Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Стоянка человека

Старые дзержинские захоронки

Наверное, все-таки, экологическая проблема №1 современного российского промышленного центра - утилизация или хранение ядовитых отходов производств. Мы хотим обсудить эту тему на примере города «большой химии». Дзержинск - уникальный сателлит Нижнего Новгорода, являющегося одним из крупнейших индустриальных центров России. На стыке территорий обоих городов - некое техногенное суперпространство, будущее которого пока выглядит мрачно. В следующих номерах «Берегини» вы узнаете мнения специалистов по поводу проблемы, поднятой в сегодняшних публикациях представителями общественности. Возможно ли вообще решение проблемы в наших условиях - когда мир идеализирует лозунг «Нуль отходов!»?

...Сейчас этот полигон представляет собой печальное зрелище. Покосившиеся или совсем упавшие столбы с колючей проволокой. Ржавые трубы нагнетательных скважин в рассыпающихся от постоянного воздействия токсикантов надскважинных сооружениях. Сами эти сооружения - в явно аварийном состоянии. Бункера нагнетательных скважин затоплены водой. Силикатные кирпичи, из которых они сложены, тоже рассыпаются. Проникнуть на полигон можно свободно. Все, что можно, разворовали бомжи.

Одна эксплуатационная колонна сейчас затоплена, чем - неизвестно. Через задвижку наблюдательной скважины (буферный горизонт) происходит утечка рассольных вод. В штате внешнего управления ОАО «Оргстекло», владельца подземной части полигона, отсутствует персонал, обслуживающий подземное захоронение отходов.

Все это - о полигоне жидких отходов опасного гербицида симазина, имеющего давнюю и печальную историю, которая продолжает преподносить сюрпризы. Как и другие тайные и явные захоронения бывшей «столицы химии» Советского Союза.

Справка. Симазин - гербицид 3 класса опасности, его предельно допустимая концентрация (ПДК) для рыбохозяйственных водоемов 0,0024 мг/л, в воде хозяйственно-питьевого назначения его вообще не должно быть, для почвы его ПДК - 0,002 мг/кг. Мигрировать сим-триазиновые гербициды могут с поверхности почвы на глубину до 130 см. В определенных условиях сим-триазины могут перемещаться в обратном направлении с капиллярной водой из нижних слоев почвы в верхние.

Проблеме обеспечения безопасности на полигоне глубинного захоронения промышленных стоков от производства симазина было посвящено заседание Совета экологической безопасности Дзержинска, состоявшееся в октябре.

Вот история проблемы.

Полигон глубинного захоронения жидких стоков (ПГЗС) завода п/я В-8421 (впоследствии ОАО «Оргстекло») в Дзержинске существует с 1976 года. Работы по проектированию и эксплуатации полигона на «Оргстекле» в те годы были секретными. Он был введен в эксплуатацию для уменьшения загрязнения окружающей среды жидкими отходами производства симазина, не поддающимися утилизации и обезвреживанию. В недрах захоронено около 2,12 млн м3 промышленных стоков, в составе которых имеются токсичные вещества.

В 1995 году, в соответствии с новым Федеральным Законом «О недрах», который разрешал выдачу лицензий на право пользования недрами с целью захоронения токсичных отходов только лишь государственным предприятиям, предприятию как акционерному обществу в оформлении лицензии было отказано. Через двадцать лет, после окончания срока, установленного проектом, полигон был закрыт. Казалось бы, проблема решена. Ан нет.

Предприятие в тот же год получило от Роскомнедра (по поручению Правительства РФ) разрешение на эксплуатацию полигона в течение года - при условии проведения ряда мероприятий. Однако у ОАО «Оргстекло» уже были тяжелые времена, производство симазина почти стояло. С тех пор полигон и не эксплуатировался.

В 2001 году начинается реорганизация предприятия: в ОАО «Оргстекло» вводится внешнее управление, параллельно создается новое предприятие - ОАО «Дзержинское оргстекло». В результате полигон ПГЗС был расчленен, а именно: ОАО «Дзержинское оргстекло» теперь владеет наземными сооружениями полигона (цех переработки жидких отходов, накопительные отстойники стоков, насосная станция), без самого производства симазина; ОАО «Оргстекло» владеет подземной частью полигона, состоящей на данный момент из тринадцати нагнетательных и наблюдательных скважин с глубиной от 75 м до 1150 м.

Казалось бы, чего проще - найти на большой глубине пустоту, убедиться в ее герметичности, т.е. в том, что закачанные в нее отходы не вырвутся на поверхность и не попадут в соседние горизонты, и можно смело закачивать всякую гадость под землю. Но возможно ли вообще такое на нашей дышащей, живой, шевелящейся Земле?

На нашем полигоне в качестве пласта использовался водоносный средне-верхнедевонский комплекс, залегающий на большую глубину пласта-коллектора (почти километровая глубина). И по прошествии нескольких десятилетий полигон продолжает представлять собой опасность для верхних водоносных горизонтов. Большая глубина закачки не дает гарантии от ЧП.

Более чем 80-летняя работа химических производств не могла не оказать губительного воздействия на окружающую среду. В поселках Восточной промзоны Дзержинска, с довоенного периода находящихся под токсическим ударом химического комплекса, и далее южнее по направлению к Оке, воды отравлены. До революции в этих престижных у нижегородцев курортных местах жили писатель Короленко, изобретатель радио статский советник Попов. Еще в двадцатые-тридцатые годы 20-го века воды здесь были в основном гидрокарбонатно-кальциевого состава, с минерализацией до 0.1-0.2 г\дм3. Сейчас в районе поселка Колодкино в подземных водах произошло замещение гидрокарбонатов на сульфаты, минерализация выросла в 50-100 раз! Примерно так же выросло содержание в воде хлоридов. В воде возле поселка Петряевка содержатся цианиды, нефтепродукты, метанолы, бензолы, формальдегид...

Чем же может грозить неработающий полигон? В любой момент может произойти прорыв скважин. Учитывая километровую длину трубопровода, давление на выходе возможно не менее 156 кг/см2, столб рассола при этом может быть высотой не менее 30 м. Затем последует самоизлив рассольных вод (минерализация которых составляет 180-240 мг/л.), являющихся, по сути, отходами высокотоксичных ядов в водоносные горизонты. Дзержинск и его окрестности, как известно, стоят на песчаных грунтах, яды, попадая в верхние водоносные горизонты, будут двигаться по направлению к Оке. Ниже по ее течению примерно в 15 км находятся водозаборные сооружения Нижнего Новгорода, т.е. через 4 часа токсиканты могут оказаться в их районе. Произойдет ли этот мини-Апокалипсис или нет - остается только догадываться.

Как отметил на заседании Совета экологической безопасности Дзержинска представитель Госгортехнадзора, состояние скважин критическое, задвижки уже не держат... Усугубляет ситуацию и то, что геофизический и гидрохимический контроль в нагнетательных скважинах полигона с 1995 г. не производился, а мониторинг водоносных горизонтов не ведут с 1997 г., несмотря на обилие в этом районе промышленных свалок. Необходимы дополнительные скважины.

Что делать? Единственный выход - консервировать скважины, восстановить ограждение полигона для сохранности оборудования, в дальнейшем проводить регулярный мониторинг близлежащей территории.

Ситуация, к сожалению, типичная для большого количества российских предприятий, находящихся в процедуре внешнего управления или в состоянии банкротства, которые стараются избавиться от ненужных им полигонов, шламонакопителей. Местные же администрации настаивают на принятии этих объектов лишь при наличии исправного оборудования. У тех и других нет на это денег...

Однако в Дзержинске есть шанс, что все стороны придут к согласию. Внешний управляющий предприятия обещал выделить 500-600 тысяч рублей на проект ликвидационного тампонажа нагнетательных и наблюдательных скважин полигона стоимостью около 10 млн руб. Совет экобезопасности решил обратиться в экологический фонд Нижегородской области, к Губернатору и в Законодательное Собрание области с просьбой о включении финансирования работ по тампонажу на 2005 г.

Однако у самого экофонда появились проблемы. И немалые. В 2005 году он будет «ополовинен», то есть лишен половины средств, поступавших в виде платежей за пользование водными объектами. Именно поэтому многие природоохранные мероприятия, вероятно, придется сворачивать. Дойдут ли руки у области до дзержинского полигона? Одному Богу известно. Хочется надеяться на то, что в ближайшее время на этом полигоне не произойдет никаких ЧП, он будет со временем законсервирован.


Дмитрий ЛЕВАШОВ,
наш спецкор.
Социально-правовое экологическое сотоварищество.
Дзержинск.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность