Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Альтернатива

От "газовой паузы" к "водородному миру" для Питера

...Не позднее 2020-2025 годов глобальное негативное влияние выбросов углекислого газа неизбежно приведет к запрету на эти выбросы или к их квотированию. И совсем скоро экономический рост будет определяться тем, насколько страна готова к переходу на водородную энергетику. Сейчас везде приняты национальные программы такого перехода - но не непосредственно, а через энергетику, основанную на таком относительно более чистом топливе, как сжиженный природный газ (метан). Именно не сжатый, а сжиженный, занимающий небольшой объем. Использование сжиженного природного газа (СПГ) подготовит переход к замене его водородом. Ведь для сжижения и природного газа, и водорода нужны очень низкие температуры. Необходимо создавать криогенную инфраструктуру...

На повестке дня приближение России к Европе по экологическим нормативам, в том числе нормам на автомобильные выхлопы, так называемым «Евро» - Евро-2, Евро-3... В 2007 г. российские автомобильные заводы должны перейти на выпуск автомобильной техники, соответствующей норме Евро-3. В то время как сама Европа уже переходит на гораздо более жесткую норму Евро-5... Отстаем, пытаемся догнать... Но есть возможность быстрей влиться в «европейские ряды»: если перевести транспортный комплекс России на природный газ, то новый транспорт сразу будет удовлетворять нормам Евро-5!

Последние 15-20 лет в странах Западной Европы ориентируются на замену нефтяных топлив на сжиженный газ. Сегодня в мире производится более 40 млрд кубометров СПГ в год. Его доля в общем объеме газопотребления в передовых промышленных стран - от 2 до 85 %. Широко используется оборудование для ожижения, хранения, заправки и использования сжиженного природного газа. В США, Великобритании, Франции, Норвегии, Германии и других странах реализуются программы перевода отдельных видов транспорта на СПГ. В ряде городов Германии муниципальный транспорт уже переведен на природный газ.

В России сегодня только 4 города - Петербург, Москва, Екатеринбург и Самара - готовы к переводу транспорта на СПГ. Почти четверть века назад была создана сеть из 140 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Она работала лишь на 5-10% своей мощности. На такой станции в Петродворцовом районе Петербурга уже много лет работает установка получения СПГ. В нашей стране есть опытные образцы грузовиков, автобусов, тепловозов, судов, самолетов, работающие на СПГ. Наконец, мы занимаем первое место в мире по запасам СПГ, продаем его в Европу и Японию, где он используется и на транспорте. Но государственной воли для реализации перевода транспорта на природный газ в крупных промышленных центрах страны во имя экологической безопасности и здоровья населения не хватает ни на федеральном, ни на региональном уровне.

Мы очень надеемся, что руководство Ленинградской области проявит заинтересованность в восстановлении нашей и без того угнетенной природной среды. Она явно еще ухудшится в ближайшие годы, когда резко увеличатся транспортные потоки через нашу территорию. В регионе необходимо создать криогенную инфраструктуру и поэтапно переходить на СПГ, а в перспективе - на водородную энергетику. Ряд крупных предприятий города имеют опыт работы с водородом и многие годы успешно работали в широкой кооперации предприятий бывшего Советского Союза над созданием уникальных образцов транспортной техники спецназначения на жидком водороде: УРКТС «Энергия-Буран», самолет ТУ-155, подлодка «Катран»...

Перевод ТЭК на водород не может происходить директивно и быстро. Для такого революционного шага в условиях одного большого города требуется кардинальная подготовка - не только технические решения, создание крупного производства водорода и проч., но и изменения в налоговой политике, экономическом стимулировании. На первом этапе предлагается использовать добавки водорода к существующим топливам. Достаточно 5-10% водорода, чтобы содержание взвешенных частиц в выхлопах снизилось на 2 порядка. Известный эколог Борис Ревич еще в 1996 г. показал, что наибольшую опасность для жителей больших городов составляет содержание взвешенных частиц в атмосфере. Риск здоровью от них аналогичен риску гибели в городах от несчастных случаев.

Наибольший эффект освоения водородных технологий в энергетике ожидается через 30 лет, и он может быть получен только при начале исследований и разработок с 2000 г. Опоздавшие резко отстанут...


Из выступления д.т.н. Германа ПОТЕХИНА
(Международная Академия наук экологии,
безопасности человека и природы - МАНЭБ)
на семинаре «Экологизация автомобильного транспорта».
С-Петербург.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность