Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Охранная грамота

Фемида все прячет глазки

СУДЕБНАЯ ТЯЖБА ПО ВОПРОСУ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ЛАГОНАКСКОГО НАГОРЬЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Экологическая общественность Республики Адыгея продолжает борьбу за сохранение заповедного статуса плато Лагонаки и Фишт-Оштенского горного массива. Состоялось два судебных заседания, посвященных этому вопросу.

4 июня 2004 г. Арбитражный суд Республики Адыгея (РА) после двухмесячного перерыва вернулся к рассмотрению иска Майкопской городской организации ВООП к Кабинету Министров РА, в котором она оспаривала правомочность принятия Постановления № 343 от 8 декабря 2003 г. Этим Постановлением был отменен заповедный режим на Лагонакском нагорье, уникальном участке территории Кавказского биосферного заповедника.

После нескольких судебных заседаний по этому иску позиция Кабинета Министров РА, посягнувшего в нарушение норм законодательства на федеральную собственность и принявшего решение вне пределов своей компетенции, была очевидно проигрышной. После того, как общественность поддержала Прокуратура Республики Адыгеи, также вступившая в судебный процесс в качестве истца, защищающего государственные интересы, и издавшая предписание об отмене скандального постановления, шансов выиграть в этом суде у Кабинета Министров не осталось никаких.

В этой ситуации Кабинет Министров РА, чтобы не допустить рассмотрения дела по существу и свернуть этот судебный процесс, пошел путем формальных проволочек. Он направил в Конституционный суд Республики Адыгея запрос - чем же является Постановление № 343 - нормативным или индивидуально-правоприменительным (ненормативным) актом? В том случае, если Конституционный суд РА признает его нормативным, появлялся шанс отказать в иске Майкопской организации ВООП из-за неподведомственности таких споров арбитражному суду. Логически это выглядело странно, так как Верховный суд РА 20 февраля этого года уже признал это постановление ненормативным актом. И именно из-за этого, по причине признания этого постановления ненормативным правовым актом, Верховный суд РА отказал в личном иске бывшему директору Кавказского заповедника Валерию Бриниху, который как гражданин оспаривал правомочность этого Постановления. Но искать здесь общепринятую логику бессмысленно, у исполнительной власти Адыгеи совсем другая логика - добиться любой ценой своих целей. И сейчас для этого было необходимо, чтобы данное Постановление было признано нормативным актом, в случае чего возникала возможность свернуть судебный процесс, грозивший Кабинету Министров РА полным поражением. И Конституционный суд РА сделал «как было нужно».

Постановление № 343 было признано нормативным актом, и Арбитражный суд на основании решения Конституционного суда РА 4 июня принял решение о прекращении судебного процесса по иску Майкопской городской организации ВООП. Вот уж воистину: «Закон что дышло, куда повернешь, туда и вышло».

Тем не менее, тем самым, Конституционный суд РА признал действия Верховного суда РА некомпетентными, поскольку один и тот же правовой акт не может быть одновременно и нормативным, и ненормативным. Формально приоритет здесь у Конституционного суда РА. Его решения обжаловать невозможно, в отличие от решений Верховного суда РА. Однако совершенно очевидно, что решение Конституционного суда было вызвано не его принципиальностью, а острой необходимостью Кабинета Министров РА в этой конкретной ситуации именно в таком решении.

Предвидя такой исход дела, Майкопская городская организация ВООП 28 мая 2004 г. подала иск к Кабинету Министров РА в Верховный суд РА по факту нарушения федерального законодательства об экологической экспертизе. Ведь если постановление № 343 является нормативным правовым актом, то оно подпадает под действие ст. 12 Федерального Закона «Об экологической экспертизе», где говорится об обязательности государственной экологической экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ. А постановление, естественно, такой экспертизы не проходило.

9 июня в Москве Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел кассационную жалобу Валерия Бриниха на решение Верховного суда РА от 20 февраля 2004 г., которым ему было отказано в иске к Кабинету Министров РА. В результате рассмотрения дела Верховный Суд РФ отменил Постановление Верховного суда РА как необоснованное и вернул дело в первую инстанцию для рассмотрения по существу. Т.е. некомпетентность Верховного суда РА и лично судьи Митусова В.М., который вел это дело, получила подтверждение.

Судебная борьба общественности с властью во имя спасения Лагонакского нагорья оказалась непростой, несмотря на то, что неправомочность действий Кабинета Министров всем очевидна. И этому в немалой степени способствуют судебные структуры Адыгеи, оказавшиеся, к сожалению, отнюдь не независимыми от исполнительной власти республики, как это должно быть по Конституции. До сих пор в свою защиту почему-то не хочет выступать сам Кавказский заповедник, чье руководство заняло выжидательную позицию и ждет, чем все закончится.

Но борьба продолжается. Ведя эту судебную войну тотально, «на нескольких фронтах», зеленые Адыгеи убеждены, что им удастся сохранить заповедный статус Лагонакского нагорья и спасти его уникальную природу.


Информация Независимой
Экологической Вахты по Северному Кавказу

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность