Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Стоянка человека

Транспортная революция. Не у нас

От переводчика

Мне уже доводилось писать на страницах нашей газеты о нетривиальной истории, произошедшей с еще недавно грязным, бедным и проблемным мегаполисом Третьего Мира - колумбийской столицей Боготой. Эта история обошла весь мир; как показывает автор предлагаемой статьи, она сильно повлияла на городскую политику, но не слишком известна у нас. p>И все же информация просачивается - тоже весьма нетривиальными, даже забавными путями. На днях состоялась небольшая встреча участников велосипедных демонстраций «Критическая масса» из разных городов. Встреча проходила параллельно со встречей эсперантистов в помещении одной из нижегородских школ. Участники разных семинаров свободно захаживали туда-сюда. На обсуждение городских велосипедных проблем зашел общительный черноволосый латиноамериканец Франко, эсперантист, говорящий, кажется, на всех существующих в мире языках. Послушав нас, он выдал: «А у нас в Боготе несколько лет назад избрали нового мэра, очень прогрессивный, и в городе произошли такие хорошие изменения, все жители довольны». Оказалось, он колумбиец, житель городка неподалеку от Боготы. Детали, которые он сумел выразить на русском языке - про дороги для велосипедов, автобусы на отдельных полосах и ограничения по дням недели для машин с «четкими» (в смысле «четными») и «нечеткими» номерами, явно подтверждали «снизу» то, о чем доводилось только читать.

И только в русской версии Международного Журнала Общественного Транспорта можно прочесть пересказ речи Энрике Пеньялоса, бывшего мэра Боготы, ныне преподающего городскую политику в Нью-Йоркском университете. «В своем докладе он подчеркнул, что первоочередная задача, стоящая перед обществом и отраслью общественного транспорта - создание среды, в которой горожане чувствовали бы себя комфортно. С его точки зрения, истинная приверженность идеям жизнеспособной окружающей среды, человеческого достоинства в сочетании с экономическим ростом должна выражаться в новой концепции городов: со строгими ограничениями использования автомобилей, ориентацией общественного пространства на пешеходов и созданием эффективной системы общественного транспорта. Причем последнее - вопрос не столько технологии, сколько политики. Только за 3 года его мэрства эти принципы были реализованы: созданы сотни тысяч кв. м обсаженных деревьями аллей, 45 км пешеходных дорожек как в богатых, так и бедных кварталах, свыше 300 парков и 17 км пешеходных зон. Система считывания номеров машин и ограничение для каждого автомобиля ездить по городу 2 дня в неделю снизило на 40 % число машин на улицах, выбросы, время поездок и потребление топлива. Ежегодно проводится день без автомобиля. Построено 300 км велосипедных дорог. Количество людей, добирающихся на работу на велосипеде, выросло примерно в 15 раз. Наконец, была введена новая система скоростного автобусного транспорта «Трансмиленио», пользующаяся выделенными полосами и специальными удобными посадочными платформами».

Надо сказать, что система «Трансмиленио», или «Скоростные автобусы», или «автобусное метро» впервые появилась в бразильском городе Куритибе, который изначально создавался еще в 1970 гг. как «зеленый город». Появление в мегаполисах Третьего Мира таких систем - революция, так как во многих из них вообще прежде не было нормального общественного транспорта. Кроме очень грязных в экологическом смысле частных микроавтобусов. Быстрый рост населения в этих городах усугубляет все проблемы. Взять только Карибско-Латиноамериканский регион: в 1975 г. здесь в городах жили 197 млн чел., а в 2015, по прогнозам, будет уже 504 млн чел., и экологически устойчивая транспортация - буквально вопрос выживания. А строить с нуля электротранспорт - очень дорого. Бывшие советские города находятся в куда более выигрышном положении. Но, к сожалению, развития не видно, скорее - деградация, как в Питере, где снимают рельсы и стремительно движутся к тому самому транспортному хаосу, из которого выбираются мегаполисы Третьего Мира...


Ирина Фуфаева


К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами