Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Этноэкология

Нижегородские насельники

Сотни тысяч лет существования языческих цивилизаций люди относились к природе как к дому, как к Богу. Окружающий мир был для них наполнен сверхъестественными существами - хозяевами вод, лесов и полей - и, приходя к ним в гости, люди вели себя как и полагается добрым гостям - скромно и уважительно. Потеряв веру предков, они изгадили планету так, что если б кто-нибудь сейчас глянул на Землю из космоса, он ужаснулся бы: «Боже мой, что это за помойка!» Поэтому возврат экологического сознания - главное условие изменения ситуации.

Влияние человека на природу (как правило, негативное) - явление позднего времени. Веками было наоборот. Именно окружающая среда была мощным формирующим фактором, определявшим психофизиологические особенности живущих в ней людей. Как это происходило, можно посмотреть на примере Нижегородской области. Наша земля столетиями жила без войн и больших социальных потрясений, и потому влияние природного фактора не искажалось антропогенным.

Если мы откроем географический атлас, то увидим, что на территории нижегородского Поволжья присутствуют практически все природные зоны, которые есть в стране, за исключением тундры, лесотундры, полупустыни и пустыни. Если сравнить нашу область с Московской или Новгородской (или любой другой на Среднерусской равнине), мы нигде не найдем такого ландшафтного многообразия, как у нас. Посмотрите, тайга есть? Есть. Еловые и сосновые боры есть? Есть. Дубравы и смешанные леса, болота, луга и кустарники, лесостепи, иногда переходящие в степи... Все есть. В том числе и реки. Великая Волга делит область на две абсолютно разные части: это левобережье, лесное Заволжье, и лесостепь нашего горного правого берега.

В лесном Заволжье мы видим обширные хвойные боры с неплодородными почвами. А на горном берегу Правобережья расположились, в основном, смешанные леса и лесостепи - то есть земли, очень пригодные для земледелия. Волгу с ее берегами будем считать третьей зоной. Именно в этих природных пространствах за несколько столетий сформировалось три разных психофизических типа жителей земли нижегородской - «насельников нижегородского края».

На юге нашей области, в Правобережье, испокон веков жили земледельцы с их общинным мышлением, привычкой к взаимовыручке и коллективным работам, с так называемой «толокой», или «помочами», - помощью друг другу. Они обладали общинным мышлением, коллективистским сознанием.

На Волге мы увидим совершенно других людей. В средневековье ее заселяли рыбаки и разбойники. Они концентрировались вдоль берегов, не отходя от них более чем на 5-6 км. Практически вплоть до 20 века Волга была проходным двором, где орудовали разбойничьи шайки. Даже пословица бытовала: «Нечем платить долгу - пойду на Волгу». То есть если человек задолжал, не мог вылезти из каких-то жизненных перипетий, он уходил на Волгу, прекрасно понимая, что кредиторы его здесь не достанут. Он подавался в ярыги, в бурлаки, в компании тех людей, которые частенько покрикивали купцам: «Сарынь на кичку!» Кроме разбойников на Волге жили рыбаки.

Все знают пословицу «Рыбак рыбака видит издалека», но мало кто знает ее продолжение: «видит и ненавидит». Рыбак - он индивидуалист - и гораздо больший индивидуалист, чем охотник или, к примеру, бортник-пчеловод. В ватаги рыбаки сбивались только на очень ограниченное время, в основном, в весеннюю путину.

Если земледельцы были общинниками, а рыбаки - индивидуалистами, то кто же жил на Левобережье, в океане лесов? Совершенно особенные, яркие люди сформировались у нас в лесном Заволжье. Мельников-Печерский в свое время сказал: «Леса заволжанина кормят». И верно сказал. Леса в то время, действительно, могли прокормить человека. Они изобиловали дичью и зверем, в них жили дикие пчелы. В средневековье, между прочим, бортники были одними из самых богатых промысловиков. И историки до сих пор спорят о том, что было главным продуктом бортничества. Сейчас, конечно, мед, а в «доэлектрический» период чему отдавал предпочтение человек - меду или воску? Для средневекового человека освещение было очень важным. Причем качественное - восковой свечой. Лучина дымит, ее надо часто поправлять, а восковая свеча горит ровно и хорошо, так что это еще вопрос - что было главным продуктом бортничества в средневековье: мед или воск? Хотя мед, действительно, был единственным подсластителем. Единственным! Без него ни хмельных напитков, ни варенья...

Естественно было бы предположить, что в Левобережье жили промысловики-охотники. Но парадокс в том, что их прослойка, а также прослойка бортников здесь была очень мала. Почему-то русский человек, поселившись в лесном Заволжье, не стал ни профессиональным охотником, ни профессиональным пчеловодом. Земледельцы здесь тоже не прижились. Земля неплодородная, поздняя весна, ранняя осень, летний период для вызревания культур очень короток. Культивировали только лен... Что же оставалось делать людям? В лесном Заволжье родилось очень большое количество ремесел, которые прославили Россию и нашу область на весь мир.

Взять, к примеру, ныне практически забытый, а в 18-19 веках очень ценимый валяный промысел. Вся Россия одевалась в нижегородские бурки - белые валенки. До изобретения резины все носили нижегородские войлочные плащи и шляпы. Дело в том, что войлок, несмотря на то, что он сделан из шерсти, практически не промокает, если на него не оказывать давления. На его ворсинках влага собирается капельками, а потом скатывается. Но каучук в конце 19 - начале 20 века «убил» этот промысел. Зато живы два таких великолепных, как резьба и роспись по дереву.

Давайте приедем в Городец, который открывает ворота в лесное Заволжье, пройдем по улицам, которых не коснулась рука современного архитектора, и мы увидим уникальнейшее деревянное кружево - дивной красоты наличники, крыльца, оконца, слуховые окошки... Потрясающие так называемые пряничные домики.

А если углубимся в заволжские леса, то увидим процветавшую в 18 - 20 веках хохлому. Это авторское изобретение именно нижегородских заволжан. И хотя возникновение в нижегородском Поволжье резьбы и росписи по дереву относят к 16-17 векам, на самом деле это занятие наверняка гораздо древней. Я полагаю, что как только наши предки изобрели краски, они сразу начали расписывать дерево, - просто археологических свидетельств тому не осталось. Дерево - слишком недолговечный материал...

Каковы же психофизиологические особенности людей, которые занимались художественными промыслами? Каждый ремесленник - это художник, он ко всему подходит творчески. Будь то гончар, который изготавливает горшки, будь то резчик по дереву, будь кузнец... Кузнец - это, кстати, главный ремесленник средневековья. Без кузнеца невозможно было практически ни одно ремесло! Разве может токарь по дереву без металлического резца выточить деревянную посуду, чтобы хохломич потом ее расписал? Нет, конечно. С одной стороны, выковать резец можно и без художественного чутья, но куда мы денем великолепные образцы литья - кованые ограды, оружие... даже подкова и та могла быть произведением искусства. Любой средневековый ремесленник был художником.

Каждое художественное произведение индивидуально, и ремесленники, художники - индивидуалисты. Но как обойтись без заготовки леса, сырья, первичной обработки древесины, для которых нужны целые цехи? Художник, который занимается росписью по дереву, не мог существовать без резчика, который обрабатывает материал, и уже зарождалось что-то типа артели. В Заволжье, кстати, создавались артели художников, и существовали они очень долгое время. Уже ближе к 20 веку возникали творческие объединения мастеров городецкой, хохломской росписи - целые деревни занимались только этим. Потом объединились и цеха - мы все помним сёминскую фабрику «Хохломской художник», которая прославила нижегородчину на весь мир.

Получается, что ремесленники лесного Заволжья принадлежали к интереснейшему психологическому типу: с одной стороны, они были индивидуалистами, а с другой - общинниками. Потому что без коллективного труда, переходящего в индивидуальный, нельзя было создать шедевры хохломского искусства, которыми мы по праву гордимся.

Интересно и то, что творческие люди, объединяясь, индивидуальность свою сохраняют. Я как-то прочитал интервью с хохломским художником. Журналист спрашивает: «У вас постоянно что-то новое в рисунках, вы постоянно находите новые мотивы. Где вы черпаете это многообразие?» А он отвечает: «Вот у меня мастерская, а вон - полянка. С нее и черпаю. В разное время года она разная. Земляника то цветет, то поспевает: вот они, бесконечные мотивы, которые можно взять из природы».

Многие века характер взаимоотношений этих разных групп психотипов сводился к взаимовыгодному торговому сотрудничеству. Они существовали обособленно, не перемешиваясь. Но потом «все смешалось в доме Облонских». 20 век - век революционных потрясений - сдвинул огромные людские массы с насиженных мест, оторвав от родных корней, заставив забыть традиции и обычаи родного края, лишив, в том числе, и психической устойчивости. В результате этого перемешивания, насильственной индустриализации нашей страны дети хохломичей, рыбаков, земледельцев сейчас работают на заводах. Старикам некому передать свое мастерство, а потребность в творчестве и интерес к продукции народных промыслов у людей остались. Вот развалили сёминскую фабрику «Хохломской художник», но мастера, которые там работали, которые всю жизнь писали по дереву, всю жизнь творили, не оставили свое занятие, они сейчас творят в банях, переоборудовав их в мастерские, и выдают прекраснейшие изделия.

Но, к сожалению, молодежи среди этих людей практически нет. И потому, хотя хвалить себя не принято, большая заслуга нашего Гуманитарно-художественного института в том, что мы эти ремесла пытаемся сохранить и передать молодежи. У нас есть предметы «Резьба по дереву», «Роспись по дереву»... Роспись по дереву преподает Надежда Александровна Лушина, хохломской художник в 20-30 колене - все ее предки были искусными мастерами...

Произошедшие перемены и интерес людей к традициям и культуре прошлого заставляют задаться вопросом: насколько психофизиологические различия в жизни насельников Нижегородской области сохранились до сих пор. Родилась идея совместно с лабораторией психофизиологии нашего института провести подобное исследование. Оно может быть чрезвычайно интересным.


Юрий ФИЛИППОВ,
кандидат философских наук,
заведующий кафедрой культурологии
гуманитарно-художественного
института ННГАСУ.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность