Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Путь к детям

Лес - отец и его дети

Здравствуйте, уважаемая редакция «Берегини»! Пишет вам руководитель краеведческого центра Центральной детской библиотеки имени Виталия Бианки из Великого Новгорода. Решила поделиться с вами размышлениями наших читателей, членов «Бианки-клуба» о природе. Писали их семиклассники и десятиклассники гимназии № 3. Назвали они свои сочинения по-разному: «Мысли о прочитанном», «Радость и жестокость рядом», «Почему человек жестоко хозяйничает в стране зверей».

Как появились эти сочинения? Что подвигло на их написание? В первую очередь книги писателя-природолюба В. Бианки, чей 110-летний юбилей мы отмечаем в 2004 году. Во-вторых, вопросы круглого стола, проведенного библиотекой. Вот некоторые из них:

1. «Какое огромное у нас слово - Родина!»; «Он смел и настойчив, он благороден, много знает и много умеет, он любит свою Родину», - утверждает писатель. Как вы думаете, отчего благородство, знания и умения героев ассоциируются у Бианки с любовью к Родине?

2. «Лес - отец, и все лесные растения и животные - его дети», но... «Слепые к красоте леса, приходят они как истребители». Кого автор имеет в виду, называя истребителями? Почему так строго он судит этих людей?

3. Какую жизнь показал Бианки в своих произведениях - радостную или жестокую? Почему она такая разная и можем ли мы изменить ее в лучшую сторону?..

Круглый стол, проведенный библиотекой, заставил детей задуматься о наших отношениях с природой. Они говорили на обсуждении, а потом написали в своих сочинениях о том, как хочется иногда пройтись по лесу, подышать лесным воздухом, просто посидеть на берегу озера. И уже одно это приносит им радость и умиротворение. Общение с природой делает человека лучше и добрее. Но все в природе взаимосвязано. И если мы будем по частям убивать ее, связи нарушатся, и человек как часть природы сам может погибнуть. Приводят цифры: «Только за последние 200 лет полностью уничтожено, стерто с лица Земли более 200 видов животных. По одному в год. Полагают, что на всем земном шаре каждый день исчезают несколько видов растений и животных. И все потому, что люди, не зная, а часто не желая признавать законы природы, напористо и грубо вмешиваются в нее» (Антон Кузьмин, 7 «Б»). «Меня больше всего удивляет то, что за убийство человека приговаривают к лишению свободы на длительный срок, а за убийство любого животного дают лишь денежный штраф. Я считаю, надо наказывать одинаково» (Алена Барыгина, 7 «Б»).

Десятиклассники же перечитывают философское произведение В. Бианки «Нелюди» и задумываются о смысле жизни, о долге человека, его деятельности на земле. «...Получается, что я и окружающие меня люди - те жалкие, малоподвижные, на коротеньких ножках, уродливые и мерзкие гусеницы? Совсем нет. По моему мнению, даже в этой жизни можно быть бабочкой или хотя бы той добродушной и веселой гусеницей, что в мультфильме. Я вполне могу многих окружающих меня людей назвать «людьми - бабочками». Мне очень льстит этот факт. А может быть, все-таки «люди - бабочки» притягивают к себе подобных?» (Юля Дулова, 10 «А»).

Интересную связь между человеком и гусеницей прослеживает Оля Горбачова из 10 «А». «Сфинкс в Египте - хранитель долины пирамид, царства мертвых. Но он не мертв, он на переходе от царства живых к царству мертвых. Так и бабочка, которая в первой своей жизни была гусеницей, а во второй - существом неземной красоты. Между ними существует куколка. Природа дает гусенице шанс побыть чем-то лучшим, чем она была. Но у человека нет второго шанса. Так, может, стоит задуматься над тем, что мы делаем и что нас ждет дальше?»

«Пока что природа не грозит нам катастрофическими изменениями, давая последний шанс исправиться, - пишет Лена Терентьева из 10 «А». - Но мы этого не понимаем или не хотим понимать и всегда поступаем так, как считаем нужным, порой не задумываясь о последствиях. Когда-нибудь природа перестанет терпеть и ждать. Когда же люди образумятся и станут бережно относиться ко всему, что их окружает?»

Ответ на этот совсем не детский вопрос дал нам в своем письме в библиотеку сын писателя Виталий Витальевич Бианки - орнитолог, доктор биологических наук, который сейчас работает в Кандалакшском заповеднике и изучает птиц Белого моря. Вот что он пишет: «В первую очередь надо, чтобы школьники твердо поняли, что сохранение «дикой природы» необходимо для благополучной жизни самих людей. Мы уже дожили до такого состояния, что дети рождаются и вырастают неполноценными. Об этом немало говорят, ссылаясь на пьянство. Однако кроме пьянства мы живем в искалеченной природной среде, она уже не справляется с восстановлением испорченных людьми воды, воздуха, пищи, не говоря уже о ландшафте и других элементах «дикой природы»! Все вокруг подчинено деньгам. Все это неново. Но с очень быстрым техническим развитием наше воздействие на природу многократно усиливается и ускоряется. Людская алчность растет. Тема больная, старая и пока не излечимая. Серьезно ею смогут заняться только следующие поколения, когда, будем надеяться, будет еще не совсем поздно, хотя и многократно дороже во всех отношениях».

Наше молодое поколение задумывается...


Любовь БОНДАРЕВА.
Великий Новгород.
PS: Посылаю вам также стихи новгородской школьницы
и сказку, сочиненную учеником гимназии № 3.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность