и охраны водных ресурсов в масштабе речного бассейна оказывается безнадзорным. В законодательном документе необходимо предусмотреть меры, упорядочивающие процедуру выработки бассейновых соглашений, в которых задействованы механизмы взаимной заинтересованности сторон. 2. Требуют поправок положения, связанные с обособленными водными объектами. Прежде всего, это относится к их определению (статья 1). Следует отметить, что естественных обособленных водных объектов в природе не существует. Запас воды, режим наполнения и сработки емкости водного объекта, качество воды в нем определяются приточностью в водный объект с его водосборной территории, которая многократно превышает площадь самого объекта, а также связями с другими водными объектами через подземные водоносные горизонты. Поэтому реально говорить лишь об искусственно создаваемых водных объектах. Это могут быть, например: - водохранилище на участке реки, протекающей полностью по территории, принадлежащей владельцу земли. При этом обязательно выполнение требований по сохранению водного режима и качества воды выше и ниже плотины, а также условий хозяйственной деятельности на прибрежной территории после заполнения водохранилища; - пруд на участке землевладельца с гидроизоляцией при условии соблюдения требований к режиму и качеству подземных вод в прилегающих водоносных пластах. В связи с этим следует из статьи 1 в определении обособленного водного объекта исключить позицию «естественный». 3. В пункте 3 статьи 6 говорится, что «проведение работ по изменению или обустройству естественного водного объекта не приводит к потере режима его естественного происхождения». Приведенная позиция не соответствует статье 6 «Виды водных объектов» и не является ни точным определением ситуации, и, тем более, не является нормирующим положением законодательного документа. Кроме того, это утверждение внутренне противоречиво, поскольку означает, что антропогенная деятельность не нарушает водного режима природного объекта. Этот пункт необходимо исключить. 4. Следует отметить, что для подземных вод имеется регламент относительно местоположения, мощности и нагрузки на водоносный горизонт сооружений для откачки вод из скважин или колодцев. В настоящей редакции ВК РФ не отражено это обстоятельство для подземных вод и отсутствуют аналогичные положения об использовании поверхностных вод. 5. Не использованы широко применяемые во многих странах мира и рекомендованные ООН экономические принципы эксплуатации водных объектов. Из проекта исключены механизмы экономического стимулирования рационального водопользования, не предусмотрено никаких мер по повышению эффективности использования водных ресурсов. Статьи 72 и 73 «Платность использования:» носят декларативный и не конкретный характер, в них не прописан механизм реализации принципов экономического регулирования. Остается открытым вопрос о финансировании водоохранных мероприятий (в Проекте ВК РФ от 19.01.04 предполагалось получать необходимые средства за счет установления ставок платы за пользование водными ресурсами, которые должны обеспечивать выполнение мероприятий по охране водных объектов). Так как в ВК РФ сохранен лишь принцип платы за пользование водными объектами, то предприятия, осуществляющие сбросы сточных вод в водные объекты, должны платить только за использование водных ресурсов и могут вообще не осуществлять очистку сточных вод. Таким образом, из Водного кодекса исключен принцип «загрязнитель платит» (отсутствуют платежи за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты), что делает указанные позиции статьи 72 и 73 практически нереализуемыми. При предлагаемом в Проекте экономическом регулировании водопользования у предприятий отсутствует всякая заинтересованность во внедрении экологически чистых способов производства и строительства либо реконструкции очистных сооружений. Принцип приоритета охраны водных объектов перед их использованием (статья 2) превращается в декларативное заявление. Предлагается внести в Проект следующие изменения: 1. ввести определения бассейнового Совета и бассейнового соглашения в статью 1 и определение их статуса; 2. изменить понятие обособленного водного объекта, исключив естественный обособленный водный объект; 3. исключить пункт 3 статьи 6; 4. включить позиции о платежах за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Директор Института
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |