О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Нас удивляет их бережностьОтрывки из голландского дневника нижегородки Оли Чулковой, дополненные лирическими воспоминаниями нижегородки же Ани Костиной. Они - сотрудники КЦ Российской Сети Рек.ОЛЯ. 7 июня. Мне повезло - в самолете я около иллюминатора. Голландия с высоты - это сплошные прямоугольнички, зеленые и коричневые, море тоже зеленое. Для русского человека такая упорядоченность, мягко говоря, непривычна. И лесные участки квадратные - и такие маленькие. Сплошной ландшафтный дизайн. Но, наверное, в такой маленькой стране по-другому и нельзя. Границами квадратиков служат каналы - их огромное количество....Амстердам. Здесь почти нет высоких домов, в основном 3-5 этажей. В центре города дома, похоже, ровесники Амстердама, но выглядят великолепно. Особенно в сравнении с домами исторического центра Нижнего Новгорода. Каналы совсем не грязные, с утками и водяными курочками. Практически все улицы выложены камнем - брусчатка. Но, как оказалось, это создает голландцам проблемы. Тридцати восьми процентам горожан, по словам Тинко Ликлама - представителя общественной организации Фонд Чистой воды, - не нравится растущая между камнями трава - ее травили (сейчас гербициды почти не применяют), теперь уничтожают паром, жгут. Цветов в Амстердаме везде огромное множество. Каждый двор как ботанический сад. Расцветка листьев деревьев и кустарников от сизо-зеленого, желтого до бордового. Амстердам удивителен! И только одно неудобство для нас, непривычных, - носящиеся на бешеной скорости велосипедисты, а их много больше, чем машин. Зато в центре города чистейший, изумительный воздух, как в лесопарковой зоне. Никакого тебе смога по утрам. Дышится очень легко. И не сразу, но появляется привычка не ходить по велодорожкам, которые разветвленной сетью охватывают всю страну. Сегодня на амстердамской велодорожке я впервые в жизни увидела веломобиль - небольшую ярко-красную машинку на велотяге. Оказывается, у веломобиля есть даже дворники! Центр города практически закрыт для автомобильного транспорта. В основном путешествовать здесь можно на велосипеде или трамвае. Я влюбилась в амстердамские трамваи. Каждая остановка - как маленький вокзальчик: карта города с маршрутами (можно с собой не таскать), табло, где высвечивается, когда и какой номер трамвая куда едет, время его прибытия на остановку, путь следования. У трамвая нет ступенек, с остановки шагаешь на пол трамвая, очень удобно. Ясно, что конструкторы думали о людях. АНЯ. Это как просмотр сказочного фильма. Амстердам - город, в котором все в движении, город - вечный двигатель. Выходишь на улицу в центре города: старинные часы бьют, пролетают велосипедисты и очень быстрые трамваи, проезжают немногочисленные машины, идут люди, в разных направлениях по каналам плывут катера, пароходики, веселые кампании на водных велосипедах, птицы - водные курочки... Я не видела ни в Амстердаме, ни в провинции ни одного лица грустного, печального, злого, озабоченного. В последний день бродила по городу одна, и мне не было одиноко, было чувство спокойствия и безопасности - и это при том, что я почти не знаю английского. И при том, что вокруг было много экстравагантной молодежи, кто-то пел, кто-то шел, приплясывая, посреди улицы. ОЛЯ. 8 июня, вечер. Мы в Ассене. Маленький старинный городок, очень уютный. Много платанов с пятнистой зелено-коричневой корой и много больших старых деревьев, причем в отличном состоянии. А что у нас? Что ни дерево, то обязательно гнилое, поврежденное или усыхающее. Сегодня встречались с представителями государственных организаций Водный совет земли Дренсе Аа и Государственная лесная комиссия. Все, что они говорили, наводит ужас. В Голландии не осталось ничего естественного! Это же одна большая насосная станция! Отвоеванные у моря земли, искусственно перенаправленные и уложенные в каналы реки, создаваемое и поддерживаемое человеком биоразнообразие. Голландцы перекраивают свою маленькую страну, пытаясь залатать возникшие экологические дыры. Только последние двадцать лет они применяют комплексный подход, учитывают интересы природы и восстанавливают утраченное. С увеличением площади болот возвращаются исчезнувшие было виды флоры и фауны, например, черные бакланы (сегодня мы такого видели: красавец!). АНЯ. Вернувшись домой, я постоянно констатирую: очень большая между нами разница. Там подход человеческий. Они поняли, что сотворили. Очень важно, что в Голландии есть Водные Советы, куда входят представители самоуправления населенных пунктов. Особенно сейчас, когда идет борьба за Мещерское озеро - памятник природы в Нижнем Новгороде, в водоохранную зону которого вторгается большая стройка, я сравниваю подход наших и голландских властей и жителей. Да, у нас сейчас проводят общественные слушания. Но мнение жителей все равно не учитывается. Просто это необходимая формальность. ОЛЯ. Еще сегодня нас водили на речку Дренсе-Аа. Там есть местечко Старая Мельница. Рядом с ним экспериментальное угодье, где восстановлены изначальные природные условия, - заболоченная территория с естественным видовым растительным составом. Потом нас водили туда, где восстанавливают русло этой речки. Раньше, когда здесь не была так развита хозяйственная деятельность, река впадала в море. Но потом ее перекрыли центральным отводным каналом, в который стекается вся химия с полей от орошения... Чтобы восстановить русло Дренсе-Аа, землю выкупили у фермеров. Черного баклана я видела именно там. АНЯ. В долине Дренсе-Аа мне очень понравилось, что они восстанавливают те виды растительности, которые у нас считаются сорными. Для них каждый вид важен. Я до сих пор помню, как сначала меня удивила та бережность, с которой нас проводили к этому месту. Здесь даже не косят траву машинами, хотя сельскохозяйственная техника голландцев поражает. Косят бережно, вручную, два раза за сезон. Вывозят тоже вручную, оберегая этот естественно-ландшафтный кусочек. Мне запомнилось само местечко Старая Мельница. Спокойным, добрым соседством людей, зверей, птиц. Живут люди, по дороге проезжает техника, среди села - гнездо аиста, пасутся ухоженные кони, всё в согласии... ОЛЯ. 9 июня. Сегодня мы ездили из Ассена в ближайшие земли на станцию водоподготовки в Аннен. На станции красиво, идеальная чистота, рабочих не видно, вода практически чистая поступает из подземных источников - именно в этой местности есть большие запасы подземных вод. При подготовке воды избегают хлорирования, только в исключительных - аварийных - ситуациях. В зале для приема гостей забавные люстры, сделанные из баночек, колбочек, бутылочек. В Аннене мы осматривали территорию, на которой расположен водозабор. Территория довольно большая, тоже выкуплена у фермеров, чтобы воду забирать в чистых местах... Такая интересная у них проблема: не нравится, что на этом лугу бесконтрольно растет трава. Ради эстетики туда специально запускают скотину и строго контролируют ее численность, не допуская в охранную зону водозабора. Косить траву уже не приходится. По этой территории мы ездили на велосипедах - обычных, старых надежных друзьях. Голландцы предпочитают именно такие, а не модные навороченные. АНЯ. Мне приходится бывать на водозаборных станциях, и теперь я могу сравнить. После посещения станций на Автозаводе в Нижнем, в Вологде воду пить не хотелось - так же, как после посещения мясокомбината, молококомбината не хочется есть мясо и молочные продукты. Невозможный шум, вода подтекает, ржавые задвижки. В Аннене - чистота, оборудование исправное, мало шума. Небольшой штат сотрудников в красивых комбинезонах. Есть свой зал для проведения лекций и встреч... Отдельное впечатление - покрытие нешироких дорожек, по которым мы ездили на велосипедах по полям вокруг водозабора. Настолько гладкое, что просто не едешь, а паришь. ОЛЯ. 11 июня. Вчера вернулись в Амстердам. Ходили с Аней в ботанический сад. Чего только нет - от альпийских лугов до влажных тропиков, даже куст крапивы - жирный, ухоженный. Мильеконтакт находится рядом с этим великолепием. Побывали в музее Рембрандта. Старые голландские дома такие компактные и, как правило, на верхние этажи ведут головокружительно крутые, узкие винтовые лестницы. Дом, в котором находится музей, был куплен Рембрандтом для работы, здесь были мастерские, причем комнаты для них выбирались с правильным северным освещением. В одной из комнат Рембрандт устроил кунсткамеру. Необработанные минералы, чучела экзотических животных, кости, очень старые книги (я такие впервые вижу). В комнатах много резного дерева. Удивила кровать-постель в гостиной - это такая ниша из дерева, очень маленькая, почти квадратная. Создается впечатление, что голландцы в прошлом были очень малы ростом. Не видела моря - жаль, но видела целую «плантацию» (как сказала Ольга Подосенова) ветряков по дороге в Лелиштад. Они высокие-высокие, их много. Жаклин (сотрудница Мильеконтакта) сказала, что около 5 процентов электроэнергии на севере страны вырабатывается с помощью ветряков. Оказывается, то, что я видела с самолета (всякие прямоугольнички) - это сельскохозяйственные угодья на полдерах (землях, которые были отняты у моря специально для сельского хозяйства). Не понимаю, как земля, находящаяся ниже уровня моря, может быть сухой. А как же реки, их уровень ведь не выше уровня земли, как же они текут в море?! На юге и востоке страны все более естественно, но эти районы густонаселенные, там нет такого простора. АНЯ. Поразило количество воды. Большие каналы, маленькие, ручейки, отводы... Вода разная, в некоторых каналах она казалась мертвой, в других местах живой, движущейся. Я не побывала на одной из основных плотин, но ощутила, что страна эта все время выживает. Что 24 часа в сутки там работают насосы, откачивая воду. Видела издали дамбу - зеленую ступеньку, за которой вода - уровнем выше. За этим чувствуется титанический труд, многолетний... И за этот труд я голландцев очень уважаю. Люди хорошо работают и хорошо отдыхают: сидят с друзьями в кафе, катаются на велосипедах...
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |