О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Три метра ниже уровня моряОльга ПОДОСЕНОВА, координатор движения «Поможем Исети» в составе Российской Сети Рек, участник стажировки в Нидерландах, наш корреспондент:Результат долгих технологических усилий.Вода: благо и беда... В Голландии граница между водой и сушей весьма условна. Здешнее население полностью зависит от своих дамб и шлюзов, береговых дюн, которые защищают страну от наводнений. Без этих сооружений полстраны просто исчезло бы под водой. Столетиями отношения голландцев с водой ограничивались противостоянием: люди создавали все более технологичные инструменты борьбы со стихией - более высокие, более мощные и более эффективные гидротехнические сооружения. Реки были канализированы и направлены по вычерченному по линейке руслу между высоких дамб, природные ландшафты застроены с учетом впитывания излишних дождевых вод. Результат многолетних технологических усилий оказался неожиданным для сильно обводненной страны: некоторые районы страны настолько высохли, что и без того низкие земли начали опускаться еще ниже. Пригодная для использования вода становилась редкостью и очень востребованным товаром. Сама ситуация поставила жителей Нидерландов перед необходимостью менять прежние подходы к решению водных проблем: перейти от противостояния к сотрудничеству. Продуманное планирование с учетом глобальных и локальных интересов на всех уровнях от общеевропейского до местного получило название «интегрированное управление водными ресурсами». Что же подразумевается под этой формулировкой? Разобраться в этом помогли встречи в Голландии. «Держать ноги сухими,
Так в упрощенной форме выглядит миссия четырех десятков Водных советов - организаций, которые являются главным инструментом интегрированного управления водными ресурсами Нидерландов. Об этой уникальной организационной форме рассказывают три эколога провинции Дрэнте, земли Дрэнсе-Аа: менеджер Государственной лесной комиссии Хэнк Пошт (на снимке он в центре) и общественники - члены Водного совета Уко Фехтер (справа) и Питер-Пол Шхелема (слева). Зоны ответственности государственной Лесной комиссии и Водного совета в Дрэнсе-Аа совпадают. По словам менеджера Государственной лесной комиссии Хэнка Пошта, и интересы этих очень разных по специфике служб тоже сходные: устойчивая окружающая среда для людей, животных и растений. Ситуация в Дрэнсе-Аа очень типична: все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды. Около 150 лет назад река Дрэнсе-Аа имела исток в озере. Сейчас и озера как такового не осталось, и реки - одни каналы. Причем параллельно с процессом «канализации» водных объектов происходило обеднение почв и вымирание всего живого. Сейчас, на третьем десятке лет продвижения экологических реформ, заповедная территория Дрэнсе-Аа пригревает под своим крылом половину всех видов биологического разнообразия Нидерландов... Конечно, наша имперская избалованность травками-муравками, тайгой и бескрайними просторами не позволила восхищаться уникальностью видов растений, однако просто покорило трогательное отношение местных жителей к своей природе: искреннее, неподдельное, бережное. Водные советы:
Несмотря на жесткость, эта формула - не совсем то, о чем вы, наверное, подумали. Платят, а соответственно, и выбирают в Голландии все, кто является потребителем воды - квартиросъемщики, фермеры, бизнесмены. Вспомните в ЖКХ-шных квитанциях статьи «холодная вода», «канализация» и прочие водные прелести. Именно внесение платы за эти услуги и дает жителям Голландии право избирать и быть избранным в Водный совет. Странная, знаете, для нашего восприятия вещь, эти их водные советы! Избранным может быть каждый, неважно - домохозяйка, профессор или бизнесмен. Хотя каждый Водный совет в зависимости от региональной специфики имеет свои квоты на количество участников от государства, промышленности, сельского хозяйства, муниципалитета, организованной и неорганизованной общественности. Выбирается этот орган раз в 4 года, и основная цель подобной модели интегрированного управления - учет интересов всех сторон. Нештатная для Голландии ситуация, если какие-то водные решения начинают воплощаться, а допустим, представители фермерства - против. Такое просто невозможно: конфликты должны быть сняты на начальной стадии, стадии обсуждения. Каждая проблема, в особенности экологическая, неизбежно вскрывает разные, порою взаимоисключающие интересы. У каждой стороны при этом имеется «своя правда». В такой ситуации иногда сложно заставить стороны даже выслушать аргументы противостоящей стороны. Понятно, что ни о каких сдвигах в решении проблемы речи быть не может. Вот тут-то на помощь и приходит широко распространенное в Голландии интегрированное управление: обсуждение конфликтных водных вопросов здесь в результате работы водных комитетов стало обычным процессом с определенными процедурами и правилами. Было бы неправдой сказать, что методы интегрированного управления стали для российских участников стажировки откровением. К примеру, председатель Комитета по экологии и природопользованию Администрации г. Екатеринбурга Людмила Васильева отметила, что метод стратегического планирования, учитывающего анализ ситуации, основные тенденции, учет мнения граждан, уже начал «свою победную поступь» в Екатеринбурге - он оказался первым российским городом, принявшим План Стратегического развития города, в котором учтены не только производительные силы, но и экология и здоровье, экологическое образование и просвещение... Начинающий свою работу Водный совет составляет план, по которому будет функционировать все местное водное хозяйство, свои пожелания в план в принципе может внести каждый, но остается в плане только то, что одобрено всеми. Интересно, что решения водных советов принимаются не путем голосования или демократического централизма какого-нибудь, а путем консенсуса, то есть когда все члены комитета (а их 31 человек) поставят под документом свои «согласительные» подписи. Интересно также, что Водный совет - это некая вневедомственная, не подчиняющаяся ни государству, ни муниципалитету, ни кому бы то ни было структура. Еще более интересно, что при этом все члены совета получают стипендию от государства и в помощники им полагается целый штат из 350 сотрудников, занимающихся техническим оформлением и обеспечением всех решений Водного комитета. Конечно, есть у членов Водного совета Дрэнсе-Аа ответственность: водное хозяйство вверенной им провинции должно функционировать нормально, без сбоев и накладок - все 250 км каналов, 28 км морских дамб, 50 шлюзов, 135 насосных станций. ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ То, что половина этой страны находится ниже уровня моря - факт общеизвестный. Но то, что это - повод для некого специфичного национального мироощущения, вначале удивило. Не сыр, не тюльпаны, не деревянные башмаки, а трехметровая линейка с пометкой вверху - «Здесь должно находиться море» стала для меня главным символом Нидерландов. *******
*******
*******
*******
*******
*******
*******
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |