Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Стоянка человека

Богота вдохновляет третий мир

Разочаровывает, когда страны Третьего Мира становятся дешевыми имитациями американских городов, с разлезающимися во все стороны обеспеченными пригородами, жильцы которых убегают от невыносимой жизни в мегаполисе, и с задыхающимися от тесноты хайвеями.

Последние новости из Китая об ухудшении условий для велосипеда и увеличении моторизации только усиливают это опасение.

Но уже приобретает ясные очертания и более устойчивая модель городского развития. Это происходит, когда весть о чудесном превращении колумбийской столицы Боготы достигает Лиц-Принимающих-Решения-на-Высшем-Уровне в странах Третьего Мира.

Энрике Пеньялоса - бывший мэр Боготы, который инициировал в Боготе строительство парков, велодорог и системы скоростных автобусов «Трансмиленио», а также другие благотворные изменения - распространяет «модель Боготы» в развивающихся странах по всему миру. Его рассказ прозвучал во Вьетнаме, Таиланде, Индонезии, Китае, Гане, ЮАР и различных странах Латинской Америки. В нем говорится об общественном пространстве как преимуществе для малообеспеченных слоев населения, хайвеях как «монументах неравенства» и велодорогах как показателе здорового, равноправного общества. Он считает, что вопросы передвижения относятся к ценностям общества и что развивающимся странам к развитию нужно идти своим собственным путем. Если города создаются для удобства и доступности пешеходов, велосипедистов и детей, в результате получится более равноправное и справедливое общество.

Веянья общественной деятельности и коммуникации разнесли историю Боготы во многие города по всему миру, рассевая семена таких идей, как скоростные системы общественного транспорта, Дни без машин, велодорожки и Скоростные Автобусы, известные как Трансмиленио. Возможно, семечком, которое принесло самый большой плод, стало Трансмиленио. Джакарта открыла свою первую линию скоростных автобусов в начале 2004 г. Тегеран, Сантьяго, Лима, Кито (Эквадор) и пять колумбийских городов готовятся к их открытию..

Успех велодорог Боготы заразителен. Сантьяго и Лима уже строят их - в сочетании с выделенными линиями скоростных автобусов.

Кито подхватил традицию Дней без машин, а пять колумбийских городов уже присоединились к ней вместе с Боготой.

Превращение Боготы - это подарок защитникам идеи безмашинных городов. Активисты могут указывать на Боготу, бедный и огромный город, испытывающий тяготы гражданской войны, как доказательство того, что приоритет людей над машинами может принести экономические, политические и экологические плоды. Мэр Пеньялоса говорит как раз о том, что беспокоит лидеров развивающихся стран: сокращение бедности, создание рабочих мест и безопасность городов. Это очень актуально для городов, чье население растет по экспоненте.

Как уроки Боготы действуют на политиков и транспортные решения в других городах? Взглянем на Лиму, город сопоставимых размеров (7 миллионов населения) с Боготой. Большинство горожан - 80 % - использует общественный транспорт, и Лима - один из наименее автозависимых городов в Латинской Америке. Но при этом, как ни парадоксально, транспортная ситуация в Лиме очень тяжелая. Попытки построить метро привели лишь к тому, что в землю были закопаны миллионы долларов и построено всего 10 км линий метро, причем в редко населенном элитном пригороде. Поэтому Лима не имеет нормальной системы общественного транспорта. Результат - настоящий хаос: примерно 300 тысяч загрязняющих воздух общественных транспортных средств (миниваны, мини-автобусы и такси) господствуют на улицах и жестоко конкурируют за ограниченное число пассажиров. Их прибыль и качество жизни очень низки. Многие работают по 12-часовому графику и спят в машине. Создание системы скоростных автобусов в сочетании с велодорожками буквально преобразит целый город, делая его более пригодным для жизни, безопасным и более обеспеченным в экономическом плане. Самая большая проблема, стоявшая перед городом, - переподготовка десятков тысяч рабочих общественного транспорта. Система скоростных автобусов и первая небольшая сеть велодорог должна быть запущена к 2005 г.

Инновационные транспортные решения не начались в Боготе. Первым стартовал бразильский город Куритиба в 1970-х. Затем, в середине 90-х, когда Богота еще планировала строить метро и искала деньги, в Кито, Эквадор, построили автобусно-троллейбусный гибрид, который оказался таким успешным, что мэр, который инициировал этот проект, был избран президентом. До этого здесь не было нормального общественного транспорта и тоже господствовал хаос. Частные автобусные операторы, недовольные тем, что скоростные автобусы забрали самые популярные маршруты, устроили недельный митинг. Другой скоростной маршрут в Кито, названный «Эковиа», был построен в 2000 г. Хотя инфраструктура была закончена одновременно с Трансмиленио, автобусы не были куплены, пока Трансмиленио не стартовало. Это дало властям шанс выучить важнейший урок из успеха Трансмиленио: лучше включить частных автобусных перевозчиков в новую систему через систему концессий, чем исключать их. Более того, поскольку частные автобусные предприниматели были неспособны купить большие скоростные автобусы (центральный фактор в модели Трансмиленио, где соединяются муниципальная и частная формы собственности), муниципалитет приобрел для них автобусы. Власти Кито очень горды своими достижениями и тем, что они смогли провести их с бюджетом, меньшим, чем у Боготы и без помощи международных организаций. Транспортные чиновники, работающие в городской администрации, даже жаловались, что у Кито нет внешней помощи для финансирования велодорожек по образцу Лимы и Сантьяго. Уже это показывает, как сильно повлияла на образ мыслей чиновников модель Боготы - вместо жалоб на недостаток денег для хайвеев они говорят о деньгах для велодорог.

Южные города символизируют надежду на сворачивание тенденции к автозависимости, которая так сильно связана с нефтяной зависимостью и так тяжела для биосферы Земли. Расширение модели Боготы показывает, что изменения в умах происходят в Южной Америке. Давайте надеяться, что модель Боготы продолжит работать и магически изменять города и в других частях света. интерн Европейского


Габриэль ХЕРМАНН,
Транспортного института.
Журнал «Car-Busters».

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность