Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Охранная грамота

Я тебя никому не отдам

Судьба подарила мне девять незабываемых дней, включив в состав ботанической экспедиции под руководством известного ученого, признанного знатока флоры всего Урала Альберта МУЛДАШЕВА. Я попала в компанию троих кандидатов биологических наук, фанатов своего дела. Шефу Мулдашеву во время экспедиции «ассистировали» научный сотрудник Института биологии Уфимского научного центра РАН Амина Галеева и председатель общественной организации «Здоровье нации» травник Михаил ГОРДЕЕВ. И, конечно, эта замечательная поездка не состоялась бы без спонсора Валерия НИКОЛАЕВА, который на время экспедиции к тому же выполнял роль водителя - без устали крутил баранку, преодолевая сотни километров по трассе и бездорожью на своей «Ладе».

За девять дней мы побывали в девяти районах республики и получили массу впечатлений. Серию материалов из этой экспедиции я начала с этого рассказа о последнем дне.

ШИХАН КАК ПАМЯТЬ О ДРЕВНЕМ МОРЕ

...Признаться, всем нам уже хотелось домой. Потому что Уфа была близко, сметана, купленная в Кугарчинском районе, сбилась в масло, а ливень, похоже, решил запереть нас в машине до самого города. Но когда мы подъехали к Ишимбаю, дождь стих, на небо выкатилось ленивое солнце, и шеф скомандовал: «Сворачиваем на Тра-тау!»

Мы ехали вслед за ветром, гнавшим полногрудые тучи к стерлитамакским шиханам. Там, на серебристых вершинах, они и нашли себе временное пристанище. Когда я увидела шиханы - четыре горы-одиночки, цепочкой вытянувшиеся по правому берегу реки Белой,- то мысленно поблагодарила Мулдашева и погоду за прощальный подарок, за столь красивый и волнующий до слез финал нашей экспедиции.

Стерлитамакские шиханы называют уникумами, ценнейшими, неповторимыми памятниками геологических процессов в Приуралье. Это знаменитые раннепермские рифы - следы древнего моря, омывавшего западные склоны молодого Урала. Рифы сложены белыми массивными известняками, в которых «замурованы» остатки морской фауны: окаменевшие водоросли, мшанки, губки, кораллы. Ископаемые рифы хорошо обнажены и ярко иллюстрируют основные особенности своего строения. Явление для земного шара редкое, как, например, коралловые острова Тихого и Индийского океанов. Шиханы начиная с 19 века находятся под пристальным вниманием ученых. Их исследовали русские и зарубежные геологи, описывали путешественники и писатели. Восторженно отзывались о горах-останцах участники двух международных геологических конгрессов, побывавшие здесь в 1937 и 1984 гг. Чему удивляться: подобного музея под открытым небом вы больше нигде не встретите. Недаром шиханы за свою планетарную уникальность были внесены в Глобальный реестр геологического наследия по программе Geosites. В списке памятников природы Башкортостана они номинированы в отдельности: Тра-тау, Юрак-тау и озеро Тугар-Cалган с окрестностями.

Словно сказочные великанши, убеленные сединами, стоят одинокие горы на страже мира и спокойствия нашей земли. Самый северный и небольшой шихан - Юрак-тау. Гора длиною в километр и шириной в 850 метров по форме напоминает сердце, за это и прозвана Сердце-горой. Хотя есть и другая версия. Древняя башкирская легенда поведала о трагической любви прекрасной Айхылу и смелого Ханбулата. Девушка вырвала свое сердце и вложила его в грудь любимого, убитого злобным и завистливым баем. Джигит ожил, но суженую свою потерял навек. С того самого дня он поселился на высокой горе, где расстался с Айхылу. А когда спускался с нее, расправлялся со злодеями, покушавшимися на свободу и счастье народа. Ту гору и прозвали Сердце-горой.

Куш-тау (Дальняя) считается в этой горной сестринской цепочке самой большой (длина - 3,5 км, ширина около километра). У нее три вершины, самая высокая из них достигает отметки 371 метр над уровнем моря. Куш-тау почти вся покрыта лесом.

Некогда и третья «сестра» - Шах-тау (Царь-гора) - отличалась силой и красотой. Но она сложила голову свою на плахе, превратившись в сырьевой источник стерлитамакской «Соды». Сегодня всем ясно, что запасы Царь-горы небезграничны, поэтому руководство предприятия планирует приступить к разработке следующего, самого уникального шихана - Тра-тау, у подножия которого мы и остановились.

ВОСХОЖДЕНИЕ

Я потянулась к стеблю, усыпанному нежными лилово-розовыми цветками, но Амина Хамитовна меня остановила:

- Обожжете руку, ясенец кавказский - сильный аллерген, потому что содержит в себе большое количество эфирных масел. Говорят, что если в знойный день поднести к растению зажженную спичку, оно может воспламениться, но не сгорит...

Ясенец кавказский как редкое, «краснокнижное» растение охраняется на территории памятника природы «Гора Тра-тау». В свою очередь он и сам охраняет священную гору, на которую мне предстояло подняться.

Члены экспедиции разбрелись кто куда. Каждый занимался своим делом. Амина Хамитовна перебирала гербарные листы. Мулдашев взял cвой любимый ледоруб и скрылся за горой. Гордеев охотился с видеокамерой за редкими растениями, а здесь их немало. На Тра-тау живут эндемики, такие как астрагал Гельма, гвоздика иглолистная, копеечник крупноцветковый, лен уральский и многие другие. Так что Тра-тау не только геологический, но редкий ботанический памятник природы.

Тучи, казалось, забылись сном на вершине, куда меня звала узкая тропинка. Подъем на гору казался несложным, а склон пологим. С собой я взяла звукозаписывающий блокнот - диктофон и сотовый телефон: а вдруг связь появится? У путешественника, академика, доктора медицины Ивана Лепехина, который ездил по разным провинциям Российского государства и оставил потомкам «Дневные записи», диктофона не было. Но его записи «о горе Тур-тау», где побывал он 15 мая 1770 года, сделаны самым подробнейшим образом. Долго пришлось путешественнику уговаривать местных жителей препроводить экспедицию на гору. «Башкирцы к горе сей имеют особливое почтение и почитают ее за священное место, - писал он. - В старину, по их сказкам, жительствовал на ней ногайский хан со свои семейством, а после служила она прибежищем богобоязливым и уединенным мусульманам, которых они угодниками называют. В сем уверял нас башкирец Исмак, который не последним чтецом и знатоком башкирских преданий считается». Башкиры на Тра-тау идти никак не хотели, отговариваясь разными обетами, которые они дали горе, да еще не выполнили. А без исполнения обета подниматься на гору нельзя, если, конечно, зла себе не желаешь. Трудно сказать, что заставило местных наконец дать согласие: то ли вино с угощением, то ли веские доводы ученых о том, что подъем на гору им ничем не повредит. Лепехин выбрал более крутой подъем. Пришлось раз пятнадцать останавливаться, прежде чем добрались путешественники до вершины, где увидели «пространную овалистую площадь, так что до сотни башкирских домов на ней поместить можно».

Для меня подъем оказался тоже трудным. Накануне, спускаясь в чрево земли, в Ново-Мурадымовскую пещеру, я подвернула ногу, и теперь она давала о себе знать. Ближе к вершине гора становилась все круче, так что пришлось цепляться за колючие прутья чилиги и кленовый подрост. Лепехин писал, что на Тра-тау в те времена пышно рос можжевельник, который местные жители называли артыш агачи. Башкиры верили в чудодейственную силу дерева, его способность изгонять из дома нечистый дух. Теперь на горе артыш не растет. Все обломали? Альберт Акрамович Мулдашев решил, что в следующий свой приезд на шиханы он обязательно посадит на горе можжевельник.

Поднявшись наконец на вершину Тра-тау, я действительно оказалась на большой зеленой площадке. Здесь гулял удалой ветер. Он растрепал мои волосы, выгоревшие за девять дней на солнце, пытался сорвать с плеч штормовку. Я достала из кармана сотовый. Надо же, работает! Звоню подруге, Рашиде Красновой, журналисту-экологу и краеведу, женщине, чьи предки называли себя юрматы. Два года назад в журнале «Уфа» я с удовольствием прочла ее статью про шиханы «Башкирская Фудзияма». От Красновой узнала о том, что между ногайцами и башкирским племенем юрматы велась многолетняя борьба, закончившаяся в конце концов победой юрматов. С тех пор каждый год, уходя на войну, башкирские воины поднимались на Тра-тау и давали клятву защищать Родину, не щадя жизни. Рашида Краснова и главный ученый секретарь Уфимского научного РАН Эмир Гареев предложили объявить Тра-тау национальной святыней Башкортостана. Как, например, Арарат у армян или Фудзияма у японцев.

- Рашида! - кричу в трубку. - Ты не поверишь, я звоню тебе с «Фудзиямы»!

- Ну ты даешь... Слушай, привези мне с горы ракушку...

РАЗГОВАРИВАЯ С ГОРОЙ

Ветер уговорил меня отдохнуть на зеленой траве. Я лежала на вершине, закрыв глаза, раскинув руки, и слушала гору. И вдруг почувствовала дыхание, биение ее сердца и острую боль. Я слышала мысли горы. Кажется, и сама начала думать, как Тра-тау....

-Ты еще очень и очень молода, - сказала мне гора, - как мотылек, собирающий с тюльпанов нектар. Поймешь ли ты меня? Наверное, поймешь, ведь ты, как и я, женщина. Ты знаешь, что значит быть отвергнутой, поруганной? Нет! Значит, тебе повезло. А я простояла 280 миллионов лет и, видимо, доживу до такого позора. На моем теле - раны от взрывов, но это только начало. Что сделали люди с моей сестрой Царь-горой, ты уже видела.... Ты знаешь, что такое насилие? Нет? Значит, тебе повезло. Но раз ты пришла ко мне, услышала меня, прошу: дай обет. Дай обет, сама знаешь, какой...

- Да, я знаю. Я ... тебя никому не отдам!

Ветер улетел, унося мои слова прочь. Стало тепло. Кто-то крепко пожал мою руку. Открыв глаза, я убедилась, что рядом никого не было.

ЧТОБ НЕ ПРОПАСТЬ ПООДИНОЧКЕ

По дороге домой Мулдашев рассказал о том, что стерлитамакцы своих намерений по поводу разработки Тра-тау не оставляют. Руководство ОАО «Сода» предлагает компромисс: гору использовать по полной программе, потом как бы заново ее сложить из отходов, построить каркас и все это озеленить. Я поразилась абсурдности этой идеи. Представьте, человеку во время хирургической операции вынут жизненно важные органы, а пустоты забьют всякой требухой. Как вы думаете, он после этого оживет?

Конечно, можно понять руководство предприятия, которое не хочет лежать, как другие, на боку. Сегодня завод выпускает 52 % кальцинированной и 100 % пищевой соды в России, а в бюджет города отчисляют 21 %. Но о чем же наши инженерные мужи думали раньше? Да и не верится мне, что уничтожение уникальной Тра-тау - единственный способ спасти предприятие, его коллектив и город Стерлитамак от экономического краха. Можно найти пусть более дорогостоящий способ добывания сырья, но не такой убийственный для природы. На одном только экологическом туризме можно заработать очень хорошие деньги.

Мне рассказали, что на шиханы уже не первый год приезжает японка - женщина преклонных лет. Она что-то выкапывает в горах и увозит в большом рюкзаке домой. Ученым со всего мира интересны наши шиханы. А вы можете представить, чтобы японцы позволили превратить в карьер Фудзияму? Мне понравилось жесткое, но меткое высказывание Эмира Гареева: «Никакой сверхприбылью нельзя будет окупить уничтожение уникального памятника природы, так ведь можно оправдать все, даже убийство родной матери».

Еще в 70-х годах прошлого века ученые предрекали: горы-останцы ждет такая же судьба, как и Шах-тау. Горы-одиночки пропадут поодиночке. Значит, нам нужно взяться за руки, чтобы не пропасть...

ПОСТСКРИПТУМ

Последние дни меня мучает лишь один вопрос: смогу ли я вновь подняться на седую вершину Тра-тау? Знаю, что смогу, если только исполню обет, данный мною...

Как все изменилось с тех незапамятных времен... Теперь женщины вынуждены подниматься в горы и давать обеты почти как воины. Женщины боятся, что однажды на каком-нибудь совещании облеченные властью мужчины возьмут да и проголосуют за убийство святыни...

                                                                                           Татьяна БАРАБАШ,

                                                заведующая отделом экологии и экспедиций газеты «Вечерняя Уфа».

                                                                                            Ишимбайский район.

                                                                                                   Башкортостан.

И ЕЩЕ ОДИН ПОСТСКРИПТУМ

Эта история имеет свое продолжение. Через неделю после выхода этой статьи группа сотрудников Ботанического сада-института УНЦ РАН ( доктор биологических наук Валерий Путенихин, кандидат биологических наук Светлана Кучерова и лаборант-исследователь Гузель Симонова ) откликнулись на нее. И весьма своеобразно. Они привезли на Тра-Тау пять небольших контейнерных экземпляров можжевельника казацкого и два крупных куста можжевельника обыкновенного. Они посадили кустики, распределив их по разным сторонам света и высотным уровням. Так ученые решили вернуть можжевельник на Тра-Тау.

В августе ботаники проведали своих питомцев. Как выяснилось, прижились все, кроме одного. В этой экспедиции принял участие Альберт Мулдашев. Он, ко всему прочему, засеял гору семенами можжевельника.

Что касается опасности, угрожавшей священной горе... Кажется, она миновала. На запрос редакции пришел ответ из Министерства природных ресурсов, в котором приводятся материалы протокола решения заседания рабочей группы по вопросу развития минерально-сырьевой базы ОАО «Сода» от 2 августа 2004 года. Речь на заседании о шихане Тра-Тау не велась. Было решено предусмотреть этапность работ и в первую очередь провести комплексное исследование территории горы Куш-Тау: организовать разведочные работы с целью оценки запаса известняков, провести тематические исследования и оценить возможный ущерб биоразнообразию территории, дать экономическую оценку необходимых затрат передислокации существующей инфраструктуры на прилегающей территории.


Татьяна БАРАБАШ.
 

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность