Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Альтернатива

Park and Ride

В графстве Оксфордшир СОЗДАЛИ И РЕАЛИЗУЮТ ТРАНСПОРТНУЮ СТРАТЕГИЮ

В поисках решения, как снизить нагрузку от автотранспорта, Управление по охране окружающей среды Пермской области обратилось к опыту Оксфордшира.

Среди городов Пермской области особенно актуальна транспортная проблема для Краснокамска. Здесь через жилую застройку города проходит транзитная трасса федерального значения. Ежедневно по ней проходит более 10 000 большегрузных и других автомашин. В 2002 году Краснокамск занял ведущее место в области по объемам выбросов специфических веществ и, соответственно, по загрязнению атмосферы от автотранспорта.

Здесь провели общественные слушания «О путях снижения влияния автотранспорта на состояние атмосферы и здоровье населения в малых городах на примере Краснокамска. Опыт разработки и реализация Транспортной стратегии в партнерском городе Оксфорде». Участники слушаний, проведенных при поддержке Департамента Международного Развития Правительства Великобритании, Департамента Экологии транспорта и регионов Правительства Великобритании и Британского Совета, в частности, решили рекомендовать администрации Краснокамска разработать транспортную стратегию города с учетом опыта Оксфорда (Великобритания).

Сама эта стратегия (документ), типичная для современных экологически продвинутых европейских городов, имеется в редакции «Берегини», за что отдельное спасибо Дмитрию ЛЕВАШОВУ. Город Оксфорд, разумеется, страдает от различных экологических, и в том числе транспортных проблем, и в то же время достаточно успешно их решает. Думается, многим активистам, работающим по проблемам городской среды, будет интересно ознакомиться с презентацией стратегии Дэвида Робертсона.

Признание того, что дорожное движение - весьма значительный источник загрязнения воздуха, и отказ от традиционного подхода к строительству дорог в последние годы значительно изменили транспортную политику Великобритании. Традиционный подход к строительству дорог сейчас называют «предсказать и обеспечить» - обеспечить новый рост дорожного движения (строительство новых дорог закономерно его вызывает).

Акт о сокращении дорожного движения от 1997 года предписывает местным дорожным организациям ставить целью ограничение будущего роста движения транспорта. Правительство Великобритании определяет, что местные власти должны стремиться к сокращению ДТП; улучшению качества воздуха; увеличению использования велосипедов. Государственное финансирование местных схем будет в значительной мере зависеть от успеха, которого достигнет каждый из органов местного самоуправления. В недавно опубликованной Белой Книге правительства Великобритании под названием «Новая задача для транспорта: лучше для всех» цель определена следующим образом: «Предоставить каждому выбор и возможность передвижения наиболее безопасным, эффективным, экологически безвредным и справедливым способом, способствующим устойчивому развитию». Местные советы должны продемонстрировать, каким образом их местные проекты будут способствовать реализации этого.

Совет графства Оксфорд гордится своим лидерством в интегрированном транспортном планировании. Еще в 1973 году в городе Оксфорд была принята сбалансированная транспортная политика, а в 1999 году - транспортная стратегия. Результатом стало отсутствие роста использования автомобилей в пределах кольцевой дороги за последние 20 лет.

Жители графства и, в частности, Оксфорда, остро ощутили проблему роста транспортного потока 30 лет назад. Старинные улицы в центре города не приспособлены к неограниченному использованию машин. Пробки появились в Оксфорде еще в 50 годах. В последующие годы становилось все более ясно, что необходимо принять срочные меры, чтобы сохранить исторический центр города и прилегающие к нему районы. В 50 годы проектировщики предлагали множество схем, основанных на использовании автомобилей, однако все они были отвергнуты. В 1973 году Городской совет утвердил политику, которая охватывала все виды транспорта, не только автомобиль, и включала контроль парковок; приоритет общественному транспорту (автобусам); благоприятные условия для пешеходов и велосипедистов; создание первой парковки «Park and Ride» («Парк энд райд» - «Паркуйся и поезжай» на общественном транспорте, специальных автобусах - для приезжающих в город автомобилистов).

Первая парковка системы Park and Ride была открыта в 1973 году. В 1976 их было уже три.

Транспортная политика обратила внимание и на причины передвижения людей. Это привело к созданию Стратегии городов графства, где строительство нового жилья и рабочие места были сконцентрированы вокруг растущих городов, таких как Бичестер, Банбери, Уитни и Дидкот, что снижало транспортные потоки в город Оксфорд. Это была одна из первых попыток связать транспорт и пользование землей. Сегодня этот метод является весьма успешным в достижении сбалансированного роста строительства жилья и создания новых рабочих мест.

Вопреки общенациональной тенденции, транспортный поток в центре Оксфорда оставался неизменным более 10 лет. В то время как с 1986 по 1996 годы поток автотранспорта за пределами кольцевой дороги вырос, интенсивность движения в центре города снизилась. Коммерчески успешная система «Park and Ride», крупнейшая в Британии, сыграла решающую роль в сдерживании роста интенсивности движения в центре города. Сейчас Оксфордская автобусная компания поддерживает 5 маршрутов «Park and Ride», соединяющих 5 пригородных стоянок с центром Оксфорда. Частота движения автобусов системы «Park and Ride» составляет от 6 до 10 минут в течение 18 часов в сутки.

Оксфордская транспортная компания - это частная фирма, она не получает финансирования из бюджета и, предоставляя услугу «Park and Ride», полностью полагается на ее самоокупаемость. При этом между компанией и администрацией Оксфорда заключено соглашение, в соответствии с которым компания, с одной стороны, осуществляет услугу «Park and Ride», предоставляя комфортабельные двухэтажные автобусы, снабженные низкими посадочными площадками для различных категорий населения, а администрация города, с другой стороны, в рамках Транспортной стратегии создает благоприятные условия для автобусного движения.

В Оксфорде сейчас созданы такие благоприятные условия, которые делают общественный транспорт, не создающий пробок, привилегированным и более быстрым. Это выделенная полоса с красной разметкой, использующаяся строго для автобусов, приоритетные автобусные маршруты, отличительной особенностью которых являются скорость и удобство, а также дополнительные специальные светофоры, значимость которых особенно возрастает в час пик. Сейчас этот положительный опыт распространяется и на другие города графства, соединяя их общей сетью автомагистралей, имеющих приоритетную полосу для автобусов.

В целом Совет графства Оксфорд уделяет основное внимание совершенствованию существующей системы общественного транспорта в городах графства и предоставляет гранты для того, чтобы сделать автобусы более доступными и экологически чистыми. Мы также стремимся к тому, чтобы общественный транспорт был максимально доступен для людей с ограниченными возможностями. Это уже решение социальных проблем улучшения уровня жизни всех жителей графства.

В задачах Локального транспортного плана - изменение отношения людей к способам передвижения. Кампания TravelWise («Передвигайся с умом») повышает осведомленность населения о причинах транспортных проблем, а также убеждает людей меньше пользоваться личными автомобилями.

В 1999 г. утверждены Специальные стратегии для пешеходов и велосипедистов. Велосипед обладает множеством преимуществ для передвижения на расстояния до 5 миль. Кроме очевидной пользы для здоровья и окружающей среды, велосипеды очень дешевы в использовании, и их просто парковать. Они занимают лишь 1/10 от парковочного пространства автомобиля. При помощи Интегрированных транспортных стратегий мы стремимся развивать сеть пешеходных улиц во всех крупных городах. Одновременно мы развиваем сеть велосипедных дорог во всех крупных городах графства Оксфордшир.

Здоровье человека зависит от множества факторов, однако побочные эффекты от использования транспортных средств оказывает прямое влияние на наше самочувствие. Подсчитано, что ежегодно более 11 000 смертей в Великобритании наступает преждевременно вследствие загрязненности воздуха выхлопами автотранспорта. Проведенный в Оксфорде мониторинг выявил высокий уровень содержания некоторых загрязняющих веществ. Заключительный этап Транспортной стратегии Оксфорда предусматривает значительное сокращение как транспортного потока, так и уровня загрязнения воздуха в центре города.

Наиболее важными проблемами, которыми занимается местная Транспортная стратегия в целом, являются изменения климата, состояние атмосферы и здоровье граждан. Мы стремимся не только к улучшению среды обитания местных жителей, но и вносим вклад в достижение глобальных целей - сокращение выброса газов, вызывающих парниковый эффект. Мы также работаем с инициативой «Повестка на 21 век», а также с Советами районов и их планами развития, которые должны соответствовать Национальной стратегии улучшения качества воздуха. Если люди станут больше и без риска ДТП ходить пешком и ездить на велосипеде, улучшится и состояние их здоровья, поскольку регулярные физические упражнения станут частью их повседневной жизни.


Дэвид РОБЕРТСОН,
депутат Совета графства Оксфордшир,
специалист по вопросам
транспорта и дорожных систем.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность