О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Путь к детямОбыкновенное чудоМы спускаемся по крутой лестнице в подвал. За одной из дверей - самодеятельный, импровизированный пункт приема макулатуры. И этой самой макулатуры здесь... почти до потолка! А находится этот пункт приема в помещении прогимназии (начальная школа - детский сад) № 421 Нижнего Новгорода. - Обычно наши ученики приносят по 1,5-2 кг за один раз. А если родители помогают, то и по 20-30 кг макулатуры,- рассказывает В. В. Вандышева, педагог дополнительного образования по экологии. Валентина Владимировна работает в прогимназии уже 13 лет. Собственно говоря, это ей принадлежит идея организовать акцию по сбору макулатуры «Сбережем деревья». Казалось бы, зачем нужны эти лишние хлопоты? Ведь, на самом деле, нелегко организовать такое мероприятие. Вывозят макулатуру один раз в два месяца, а до этого ее надо как-то хранить, укладывать, учитывать... Валентина Владимировна ведет подсчет, записывает фамилию и имя ученика и сколько макулатуры принес. Затем составляется диаграмма - этакая небольшая «рощица», каждое деревце которой растет благодаря тому, сколькими килограммами макулатуры его «подкормили». Естественно, что такая оригинальная шкала результатов понятна и интересна не только ученикам младших классов, но даже дошколятам. Есть стимул - каждый хочет, чтобы его деревцо было выше. В конце четверти подводятся итоги сбора макулатуры, выявляются победители как внутри класса/группы, так и победитель - класс/группа по всей прогимназии. Победители получают подарки, благодарность... У самих ребятишек и в их семьях отношение к макулатуре теперь самое серьезное. Люди уже так привыкли, что бумагу можно собрать и сдать, что не представляют себе другого. Постоянно теребят Валентину Владимировну: когда можно принести очередную пачку? В общем, дело затеяно хорошее, нужное, но хлопотное. Под силу только энтузиастам. Причем таким, что умеют совершенно бескорыстно взваливать на себя бремя забот и добросовестно выполнять их, искренне удивляясь: «Ну а как иначе?» Это - жизненная позиция. И проявляется она во всем. Еще в студенческие годы, когда училась на биофаке ГГУ, Валентина Владимировна увлекалась бабочками, причем редкими. Изучив коллекцию насекомых университетского зоомузея, Валя решает найти в Нижегородской области редкий вид бабочек - поликсену. Место их обитания было указано на этикетке, правда, нашли ее там несколько десятилетий назад. Сохранились ли бабочки на прежнем месте? И Валя вместе с двумя подругами-единомышленницами отправилась на поиски. Было известно, что поликсена питается только одним видом растений - кирказоном, который растет в пойменных дубравах. В такое место студентки и поехали. Девичья экспедиция оказалась успешной. На одном из волжских островов они нашли целую популяцию редчайших насекомых! Но беда состояла в том, что остров, где обитала поликсена, должен был вскоре уйти под воду. В двух сотнях километров ниже по течению уже стояла Чебоксарская ГЭС и набирало свою силу водохранилище. Переселять бабочек надо было быстро, причем на совершенно новое и безопасное место. Погодные условия тогда не позволяли этому замыслу осуществиться: после дождя по дороге нельзя было пройти - не то что проехать. Что делать? Бабочкам нельзя было дать погибнуть, и Валя нашла выход. Гусеницы начали окукливаться, она собрала куколок в банку и убрала ее в свой домашний холодильник. Так куколки и перезимовали на кухне. А спустя долгих восемь месяцев их перевезли в подходящее место в Павловском районе Нижегородской области и стали ждать. Первая бабочка вывелась через день... Почти все денежные средства от сбора макулатуры Валентина Владимировна тратит на покупку корма для животных. Да-да, в этой прогимназии есть и свой живой уголок! Валентина Владимировна его и организовала, причем незапланированно: морская свинка Лиза, которой уже около 8 лет, попала в уголок из исследовательского института, попугайчик Глаша - из соседнего детского сада, кролика принесла бывшая воспитательница. Есть в живом уголке и две черепашки с антитезными кличками «Тихоход» и «Ласточка». Теперь дети и дома, и в школе бережно собирают остатки пищи и несут своим маленьким друзьям. «Можно, мы пройдем в уголок?» - спрашивают две девчушки, забежав сюда на перемене. «Конечно, проходите»,- отвечает Надежда Константиновна, педагог ИЗО, которая делит с Валентиной Владимировной кабинет и участвует в ее начинаниях. На уроках рисования дети рисуют обитателей живого уголка. И этот кусочек природы в городской гимназии у ребят самый популярный. По рейтингу популярности даже выше, чем компьютеры! Кстати, здесь же находится и библиотечка, тщательно подобранная Валентиной Владимировной. За годы работы у нее накопилось много интересного материала. В библиотеке можно найти книги классиков и новые издания, и даже учебники по зоологии и биологии, по которым училась еще она сама. Любую понравившуюся книжку отсюда можно взять домой, почитать вместе с родителями. Сотрудничество с семьями своих ребятишек Валентина Владимировна считает очень важным. Проект, по которому она работает, так и называется «Эко- семья», потому что без поддержки родителей очень трудно рассчитывать на формирование экологичного поведения ребенка. Окружающая среда - самый мощный формирующий фактор. Поэтому Валентина Владимировна старается вести дело так, чтобы в экологических мероприятиях ребята участвовали вместе с родителями. Наблюдают за деревьями и птичками дети, а рядом - папа с мамой. Чтобы они вместе активно участвовали в акции «Сбережем деревья», в классных комнатах вывешиваются листовки-призывы по мотивам старого революционного плаката «А ты сдал макулатуру?». Во время Международных Дней Наблюдений Птиц и дети, и взрослые выходят на улицу наблюдать за пернатыми. Обычно, по словам Валентины Владимировны, в городском парке с этой целью собирается несколько десятков человек. Если мы выйдем из уголка и пройдемся немного, то вскоре почувствуем запах мокрой земли и увидим необычную картину: деревянный мостик, спускающийся в зимний сад. Все цветы в нем Валентина Владимировна вырастила сама. Здесь же и аквариум с рыбками. Побывав там, понимаешь, почему ребята прибегают сюда каждую перемену. Здешние дети постоянно находятся в эколого-развивающей среде, каждый может подойти потрогать, посмотреть на животных, поухаживать за ними, получить ответ на любой вопрос. Ведь это здорово, что такие на первый взгляд незамысловатые приемы оказывают реальное влияние на формирование экологического сознания ребенка, повышают уровень его экологической культуры. Как известно, основы будущего человека закладываются в детстве. «Пришла на работу с утра, а дети бегут ко мне с криками. Смотрю, а у них в руках чуть живой королек (самая маленькая птичка нашей полосы), наверное, кошка поранила». Сберечь, спасти, защитить - эти принципы отношения к живому миру, свойственные педагогу, передаются детям - и это ли не главный результат работы Валентины Владимировны?
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |