Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Альтернатива

"Фолди" - складывающийся. Прикольно!

Двадцать лет назад в журнале «Америка», пропагандировавшем американский образ жизни на русском языке и попадавшем в СССР Бог знает по каким каналам, я прочла о необычном американском городке, чьи жители выбрали здоровье, безопасность, близость к природе и умеренный консерватизм. Мне запомнилась фотография полной жизнерадостной старой женщины, которая ехала из магазина на чем-то напоминающем большой трехколесный велосипед. В корзине были яркие покупки. Теперь я знаю, что эта штука называется трайк.

Я вспомнила об этом, глядя на трайк, или веломобиль, стоящий на блестящем деревянном полу московской квартиры. Этот трайк скоро уедет к покупателю в Европу. Он дорогой, стоит 3000 евро, рассказывает нынешний его хозяин Владимир Пантюхов, но это потому, что это как бы «веломобильный Роллс-ройс». Все оборудование самого высокого уровня, к каждому из трех колес подведен свой привод - это веломобиль-внедорожник.

«А то, что делаю я сейчас по своему патенту, не будет стоить дорого. Ведь моя цель - хоть как-то продвигать веломобиль в России. Думаю, это будет от 300 до 1000 уе в зависимости от класса. Это будут «ВелоЖигули».

Изобретение Пантюхова, совершенно необычное транспортное средство, стояло сейчас на лоджии и внешне выглядело как ярко-желтая коробка. «Коробка» уже провезла Владимира по дорогам Финляндии, но об этом позже. Пока мы с Владимиром пьем чай на кухне, и я задаю ему вопрос, с какой стати в его жизни появились веломобили.

- В Советском Союзе существовало достаточно обширное веломобильное движение. Устраивались пробеги, публиковались статьи... А сам я впервые увидел веломобиль, когда мне было лет семь. Вот здесь, по Сиреневому бульвару, ехал лежачий веломобиль. Он потряс меня до глубины души. С этого момента я стал искать статьи о веломобилях - в «Юном технике» и тому подобных журналах.

Потом вырос, стал предпринимателем, мой бизнес находится в другой области. Но увлечение не прошло. Три года назад я стал изучать компьютерную программу «3D Studio», которая позволяет преобразовать все, что в голове , в трехмерную модель на экране компьютера. Модель уже можно «реально» крутить, вертеть и смотреть, что получается - в голове ведь не все можно представить. Я начал потихонечку рисовать веломобили и в конце концов задался идеей сделать веломобиль, который можно складывать в чемоданчик. И вот получился он - «Фолди». «Складывающийся».

- Это та самая желтая коробка?

- Да, коробка - это чемоданчик и одновременно - рама самого веломобиля. Ведь веломобиль надо хранить, транспортировать, если не решить эти проблемы, эти машины вообще не удастся хоть как-то продвигать.

- В наших квартирах и велосипеды-то хранить негде. Кстати, это реально один из факторов, сдерживающих развитие самого экологичного транспорта...

- В конце концов я пришел к тому, что с существующими видами привода это нельзя сделать. И потому... изобрел новый тип привода. Правда, потом обнаружил подобный привод, но я пришел к нему сам. Потом на выставке «Архимед» встретился с основателем веломобильного движения в России Александром Семеновичем Пополовым. Его книжкой «Давайте изобретем веломобиль» я зачитывался в детстве. Благодаря Пополову я познакомился с известным в советские времена конструктором веломобилей. Вот этот трайк, который вы видите, который уже продан, - наше совместное детище. Я инвестировал в него свои деньги, которые у меня есть благодаря бизнесу. Если бы у меня денег не было, ничего бы не сдвинулось с места. Никаких программ финансовой поддержки развития экологичного и здорового транспорта в России не существует.

- А как обстоят дела в мире?

- Я только что - из Финляндии. Участвовал в экологическом пробеге «Экотрип». Это целое зарождающееся движение. Среди немецких, финских, британских участников были все основатели движения «Экотрип», много хороших конструкторов. Нас, россиян, было шестеро. Пересекаешь российско-финскую границу - начинаются велодорожки. Все на велосипедах... Да лучше смотрите сами...

...И на экране замелькали самые необычные, забавные, удивительные «транспорты», движущиеся благодаря силе ног, рук, инерции. Владимир комментировал: «Вот солнечные батареи он себе нацепил, они ему иногда помогали забираться на подъемы, но не очень эффективно. Лидеры в солнечном транспорте - японцы, у них легкие транспортные средства и очень емкие батареи, очень эффективные технологии». А это закрытый веломобиль, похожий на маленькую яркую машинку... Какая-то табуретка с аккумулятором... Вот сам Владимир на веломобиле - в разложенном виде коробка играет роль рамы. «Вот финн, пенсионер, сам делает в своих гаражах необычные велосипеды... пенсия позволяет...» «Здесь двухколесные лежачие очень скоростные машины. Благодаря тому, что человек полностью лежит, он хорошо спиной работает, помогая педалям. Очень быстро едет». «В нашей команде было двое детей, вот один из них на велике, один на веломобиле с детским сиденьем».

- А можно ли сказать, что в России есть сейчас веломобильное движение?

- Пока это около 20 энтузиастов в разных городах. Мотивы у всех разные: кто-то любит что-то руками делать, кто-то продвигает экологические идеи, кто-то - оздоровительные. Обмениваемся информацией о том, какие существуют машины, дружим, знакомимся. Но движение, сообщество возникнет, когда эти изделия пойдут в массы хоть как-то. Возникнет хоть какой-то положительный вектор сдвига ситуации.

- Моя подруга только что наблюдала веломобиль на велодорожках Амстердама. Можно ли создать безопасный веломобиль для российских мегаполисов?

- Для Москвы нельзя создать веломобиль, который будет безопасен. Здесь и в машине не чувствуешь себя безопасно. Это некорректная постановка задачи. Можно создать веломобиль легкий, складной, летающий, плавающий, еще какой-то. А такой, чтобы пустить его в поток наравне с машинами, где не соблюдаются элементарные правила, при несопоставимой массе... Это уже другие, неконструкторские задачи: изменять ПДД, ужесточать санкции, дисциплинировать водителя... Да, в Амстердаме веломобиль ездит по велодорожкам. Там они, во-первых, есть, во-вторых, широкие.

- Равное пространство отводится разным видам транспорта.

- Самые веломобильные страны - Голландия, Германия... А я живу в Москве. И изобретаю такую машину, чтобы выйти из подъезда, доехать до метро на свой страх и риск, сложить в чемоданчик, взять его в руки и спокойно спуститься в метро. Это сэкономит массу времени и денег, потому что я не буду ждать транспорт и все-таки буду относительно независим. Хоть какой-то альтернативой автомобилю веломобилю по понятным причинам быть в мегаполисе очень трудно - разве что если взять мой складной веломобиль. С моим приводом он может быть не только трехколесным, но и двухколесным (двухколесный имеет преимущества в пробках). Реально складывающихся транспортных средств в мире нету. Есть ряд известных мировых производителей, которые занимаются складными велосипедами, но, на мой взгляд, ими не очень удобно пользоваться, переносить...

Возможно, Москва не самый хороший пример. Здесь все-таки развитый общественный транспорт. Есть города среднего размера, Орел, Рязань, там меньше общественного транспорта, там люди иногда полагаются на свои силы и садятся на велосипеды - им так проще. Но велосипед годится не каждому - если есть проблемы со спиной, если человек грузен, нездоров, вообще если трудно держать равновесие. На веломобиле такой человек спокойно передвигается. Инвалид без одной руки может легко управлять рулем. Я сейчас изобретаю новый вид привода и думаю, что им человек с одной ногой сможет управлять... С точки зрения эргономики веломобиль - потрясная штука. Еду по парку и отдыхаю, и могу посмотреть налево, направо, повернуть голову, не боясь, что велосипед упадет. Сижу - не болит спина. А проезжаю десять километров на велосипеде - спина болит. На веломобиле удобнее ездить в магазин - есть багажный отсек, на трех колесах не надо мучаться, ни в какую сторону не тянет из-за груза. Можно ехать с малой скоростью - не надо держать равновесие. Можно останавливаться - не надо опускать ногу на землю. Ты сидишь в полноценном кресле в естественной позе. Удобный руль. Удобно маневрировать на больших скоростях. С точки зрения безопасности - я всегда контролирую свое транспортное средство. Больше колес - больше тормозов. Эффективность торможения высокая. А удовольствие в путешествии! Если надо смотреть вокруг себя, а не только вперед, веломобиль незаменим. Я могу ехать спокойно с любой скоростью - малой, большой и крутить головой в свое удовольствие. А есть и серьезный недостаток - на веломобиле трудно на горку взбираться. Если горка крутая, я спокойно везу его за руль, как коляску.

- А что за новый вид привода вы изобретаете?

- Так называемый шаговой. Не круговой, а возвратно-поступательный. То есть ноги движутся не по кругу, а назад-вперед, поочередно. Амплитуду движений могу задать хоть большую, хоть малую. Это больше подходит в том числе для подъема. Я могу подключить руки, могу натянуть трос и помогать себе руками. Опять же эффективнее - ноги меньше напрягаются, нагрузка распределяется. Мы обычно работаем ограниченной группой мышц. А привод, который я изобретаю, позволяет подключить дополнительные мышцы. Еще на этой конструкции можно легко поставить аккумулятор, для крутого подъема, - на чемоданчик-багажник сбоку. Стартер подключается электрический к заднему колесу, и все. Такие стартеры, аккумуляторы есть в серийном производстве.

- С чего может начаться проникновение веломобиля в город? В Лондоне активисты продвигают грузовой велотранспорт для пешеходных зон. Сейчас ведь во многих городах исторические центры - пешеходные, в магазины товар завозят рано утром, а среди бела дня тоже часто возникает нужда в подвозе.

- Грузовой веломобиль для перевозки груза до 200 кг - это не проблема. Есть недорогая технология создания его из обычного велосипеда, прототипов - великое множество. Это гораздо проще, чем складной веломобиль. Вот это еще одно преимущество веломобиля - меньше чувствуется нагрузка, потому что опять же включаются, помимо ножных, другие мышцы, спиной помогаешь. Меня возила без напряжения семнадцатилетняя хрупкая девочка по лесу на веломобиле с багажником, а во мне 80 килограмм. Эффективность значительно выше.

- А чисто технические параметры?

- Три колеса - это большее трение качения. Это одна из основных технических проблем веломобиля, но для пользователя она незаметна. В итоге скорость зависит от оборудования и того, какой человек сидит в кресле веломобиля. Можно развить и 70 км. Если на велосипеде вы едете со скоростью 20 км в час, у вас и на веломобиле будет 20. У оборудования производства Шимано порядка 10 градаций качества. Если у вас хорошее оборудование, шины с большим давлением, то и скорость будет соответствующая. Еще, если впереди поставить аэродинамический отвес типа кожуха, такую мордочку, - коэффициент сопротивления воздуха уменьшается, скорость увеличивается сразу заметно. Таков нидерландский веломобиль «Аэрорайдер». Он серийно выпускается и похож на торпеду.

- А вообще-то для городских перемещений, мне кажется, потенциальная скорость самого транспортного средства не так уж важна. С учетом светофоров и переходов средняя скорость в городе все равно невысока, даже если без пробок. Да и расстояния в городе все-таки невелики. Если можно свободно передвигаться по городу на том же велосипеде (и, очевидно, веломобиле), поездка займет немногим больше времени, чем на машине. Это я осознала на велосипедной «Критической массе» в Нижнем Новгороде, когда - меня поймут нижегородцы - от Дворца Спорта до Кремля (примерно 10 остановок) наш велосипедный поток проехал за 10-15 минут. Главное - обеспечить свободное передвижение, разделить транспортные потоки.

- Ну, а пока у нас организация движения такова, какова есть. И экологические проблемы Москвы и вообще российских городов - это не проблемы нехватки технологий. Здесь дают инспектору взятку, и он, как правило, закрывает глаза на то, что твой «трактор», или автобус, или грузовик дымит. То же самое и с соблюдением ПДД. Поэтому и дороги опасные, и велосипед - не транспортное средство, а средство развлечения и отдыха... Может быть, здесь и первоначальная ниша веломобиля...

...Подтверждением большого выбора технологий была компьютерная база данных по веломобилям. Чего только нет в мире! Сколько придумано и сделано всяких прикольных видов транспорта, для движения которого не нужно никакое топливо! Есть, оказывается, велосани. А уж водных велосипедов - неисчислимое множество. От велобайдарок, на вид - самых обычных, только вместо весел - педали, укрепленные снизу, до... огромных колес, по которым изнутри человек просто идет, а колесо едет по воде... И множество, множество всяких прочих разнообразных остроумных средств передвижения - ярких, веселых и - пока - чисто развлекательных, периферийных...


Беседовала
Ирина ФУФАЕВА.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность