Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Альтернатива

Три метра ниже уровня моря

Ольга ПОДОСЕНОВА, координатор движения «Поможем Исети» в составе Российской Сети Рек, участник стажировки в Нидерландах, наш корреспондент:

Результат долгих технологических усилий.
Вода: благо и беда...

В Голландии граница между водой и сушей весьма условна. Здешнее население полностью зависит от своих дамб и шлюзов, береговых дюн, которые защищают страну от наводнений. Без этих сооружений полстраны просто исчезло бы под водой. Столетиями отношения голландцев с водой ограничивались противостоянием: люди создавали все более технологичные инструменты борьбы со стихией - более высокие, более мощные и более эффективные гидротехнические сооружения. Реки были канализированы и направлены по вычерченному по линейке руслу между высоких дамб, природные ландшафты застроены с учетом впитывания излишних дождевых вод. Результат многолетних технологических усилий оказался неожиданным для сильно обводненной страны: некоторые районы страны настолько высохли, что и без того низкие земли начали опускаться еще ниже. Пригодная для использования вода становилась редкостью и очень востребованным товаром. Сама ситуация поставила жителей Нидерландов перед необходимостью менять прежние подходы к решению водных проблем: перейти от противостояния к сотрудничеству. Продуманное планирование с учетом глобальных и локальных интересов на всех уровнях от общеевропейского до местного получило название «интегрированное управление водными ресурсами». Что же подразумевается под этой формулировкой? Разобраться в этом помогли встречи в Голландии.

«Держать ноги сухими,
а растения – мокрыми»

Так в упрощенной форме выглядит миссия четырех десятков Водных советов - организаций, которые являются главным инструментом интегрированного управления водными ресурсами Нидерландов. Об этой уникальной организационной форме рассказывают три эколога провинции Дрэнте, земли Дрэнсе-Аа: менеджер Государственной лесной комиссии Хэнк Пошт (на снимке он в центре) и общественники - члены Водного совета Уко Фехтер (справа) и Питер-Пол Шхелема (слева).

Зоны ответственности государственной Лесной комиссии и Водного совета в Дрэнсе-Аа совпадают. По словам менеджера Государственной лесной комиссии Хэнка Пошта, и интересы этих очень разных по специфике служб тоже сходные: устойчивая окружающая среда для людей, животных и растений. Ситуация в Дрэнсе-Аа очень типична: все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды. Около 150 лет назад река Дрэнсе-Аа имела исток в озере. Сейчас и озера как такового не осталось, и реки - одни каналы. Причем параллельно с процессом «канализации» водных объектов происходило обеднение почв и вымирание всего живого. Сейчас, на третьем десятке лет продвижения экологических реформ, заповедная территория Дрэнсе-Аа пригревает под своим крылом половину всех видов биологического разнообразия Нидерландов...

Конечно, наша имперская избалованность травками-муравками, тайгой и бескрайними просторами не позволила восхищаться уникальностью видов растений, однако просто покорило трогательное отношение местных жителей к своей природе: искреннее, неподдельное, бережное.

Водные советы:
выбирает тот, кто платит

Несмотря на жесткость, эта формула - не совсем то, о чем вы, наверное, подумали. Платят, а соответственно, и выбирают в Голландии все, кто является потребителем воды - квартиросъемщики, фермеры, бизнесмены. Вспомните в ЖКХ-шных квитанциях статьи «холодная вода», «канализация» и прочие водные прелести. Именно внесение платы за эти услуги и дает жителям Голландии право избирать и быть избранным в Водный совет.

Странная, знаете, для нашего восприятия вещь, эти их водные советы! Избранным может быть каждый, неважно - домохозяйка, профессор или бизнесмен. Хотя каждый Водный совет в зависимости от региональной специфики имеет свои квоты на количество участников от государства, промышленности, сельского хозяйства, муниципалитета, организованной и неорганизованной общественности. Выбирается этот орган раз в 4 года, и основная цель подобной модели интегрированного управления - учет интересов всех сторон. Нештатная для Голландии ситуация, если какие-то водные решения начинают воплощаться, а допустим, представители фермерства - против. Такое просто невозможно: конфликты должны быть сняты на начальной стадии, стадии обсуждения.

Каждая проблема, в особенности экологическая, неизбежно вскрывает разные, порою взаимоисключающие интересы. У каждой стороны при этом имеется «своя правда». В такой ситуации иногда сложно заставить стороны даже выслушать аргументы противостоящей стороны. Понятно, что ни о каких сдвигах в решении проблемы речи быть не может. Вот тут-то на помощь и приходит широко распространенное в Голландии интегрированное управление: обсуждение конфликтных водных вопросов здесь в результате работы водных комитетов стало обычным процессом с определенными процедурами и правилами.

Было бы неправдой сказать, что методы интегрированного управления стали для российских участников стажировки откровением. К примеру, председатель Комитета по экологии и природопользованию Администрации г. Екатеринбурга Людмила Васильева отметила, что метод стратегического планирования, учитывающего анализ ситуации, основные тенденции, учет мнения граждан, уже начал «свою победную поступь» в Екатеринбурге - он оказался первым российским городом, принявшим План Стратегического развития города, в котором учтены не только производительные силы, но и экология и здоровье, экологическое образование и просвещение...

Начинающий свою работу Водный совет составляет план, по которому будет функционировать все местное водное хозяйство, свои пожелания в план в принципе может внести каждый, но остается в плане только то, что одобрено всеми.

Интересно, что решения водных советов принимаются не путем голосования или демократического централизма какого-нибудь, а путем консенсуса, то есть когда все члены комитета (а их 31 человек) поставят под документом свои «согласительные» подписи. Интересно также, что Водный совет - это некая вневедомственная, не подчиняющаяся ни государству, ни муниципалитету, ни кому бы то ни было структура. Еще более интересно, что при этом все члены совета получают стипендию от государства и в помощники им полагается целый штат из 350 сотрудников, занимающихся техническим оформлением и обеспечением всех решений Водного комитета.

Конечно, есть у членов Водного совета Дрэнсе-Аа ответственность: водное хозяйство вверенной им провинции должно функционировать нормально, без сбоев и накладок - все 250 км каналов, 28 км морских дамб, 50 шлюзов, 135 насосных станций.

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ

То, что половина этой страны находится ниже уровня моря - факт общеизвестный. Но то, что это - повод для некого специфичного национального мироощущения, вначале удивило. Не сыр, не тюльпаны, не деревянные башмаки, а трехметровая линейка с пометкой вверху - «Здесь должно находиться море» стала для меня главным символом Нидерландов.

*******
Первое утро в Амстердаме - разбудила песня соловья. Не поверила: центр огромной европейской столицы - откуда? Выглянула в окно и увидела цаплю, стремительно пролетающую над старинным замком. Нет, конечно, я очень горжусь широкими просторами свой страны, ее живописными пейзажами и тиграми, живущими в далекой уссурийской тайге. Но обилие явно недомашних животных, спокойно расхаживающих, плавающих и летающих по улицам мегаполиса, не может не удивлять...

*******
За рубежом грибные леса есть! Нашла в небольшом (в три деревца) лесочке сыроежки. Спросила у местных: почему не собираете? Оказалось, не могут отличить съедобные от несъедобных - когда-то были приняты законы, запрещающие выносить из лесу все, включая просто веточки и цветочки. За время действия закона народ утерял культуру сбора даров леса. И не видно, чтобы он об этом жалел.

*******
Большая проблема, о которой говорят голландские экологи - растет поколение, совершенно удаленное от природы и естественности, даже в самых простейших проявлениях. Дети в школе не могут сказать, откуда берется молоко. Считают, что из магазина.

*******
На одном из домов в городке - желтый флаг с изображенным на нем зеленым корытцем. Оказалось, не предвыборная агитация - знак, что здесь продаются органические - экологически чистые товары, которые, кстати, минимум на 25 % дороже обычных аналогов.

*******
В гостинице - табличка на четырех языках, призывающая экономить воду. На русском - текста нет. Нас бесполезно призывать?

*******
Хэнк Пошт, менеджер Государственной лесной комиссии: Мы стараемся восстановить утраченное, восстановить истоки. Очень важно знать историю наших долин, представлять, какие процессы здесь происходили раньше. Конечно, невозможно полностью воссоздать прежний природный ландшафт, но приблизить его к тому, что было раньше, дать больше места природе - наша задача.

*******
Питер-Пол Шхелема, член Водного совета провинции Дрэнсе-Аа: Самое сложное - договориться. Фермеры хотят мало воды (им нужно сохранить урожай), жители домов хотят воды еще меньше - их ноги должны оставаться сухими, а природе надо больше воды. Наша цель учесть интересы людей, но при этом максимально соблюсти все требования природы.





К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность