Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Путь к детям

"Где мой ручейник?"

Когда ребята оформляют свои исследовательские работы, они становятся «микропрофессорами» в своей области. Например, ведет школьник исследование видового состава ручейников и узнает, что ручейники - индикаторы чистоты воды, исследует видовой состава стрекоз, узнает, что это тоже ценный компонент водного биоценоза, поскольку регулируют численность всевозможных более мелких насекомых. Эти объекты интересны для исследования еще и потому, что стрекозы и ручейники в своем онтогенезе населяют две среды обитания, в личиночной стадии - водную среду, а во взрослой форме - воздушную и вносят свой вклад в пищевые цепочки в двух средах одновременно. Вот так ребенок узнает, насколько важен и значим его объект исследования. Мы, вообще, стараемся, чтобы дети сами сознательно выбирали такой объект, всегда повторяем: «Вы должны полюбить его!» И это удается.

Непременно учитываем и то, что каждый подросток стремится к самовыражению. Выступив со своими исследованиями в школе, в классе на уроке биологии, на научно-практических конференциях разного уровня, а иногда и просто в дворовой компании, они получают возможность самореализоваться, утвердиться в глазах сверстников. Кроме того, в это время они повышают образовательный уровень этих самых сверстников. И даже родителей.

Это тоже не нужно скидывать со счетов - то, что родители понимают смысл и значимость участия ребенка в подобных исследованиях. Потому что сейчас многие взрослые считают, что ребенок должен заниматься только тем, что поможет ему выбрать престижную профессию, зарабатывать хорошие деньги. Вот этот менталитет нужно ломать, потому что, во-первых, нельзя не учитывать собственные интересы и склонности ребенка, во-вторых, приоритетная задача нашей организации - сформировать экологическую культуру подрастающего поколения. И эта стратегия - экологическая культура - должна внедряться в сознание детей сызмальства , а значит, и опосредованно в сознание родителей.

И еще мы стараемся, чтобы дети, написав академическую по характеру работу, смогли выразить ее и в научно-популярной форме. Например, рассказать о своем исследовании и его значимости на страницах журнала или газеты, стать популяризаторами.

Часто дети, которые любят природу, любят бывать с ней наедине, испытывают одиночество. Сверстники их не понимают. А у нас такие дети попадают в компанию единомышленников, в свою среду общения. У меня есть мальчик - просто фанат водных жуков, он знает о них все, он может рассказывать о них часами, он с закрытыми глазами, наощупь может определить, какой это жук, какого вида, какого семейства и так далее. Но сверстники его не понимают. От этого у него огромный стресс, поскольку ко всему прочему это еще очень мягкий, ранимый человек. И когда мы привлекли его к себе, он просто ожил.

Так мы работаем, и я считаю, что создавать коллектив единомышленников - это важная часть экологического образования и воспитания.

Что касается непосредственно экологических занятий, то, во-первых, это кружок «Прикладная экология», в котором мы теоретически подковываемся перед тем, как выехать на природу. А летом каждый год, простившись с цивилизацией, на три недели окунаемся в экспедиционную пору. Для исследований выбираем природные объекты, в частности, реки - три года ездили на реку Берть, один из крупнейших притоков Оби на территории Новосибирской области. Мы ее исследовали в верховьях, в среднем течении, нижнем течении, и хотя пытались найти какие-то источники загрязнения, но честно скажу, что выбираем такие реки, которые менее всего подвержены антропогенному воздействию, чтобы дети видели, какой бывает река в первозданном виде. У них должно быть понятие об эталоне. А помойки они еще успеют увидеть в жизни. И когда они видят эталон, а это, прежде всего, первозданная красота природы, чистая вода, огромное биоразнообразие, и когда они узнают, что такое эталон, тогда у них становится больно на душе, когда они видят грязь. Появляется стремление ее убрать.

Приезжаем на место, и ребята немедленно включаются в работу. Тот, кто углубленно изучал ручейников, сразу: «Где мой ручейник? Где мое болотце, я полез туда». И самое немаловажное в этой работе то, что мы строим ее по принципу «взаимоцепляемости» в исследованиях. Это означает, что если ребенок занимается ручейниками, то у него рано или поздно возникает вопрос: «А кто этих ручейников употребляет в пищу?» Он может и не знать этого, но зато есть какой-нибудь Федор Иванов, который может ему ответить, поскольку занимается рыбами. Происходит такой диалог: «Федор, ну-ка скажи, какие рыбы моих ручейников едят? Не знаешь? Да ты что!» Все, Федор Иванов посрамлен. В итоге очень много нового они узнают и друг от друга.

Вот так работает этот принцип «взаимоцепляемости», и поэтому никто не хочет быть посрамленным и каждый старается узнать как можно больше.


Сергей БАТУРИН,
участник 2-й конференции Российской Сети Рек.
Лаборатория экологического воспитания,
Новосибирский областной комитет охраны водных ресурсов.
Новосибирск.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность