Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Государство и мы

Экофонд: совестливые миллионы

Нижегородский областной экологический фонд - государственная структура, стабильно финансирующая мероприятия по охране природы и здоровья нижегородцев. Будучи частью "государевой казны", фонд во многом зависит от часто меняющегося курса государственной политики, от всех ее колебаний, готовящихся "подземных финансовых и экологических толчков". О сегодняшней государственной политике в сфере экологии мы беседуем с директором Нижегородского областного экологического фонда Михаилом Павловичем ЧИЖОВЫМ.

- Михаил Павлович, возглавляемый вами экофонд был создан в 1990 году. За почти пятнадцатилетнюю его историю сделано немало доброго и полезного. Расскажите подробнее о назначении экофонда и главном, что удалось совершить хотя бы за последние пять лет.

- Все эти годы главным для нас было сохранение и укрепление статуса фонда как финансовой структуры, обеспечивающей решение экологических проблем. Приведу несколько основных принципов, которыми мы руководствуемся.

Прежде всего, фонд должен быть интересен и полезен власти. Надо, чтобы власть знала: есть «кармашек», из которого можно профинансировать решение злободневнейших проблем. Например, разрыв канализационной сети, в результате которого зловонная жижа может попасть в систему водоснабжения, вызвать заболевания гепатитом и прочее. В бюджете деньги на коммунальное хозяйство не защищены, и финансирования восстановительных работ можно ждать месяцами. Недавно слышал по радио, что в Бурятии сто детей заболели гепатитом. Причина этого заболевания - загрязненная питьевая вода. Гепатит делает человека инвалидом на всю жизнь, особенно опасен он у детей. Поэтому мы тратим очень много средств на строительство очистных сооружений и ремонт водопроводных и канализационных сетей. Это раз.

Второе. Мы в 1995 году не побоялись консолидировать средства ОЭФ в областном бюджете. Рассуждали так: главное, включить в закон положение о целевом характере расходования средств фонда. А будут они храниться на внебюджетном счете или в областном бюджете, то есть на счету министерства финансов, - безразлично. Те субъекты РФ, в которых ликвидировали экологические фонды после уничтожения федерального экофонда, потеряли их именно потому, что этому сопротивлялись. А надо было просто держать руку на пульсе событий. Еще в 96 году тогдашний председатель думского комитета по финансам и налогам Михаил Михайлович Задорнов говорил: «Я изживу все фонды, все независимые источники финансирования. Все средства будут в федеральном бюджете». Тем не менее Нижегородский ОЭФ жив и приумножает доходы. Поэтому нужно своевременно анализировать ситуацию и принимать упреждающие мероприятия, чтобы сохранить и приумножить то, что возможно или модернизировать под новые требования.

Отсюда третий наш принцип - постоянное увеличение доходной базы. Например: в 95 году, когда я стал руководить фондом, в нем было в нынешнем измерении 2 млн рублей. Сейчас - 350 млн. Увеличение в 170 раз, я думаю, впечатляет. А, главное, это дало нам возможность выполнить много необходимейших природоохранных мероприятий. К примеру, во многих районных центрах построены очистные сооружения - там, где их вообще не было. Это Павлово, Городец, Дальнее Константиново, Лукоянов, Первомайск, Сокольское, Ковернино, Красные Баки, Вача, заканчиваем в Княгинине.

В 2002 году нам удалось аккумулировать все средства от платы за пользование водными объектами, что сразу увеличило фонд на 120 млн рублей.

И уже сейчас мы вышли с предложением, которое областной минфин одобрил, - аккумулировать всю плату за негативное воздействие на окружающую среду в областном экологическом фонде. Плата эта, 80 % которой остается в бюджете субъекта РФ, в области делится сейчас пополам: 40 % - в местный бюджет и 40% - в областной бюджет или в областной экологический фонд.

Это продиктовано тем, что главы местного самоуправления, испытывая общий дефицит средств, «экологические» деньги используют на цели, не связанные с охраной природы. Поэтому мы и приняли такое решение - аккумулировать средства, что позволит приблизиться к прошлогоднему уровню финансирования. Конечно, средств будет на 150 млн меньше, но все-таки не 100 млн, как могло бы быть, а 200-250 млн мы планируем в 2005 году собрать и закончить ряд объектов: в Болдине, в Княгинине - очистные сооружения, в Арзамасе - биопруды, в Вознесенске включаем ультрафиолетовое обеззараживание стоков. Это у нас новинка. Первая такая станция построена в Городце. В этом году пустили подобную установку в Шахунье. На очереди у нас Павлово. Дел много. В Починках, в Сергаче мы планируем ремонт очистных сооружений, а в Б. Мурашкине закончить строительство полигона бытовых отходов.

Могу сказать, что строительство биологических очистных сооружений канализации очень дорогостояще. Новый комплекс с сетями канализации для очистки хотя бы 300 кубов сточной воды в сутки при средней протяженности канализационных сетей «тянет» на 35-40 млн рублей.

- Михаил Павлович, в последнее время мы стали свидетелями многочисленных реорганизаций в государственных природоохранных органах и изменений в законодательстве, которые в народе прозвали «братская могила» законов.

- Или «взрывпакет законов»! Но если серьезно, есть 42 статья Конституции РФ, где продекларировано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Это значит, что государство берет на себя обязательства, в том числе и финансовые, выполнять наряду с основными - оборонной, социальной, экономической - и экологическую функцию. Так вот, сегодня можно сказать, что свою экологическую функцию государство выполняет плохо. Кстати, как и социальную, переместившуюся по значимости в списке функций на 9 или 10 место. Вопросы экологии тоже имеют социальный оттенок, и сегодняшнее отношение государства к экологии - еще одно свидетельство того, что оно у нас перестает быть социальным. Все нововведения последних лет - по сути, целенаправленный развал природоохранных структур. Мы, чиновники, занятые в сфере экологии, уже вывели такую закономерность, что раз в 4 года мы переживаем очень сильную «встряску», а раз в два года - среднюю. Нас то «сливают», то «разливают», и это происходит с регулярной периодичностью. Вплоть до расформирования созданных органов сверху донизу и создания новых служб и новых агентств.

В 2000 году одним из первых Указов нового Президента был расформирован Госкомприроды. Но природоохранные структуры тогда еще держались под одной крышей. А вот теперь из-под нее разлетаются «птенцы» в виде разных агентств - водного, недропользования, лесного. Создана служба по экологическому, техническому и атомному надзору при премьер-министре, которой, кстати, поручены функции нормирования платы за загрязнение окружающей природной среды, хотя у этой службы ни в Москве, ни в субъектах РФ нет специалистов, разбирающихся в этом вопросе.

- Уместно, наверное, вспомнить и историю с отменой платы за загрязнение окружающей природной среды.

- Да. Последние четыре года отмечены и таким негативным моментом, как отмена платы за загрязнения окружающей среды. С иском по этому вопросу в Верховный Суд обратились богатые компании, в частности «Норильский Никель». И Верховный Суд отменил решение Правительства РФ № 632 о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Хорошо, что вмешался Конституционный Суд РФ и восстановил ее в июне 2003 г. Была целая детективная история...

К сожалению, сегодня нужно констатировать, что экология в России - кость в горле у богатых мира сего и власть предержащих, поскольку решение экологических проблем направлено на охрану природы и здоровья нации. А владельцев заводов и наше государство это заботит в последнюю очередь, к великому сожалению.

Свидетельство тому - громадный отток финансов за рубеж. Уже вслух, не стесняясь, Москва говорит о том, что по итогам девяти месяцев 2004 года из Российской Федерации ушло за рубеж 12 млрд долларов, в том числе и «экологических» денег, которые могли бы быть направлены на совершенствование очистных сооружений, на стройку новых объектов инженерной инфрастуктуры, на охрану природы. К сожалению, наши новые владельцы заводов и фабрик в этом не заинтересованы.

К 2004 году мы получили еще один «подарок» от ГосДумы. В 2002 году, в связи с отменой платы за загрязнения, мы договорились со всеми главами местного самоуправления консолидировать плату за пользование водными объектами в областном экологическом фонде и создать финансовый «кулак» для решения острых экологических проблем Нижегородской области - в частности, в коммунальной инфраструктуре.

Дело в том, что у нас донельзя изношены очистные сооружения канализации, канализационные сети. Есть районы, даже районные центры, где вообще нет канализационных сетей и очистных сооружений, то есть ситуация достаточно напряженная. В 2003 году мы собрали 279 млн рублей в том числе 218, 2 млн рублей «водных» денег. На природоохранные мероприятия, в частности, строительство очистных сооружений, ремонт канализационных сетей направили 276 млн. В результате Нижегородская область заняла 4 место в России по объемам инвестиций в охрану природы. Впереди нас только Москва (900 млн рублей), Ханты-Мансийск (около 800 млн) и Ростовская область (около 350 млн).

Это несомненная заслуга, и достичь ее удалось только благодаря тому, что мы один из немногих регионов, сохранивших целевой статус «водных» денег и денег от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Они консолидированы в целевом бюджетном фонде, и расходовать их на другие кроме охраны природы цели никто не имеет права.

А теперь вернемся к «подарку». Все эти «водные» деньги, которые раньше оставались в субъекте федерации, по закону № 120 от 20 августа полностью с 1 января 2005 года перейдут в бюджет РФ. Объяснили нам это так, что все крупные реки - федеральная собственность, следовательно, деньги должны быть направлены в Москву. Причем, эти деньги там никаким целевым статусом не защищены и для экологии будут потеряны. Таким образом, наша область недополучит 220 млн и вынуждена будет сворачивать строительство экологически и социально значимых мероприятий.

К чему это приведет? К тому, что начатые и законсервированные стройки, учитывая реалии сегодняшнего дня, будут разворованы. Естественно, постараемся не допустить этого. Принято решение новых строек не начинать, а закончить старые - строительство очистных сооружений, полигонов бытовых отходов и других народнохозяйственных объектов. Их ни много,ни мало - 40. На 2005 год пусковыми признаны 11 строек.

- А как федеральная власть финансирует экологические программы?

- По остаточному принципу. Сейчас федеральный бюджет 2005 года отправлен только на первое чтение. Но могу сказать, что, в основном, предусмотренные в нем «экологические» деньги - это деньги на содержание чиновников, на зарплаты сотрудников новых агентств и служб, о которых я говорил. Сохранилось очень немного экологических программ, которые финансируются из государственного бюджета. Хотя продекларирован программно-бюджетный принцип финансирования. То есть государство сейчас пытается поставить дело так, чтобы выделять деньги под те программы, которые будут утверждены Государственной Думой и Правительством РФ.

Существует федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России». Но ее нужно кардинально менять, потому что этой программой, утвержденной в декабре 2002 года, предусмотрены вклады субъектов РФ в 10 раз больше, чем уровень финансирования из федерального бюджета. Так как мы потеряли для Нижегородской области 220 млн, такой вклад для нас становится нереальным, а федерация ставит условие софинансирования в равных долях. Значит, привлечь федеральные средства становится практически невозможно. Сейчас часто употребляют слово «лоббировать». По сути дела это - выполнять заказ той или иной социальной группы, какого-то общественного или государственного объединения. К сожалению, на самом высоком уровне в Москве нет истинных экологов, которые были бы вхожи к руководителям высокого ранга и положительным образом лоббировали интересы защиты природы и выполнения государственной экологической функции. Мы, вероятно, еще и из-за этого испытываем многочисленные затруднения. Высокое руководство находится под влиянием очень богатых людей, которые заинтересованы только в получении сверхприбылей, а экология мешает их получению. Поэтому она в роли падчерицы.

- Мы знаем, что областной экологический фонд поддерживает общественные организации, работающие в сфере охраны природы, экологического образования, издательской. Уже много лет вы помогаете «Берегине», финансируете образовательные программы, детские экспедиции, эколагеря. Вы убеждены в необходимости экообразования и экопросвещения?

- Убежден. И, прежде всего, по той простой причине, что взрослые люди, занимающие у нас высокие должности - начиная с глав местного самоуправления и кончая высокими чинами в Москве, - к сожалению, были в свое время плохо экологически образованы и воспитаны. Они не представляют истинных последствий варварского отношения к природе, не знают, чем живут люди и как состояние окружающей природной среды влияет на их здоровье.

- То есть вложение денег в экообразование - это инвестиции в будущее.

- Именно так. Мы надеемся, что кроме всего прочего человек, который бережет зеленую веточку и не мусорит на природе, не только экологически образованный, но и совестливый человек, а совестливых людей в России хронически не хватает.

- Когда ввели нормативы платы за загрязнения, еще в 1991 году, смысл этого введения был в том, чтобы стимулировать предприятия к уменьшению количества выбросов и сбросов. Изменилось ли что-нибудь за прошедшее время?

- Да, плата за негативное воздействие на окружающую среду - часть экономического механизма природопользования, преследующая компенсационные, стимулирующие цели. Кстати нынешняя концепция платы за негативное воздействие (правда, еще не утвержденная) также сохраняет эту стимулирующую задачу платности природопользования для предприятий. И дает определенный эффект.

Сейчас практически все предприятия акционерные, частные. Напрямую помогать бюджетными деньгами акционерным обществам запрещено, только если купим их акции и будем совладельцами. Но если эти предприятия решают задачу уменьшения выбросов, сбросов, влияющих на здоровье население, когда эта связь просматривается, мы помогаем и им.

Работаем, например, с акционерным обществом ГАЗ: в частности, вместе решаем большую задачу по строительству полигона промышленных отходов. В Дзержинске из-за финансовых проблем прекратили проектирование такого полигона. Мы вложили деньги экофонда, и теперь с их помощью предприятия и организации Дзержинска будут на льготных основаниях размещать на этом полигоне свои промышленные отходы. Тем самым мы экономим земельные площади, не отрезаем новый участок земли под отходы, решаем проблему их размещения. Вообще, на ГАЗе с экологической точки зрения сделано немало. Например, в 2002 году модернизирована покрасочная камера. Из-за старого способа покраски машин страдали и рабочие, и жители домов Северного поселка, на который из-за розы ветров попадало очень много выбросов. На внедрение новой установки, решившей эту проблему, ГАЗ затратил 1 млрд рублей В этой сумме есть и наша доля, довольно значительная...

- Благодарю за интересный разговор!


Беседовала
Альбина БЛИЖЕНСКАЯ.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность