Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Этноэкология

Мосты через вечность

Все сущее во все века,
Без счета верст,
Невидимый связует мост -
И не сорвать цветка, 
Не сдвинув с места звезд

Маан
(начало, абсолютно сюрное)

В детстве мне часто снился сон, что я - большой хищный зверь, живущий в фиолетовых джунглях. Небо в этом сне было ультрамариновым. И сон, и джунгли были насыщены запахами, безбрежным морем запахов, но основным - как вода - шел крепкий запах можжевельника, расцвеченный чабрецом и баданом. Сначала, сквозь тонкую пелену предсна, меня настигала можжевелово-чабрецовая волна, а потом захлестывал и сам сон - житие зверя.

Зверя звали Маан. По крайней мере, так можно было передать звуками человеческого языка призывный тоскливый крик этого зверя. Человек не был добычей зверя, а люди не охотились на Маан. Для тех племен, что жили возле леса, этот зверь был лесным хранителем и духом леса. Его побаивались и пытались договориться с ним, когда шли на охоту или собирать хворост.

Сон давал мне очень много новых, необычных для человека ощущений. Отсутствовали скованность и страх - перед лесом, перед темнотой, перед неизведанным. Была осторожность, но не страх. У Маан не было врагов в этом лесу. Сон был настолько ярким, а разворачивающаяся картина жизни зверя - захватывающей, что навсегда остался в моей памяти, таким же щемящим призывом, как и крик Маан. Непривычным было не только глубина и обилие воспринимаемых зверем звуков, запахов и красок, но и новое, несвойственное человеку ощущение - чужих эмоций. По неведомым мне каналам они вторгались в мозг зверя. Он ощущал панический страх своих жертв, взаимную нежность детеныша и матери, за которыми наблюдал издали, тревогу дерева перед приближающейся бурей. Маан был хозяином этого леса - он и сам «наводил» эмоции. Успокаивал одних и вгонял в состояние неуправляемой паники других. Ужас, жуткий ужас, выталкивающий из леса неудачливого дровосека или охотника, люди местного племени не зря приписывали присутствию поблизости Маан. В то же время заплутавший в лесу путник или ребенок спокойно устраивались там на ночлег, не испытывая ни страха, ни неудобства. А поутру так же спокойно находили дорогу к селению.

Прошло несколько лет. И волна можжевелово-чабрецового запаха накрыла меня в Горном Алтае. А потом мне стали встречаться люди, рассказывающие свои сны - не менее удивительные - про фиолетовые джунгли под ультрамариновым небом. Кто-то видел себя цветком, кто-то ребенком, кто-то шаманом, кто-то собакой, кто-то - охотником, выслеживающим диковинного зверя...

Потом мне принесли сборник алтайских сказок «Дети зверя Мааны»... Правда, зверь описывался там гигантский, выше сосен, похожий на мамонта. Он стал прародителем многих алтайских (и не только) зверей.

...Но в одной из алтайских легенд есть упоминание о диковинном звере - хранителе леса. О том, что приехали русские и стали просить род, живущий у леса и лесом, отдать им лес. Привезли богатые дары - чугунные большие котлы, такие, что в каждом коня сварить можно, и ружья, и старейшины рода согласились и убедили род изгнать зверя-духа из леса. Ушел лесной хозяин, сгинул. А русские лес свели. И научили людей рода выращивать овощи и ячмень. И где же тот род сейчас? Пропал, растворился... Легенда принадлежала челканцам - немногочисленному лесному народу, живущему на Алтае по берегам реки Лебедь.

...Рассказали мне эту легенду ребята-этнографы, с которыми летом прошлого года я ездила в экспедицию по лесному Алтаю.

Мертвый лес
(отступление)

...Открытое собрание СО РАН поразило меня не столько своим решением - пожертвовать Академовским лесом в пользу коммерческой застройки (только трое - против, и четверо - воздержались, при том что к этому моменту мы собрали 3,5 тысячи подписей жителей городка - против сведения леса), сколько ... мертвенными лицами. В огромном зале, наполненном академической элитой, окружающие люди, очень ухоженные, со вкусом и дорого одетые, с утонченными интеллектуальными чертами - но - с бледными и какими-то... неживыми лицами. Ощущение жуткое. Что это? Необычность освещения? Игра воображения?

Кто-то из знакомых потом сказал мне, что такая особенность в лице появляется, если человек долго не выходит на улицу (рабочий кабинет - машина - дом). Академик Сергей Васильевич Гольдин, эмоционально выступивший на собрании в защиту Леса, один из тех немногих, кто ходит на работу пешком, - выглядел очень живым и реальным... А лес, милый сердцу Академовский лес... Он разный. Есть огромные раскидистые деревья, к которым хочется прислониться в поисках защиты или успокоения, или - погладить, выплеснуть свою нежность, - совсем как родному, близкому человеку. Есть и несчастные, умирающие, мертвенные, выпадающие целыми участками (особенно в последние лет пять)... После ветроломов по такому месту идти страшновато. И не старые еще, а - ... «безвременно ушедшие» деревья, - как будто смерть застигла их внезапно, во время химической атаки или мгновенно убивающей эпидемии. В любом случае - вместо выпавших деревьев вырастут новые, может, - другой «породы». Более устойчивые к корневой губке, «человеческому фактору»... В таких лесопарках, как академгородковский, лесники просто подсаживают молодые деревца. И лес остается лесом... Если только в этот маленький промежуток времени не использовать бывшую лесную территорию под... застройку, например.

Последний шаман
(продолжение, тоже сюрное, не обольщайтесь!)

Этно-экологическая экспедиция в «лесной» Алтай - по изучению культуры малочисленных алтайских народов, связанных с лесом, - была задумана в рамках лесного проекта, поддержанного ТАСИС. Предполагалось посещение мест, где живут кумандинцы (Бийск, Красногорский и Солтонский районы Алтайского края), челканцы (берега речки Лебедь) и тубалары (лесные районы Горного Алтая). Честно говоря, ехали мы, начитавшиеся соответствующей литературы, на встречу с ушедшей, «музейной» культурой, сохранившейся в виде экспонатов и воспоминаний о рассказах бабушек. А столкнулись...

...Он торговал медом на Бийском рынке. «Шаман, Кам, - сказали нам в музее, - очень сильный Кам, два бубна у него было... Только сейчас - не камлает. Но и не передал никому Дар. Духи потому его мучают. Болеет он сильно. Вряд ли согласится что-нибудь рассказывать». Но Макар Васильевич согласился...

...Мы с оператором Еленой Ружицкой отсматриваем отснятый материал - кадр за кадром. Пятнадцать полуторачасовых кассет. Нам нужно сделать сорокаминутный фильм.

...Вот кадры с Макаром Васильевичем. Он идет по пихтовому лесу, огромный, неспешный. Прикасается к деревьям, кустарникам, травам. И рассказывает. Кажется, он знает здесь все и обо всем - начиная от легенд, быличек, пословиц, связанных с лесом и его обитателями, до подробного их строения, функций, на каких почвах растут, как влагу задерживают, что растет и живет на, над и под, и вокруг, и почему, и как используются (или использовались раньше) у кумандинцев:

- ...Это зрелый пихтач. До войны еще поросль была, а сейчас - взрослый лес - как раз на постройку домов. Но не рубят. Вокруг - остепненный район с редкими осинниками. Несколько деревень. Пихтач этот не заповедный. Покупай лесорубочный билет и руби себе...

Белые кони духов
(из рукописи Макара Васильевича Кастаракова)

«...У народа было поверье, что Бог Всевышний при сотворении мира, природы, дерево спарил с человеком, с рождения каждого человека-ребенка росло деревце, с которым душа ребенка была накрепко связана, сруби это деревце - погибнет человек. Поэтому предки наши не рубили растущее дерево, боясь смерти человека. Порубка леса разрешалась после камлания Шамана (Кама), который просил Бога, чтобы Бог разрешил срубить лес на коллективное строительство домов-жилищ, при этом чтобы Всевышний не зачел бы каждое дерево за душу человека и не погубил бы людей, и только при такой договоренности начинали рубить лес»...

«...Если сильная буря много леса повалит, стало быть, много людей погибнет»...

...Снова фильм, - Кастараков гладит серовато-зеленый ствол пихты: «Сейчас только старики помнят... Но они не велят рубить, а молодежь - слушает»...

- Макар Васильевич, а можно ли как-то определить, с каким деревом какой человек связан?

«Об этом Богу известно. Хотя есть люди «с даром», они это чувствуют. Наш дом с пасекой стоял на косе - приток впадал в Бию. Чуть поодаль, над обрывом, рос огромный одинокий кедр. Отец решил спилить его на колоды для пчел. Мать со слезами просила этого не делать (она была из шаманского рода, у нее тоже был дар). Но отец стоял на своем - спилил таки дерево, сделал колоды... Через неделю заболел. Помучился полгода и умер»...

«...Существовал строгий запрет на рубки в лесу возле реки. Есть даже поговорка...(говорит по-кумандински), дословный перевод: если срубишь лес возле реки, то твоим внукам негде будет напиться»...

Связующие нити
(итоги)

Другие люди, другие рассказы.

«...Что я вам скажу. Нельзя поддаваться страсти, чрезмерной удачливости. Если слишком везет на охоте, на рыбалке - надо вовремя остановиться, взять из природы только то, что действительно нужно для жизни твоей семье. Иначе получится - выберешь ты досрочно то, что на весь твой род, на твоих потомков предназначено... И прекратится твой род, будет несчастлива и распадется семья, дети непутевые, болезненные, либо - и не будет вовсе... Было, помню, до войны еще - щук мешками несли - как картошку. Дядя ловил. Погиб он, сыновей не оставил. Сосед слишком удачливый охотник был, увлекался, зверья бил без меры - семья развалилась... И так всегда, во всем»...

«...Всякие места бывают. Бывают - сильные, - не всякому человеку выдержать. Там осторожно надо себя вести. Такое место не только человеку силу дает, а - всему, что там находится. Но и люди ему силу свою дают, свою энергию. Каждое место может определенное число людей питать - и энергией тоже. Раньше маленькими поселениями жили. Если род разрастался, детей с семьями отселяли - выше по течению реки. А в семидесятые началось укрупнение - бросили деревни свои, съехались в большие колхозы, кто в город подался. Много трагедий с этим связано... А места, брошенные людьми, - они тоже захирели. Им энергии людской не хватает. Озера, реки обмелели, заросли, родники исчезли. И такая грусть, тоска в этих местах охватывает»...

«...Наша молодежь - парни двадцати-тридцати лет - договариваются между собой и ездят каждый год на родовое место и там, где деревни наши стояли, чистят реку и озеро, и родники. Пока живо это место, жива связь с ним рода, жив и род»...

...И опять - ассоциации волной... Академгородок, лесной, доброжелательный, неспешно-размеренный, открыто-общительный, приемлющий то, что отторгает-выплевывает всеусредняющий Город.

...И снова - просмотр кассет, расшифровка диктофонных записей, полевых дневников... Легенды, воспоминания, былички... Охотники, Камы, травники, фермеры ... Странные, иррациональные ощущения от некоторых встреч, людей и событий полугодовой давности... Снова оживает в памяти то, что поразило, зацепило, - в самой глубине, самое сокровенное... Господи, как они смотрят друг на друга, какими влюбленными, юношескими совсем глазами, муж на жену, жена на мужа (сорок лет вместе прожили!), как слово каждое ловят, как друг друга поддерживают... И не только между собой - между старшими и младшими - какое понимание и уважение! Да чтобы у нас бабушка 84 лет, божий одуванчик, цыкнула на разгулявшуюся подвыпившую компанию двадцатилетних «внучков» и те, как телята смирные, ушли бы тихонько в уголок...

Густая-густая паутинка, ниточки связующие - друг с другом, с соплеменниками, с односельчанами, с природой окружающей - со «своим» миром, с духами - миром «другим» (и это никому там не кажется странным). Для них это и есть самое важное - плетение, натягивание этих взаимных, связующих нитей, налаживание вот такой всеобъемлющей Близости. То, что потеряно, не имеет значения, смысла для городского «рационального» человека... Не имеет ли? А ведь они, якобы «вымирающие» малочисленные алтайские народы - очень рациональны. И реальны. Реалистичны. Полностью адекватны окружающему их миру. Можно сколько угодно говорить о темном, мифологическом, мифическом сознании этих людей. Но чем больше я думаю об этой поездке, чем больше перекладываю ситуации и проблемы собственной жизни на объяснения и обычаи алтайцев, тем все более прихожу к выводу, что именно «городское-цивилизованное» сознание и есть на самом деле - «мифическое»...


Елена ДУБЫНИНА,
руководитель службы «Зеленый телефон».
Новосибирск.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность