О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Путь к детямСамая классная классная«Если б у нас в городе было хотя бы 10 таких, как Лариса, в экологическом движении участвовал бы весь Череповец», - говорит руководитель общественной экологической организации «Зеленая волна» в составе Российской Сети Рек Юрий Александрович Федорин.Лариса Панкина: «Юрий Александрович все ходил, присматривался: «Я хочу узнать, как, какими словами ты заставляешь своих учеников так трудиться. Они у тебя как муравьи... Какими словами ты их вдохновляешь или подгоняешь?» А я говорю: «Я просто первая прихожу, последняя ухожу. Все на личном примере. Если я вижу, что девчонка хватается за большой мешок, я рядом берусь. Если мальчишки не могут столкнуть телегу с мешками, и я тут же своей массой наваливаюсь. Сама с ними работаю. Это самый простой и действенный способ воспитания. Он не подводит никогда». Лариса Александровна - учитель географии школы № 2 Череповца. География и экология для нее понятия неразделимые: «На уроках мы говорим о планете, о том, что мы - часть окружающего мира. Я рассказываю ребятам, что в России погибает более 100 тысяч рек, что японцы живут до 89 лет, а наши в Череповце - до 54. Ну, все связано с экологией! К тому же я еще классный руководитель. И главная моя цель - сплотить коллектив, потому что подросткам хочется быть вместе». А коллектив - это, прежде всего, совместная работа. Лариса Александровна со своими ребятами отработали 1500 человеко-часов на уборке парков. Три года ее ученики были победителями Марша парков. Они дружат с лесопитомником. Там каждому ребенку подарили именную елочку в специальном стакане, и эти елочки высадили под окнами школы. Ее ребята по собственной инициативе выявили 40 несанкционированных свалок в микрорайоне, где расположена школа, сфотографировали их, записали адреса, теперь этой информацией могут воспользоваться муниципальные службы, обязанные следить за чистотой улиц. Лариса Александровна рассказывает: «Мне достался класс, который был собран из семи девятых классов - отсев. Когда взяла список занятости детей, увидела, что никто из них ни в какие кружки не ходит... А я сама такая заводная, в молодости и теннисом, и парашютным спортом занималась, очень любила походы - Крым, Кавказ...« Детство Ларисы прошло в Мелитополе. Каждые каникулы - походы по крымским горам. Два раза ее направляли в Артек. Активно занималась спортом (была второй ракеткой Украины по настольному теннису). Потом учеба в университете, профессия геолога-океанолога, замужество, двое детей, постоянные переезды с мужем-офицером к месту его службы. «Поколесили по стране, - вспоминает Лариса Александровна, - были на Кольском полуострове, жили в Сибири, потом четыре незабываемых года в Питере, там столько увидела, узнала!... Сама так живу и не могу смотреть, как ребята прозябают». Поэтому они едут на природу, чтобы смотреть звезды, они идут на Суду делать лунки, чтобы рыба дышала кислородом, они проводят ликбез среди дачников, сжигающих пластиковый мусор... И во всех делах им первый помощник - Юрий Александрович Федорин. «За ним - как за каменной стеной», - говорит Лариса Александровна. Главная цель - сплочение коллектива - классной удалась. А удалась потому, что в таком коллективе каждому нашлось свое дело. Причем каждый ребенок чувствовал доброжелательную поддержку и не боялся раскрыться. «Если мы видим, что ребенок может что-то делать лучше, - рассказывает Лариса Александровна, - другой тут же отдает ему это место: «Ты здесь больше сможешь, чем я». Потому что переживают они не за то, чтобы себя выпятить, а за то, чтобы каждый нашел свою нишу». Есть в классе группа детей, которые любят разводить цветы (еще в пятом классе здесь проводили операцию «Посади цветок», «Подари цветок маме»), есть свои режиссеры, свои операторы, фотографы, потому что создается кинолетопись класса. Самые физически крепкие стали работать там, где нужна сила, и их зауважали, самые красноречивые стали лекторами в младших классах, есть в классе и «мозговой центр»... Они вместе во всех экологических конкурсах и праздниках, в газетах и в КВНах, в самых разных делах, и везде успешно. «Мы были лучшим девятым классом в параллели, - говорит Лариса Александровна, - а начинали с лучшего пятого»... Коллектив - великая сила. Хотя за время работы Панкиной ей трижды обновляли состав класса. «Я понимаю, конечно, администраторов, - говорит она, - видят, что хорошо идет, и начинают подкидывать новеньких «трудных», получается воспитание через коллектив - пожалуйста, вот тебе еще такого... И выходило, что нас становилось больше и больше, но нам было только интереснее, а проблем в отношениях не возникало, ребята - хорошие. Никто из них не на учете, никто в классе не курит, у нас нет сквернословия. Я не знаю, как с ними расстанусь, когда их выпущу. Это уже частичка меня, мне с ними не приходится юлить, подбирать слова, я с ними - как с единомышленниками. Мы просто родные люди». И переживает она за них как за родных. Когда Лариса Александровна проанализировала школьную статистику по заболеваемости детей, она ужаснулась. Пропущено 1780 дней! Она - к директору школы, тот разводит руками: а что я могу? «Я в горздрав, - рассказывает Лариса Александровна, - нашла заведующую. Она говорит: здоровье детей - это чистая вода, правильное питание. Я к директору «Водоканала»: «Сделайте анализ воды в школе». Вы знаете, у меня весь август ушел на то, чтоб создать программу оздоровления. Ведь еще нужны деньги! У нас есть такое предприятие химической промышленности «Аммофос», богатая организация, говорю им: ведь вам ничего не стоит выделить нам 2000 рублей на фиточаи, чтобы дети шиповник попили, поливитамины... Юрию Александровичу не даю покоя: «Юрий Александрович, надо организовать для детей сауну, бассейн, надо их закаливать». Сама родителей собрала, чтобы понимали, чтоб помогали... Когда сделали анализ воды, оказалось, что она у нас хорошая, значит, оставалось родителей уговорить, чтобы обязательно давали деньги на питание - на полноценный обед, а не просто на булочки с чаем. У детей по 7-8 уроков! Чтобы убедить их, мне пришлось предоставить статистику: из 30 детей, которые пришли в 1 класс, столько было здоровых, а теперь посмотрите, сколько их осталось к 10 классу... Теперь ребята и обедают, и пьют фиточаи. У меня в лаборантской поставили чайники, приносим туда варенье... Теперь родители - мои единомышленники: идем в бассейн, в сауну - и они с нами. Когда рассказывала об этом на педсовете, от некоторых учителей услышала: «Ты что - ненормальная? Как ты можешь старшеклассникам свою фигуру показывать?» Вы представляете? А я как-то про фигуру и не думала. Мы настолько с ними родные люди, что я не переживаю, как я перед ними выгляжу. У нас совсем другие отношения. ...Говорят же, какой хочешь видеть жизнь, так и живи. Я бы уже, наверное, на таблетки перешла в моем возрасте, если б у меня не было вот таких ребят. Всякое ведь в жизни бывает... Иногда такое навалится... Тогда так себя контролирую: взглядом детей на себя стараюсь посмотреть, и все - уже не могу киснуть, беру себя в руки». Лариса Александровна участвовала в городском конкурсе «Самая классная классная» и там была единственным классным руководителем старшеклассников. Слишком сложно с этими детьми... Ребята ею гордятся. А, главное, понимают, что молодым можно быть не только в 16... Всем классом провожали свою классную на 2-ю конференцию Российской Сети Рек в Нижний Новгород, спрашивали: «Когда вернетесь?» А дома внучка подрастает, говорит: «Буся, а я тоже буду экологом!»
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |