О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Этноэкология...Чтобы быть счастливымТот, кто хотел бы иметь свой сад, не имея земли, может развести его на балконе, на лоджии, даже на подносе... Потому что среди разнообразных явлений садового искусства существует одно особенное, ни на что не похожее. Это японский сад. В совершенстве овладев искусством минимализма, Япония представила миру абсолютно уникальные миниатюрные пейзажные комплексы - не похожие ни на что другое.Об этом мы узнали на семинаре, организованном в Японском Центре Нижнего Новгорода для любителей японской культуры и садово-паркового искусства. Провели семинар очень интересные люди - Елена Александровна ЕРШОВА, сотрудник центра, курирующий его культурные программы, и Ольга Николаевна ВОРОНИНА, президент Ассоциации ландшафтных архитекторов России, заведующая кафедрой ландшафтной архитектуры ННГАСУ. Специфичность японского сада определена культурой, философией, религией, особым чувством природы, присущим японцам. В этой стране существуют прекрасные праздники, связанные с созерцанием природы: праздник любования луной, первым выпавшим снегом, цветущей сакурой... Во многом - это отголоски синтоизма, древней японской религии, согласно которой мир, окружающий человека, наполнен богами. Они живут везде: в цветке и дереве, в камне, в водопаде и даже колодце. Основной постулат японской культуры - одухотворенный человек, существующий в одухотворенной природе. Это представление создало множество ритуалов поклонения объектам природы, культ созерцания их, породило массу красивейших японских обычаев и традиций: чайную церемонию, составление икебаны, создание парков камней и символических ландшафтных композиций. Существует три основных типа японского сада: ландшафтный сад, плоский или сухой (иногда его называют философский) сад, чайный сад. Как складывалось искусство японских садов? Если у древних славян основным природным объектом поклонения были деревья и священные рощи, то в Японии - островной стране - это был камень. В синтоистском культе первые религиозные действа были связаны именно с ним (камень ставили на пьедестал, обносили оградой...). И сегодня камень остается в Японии основным доступным материалом и объектом наблюдения. Именно поэтому он стал основой японского сухого сада, и в искусстве японских садов расстановке камней придается очень большое значение . Обычно камни укладываются по три, образуя триаду: большой камень и два камня поменьше, и эта триада достаточно типична для японского сада. При всей ее простоте укладка такой триады - достаточно сложный процесс. Прежде чем уложить камень, мастер смотрит на него со всех сторон - и не одну минуту... Выбирает позу камня, ищет его «лицо», (японцы считают, что каждый камень имеет его), пытается понять динамику камня. И после определенного поиска он, наконец, находит свое место в саду. Причем считается, что есть камни, которые «смотрят» вверх, а есть те, что «смотрят» вниз. Есть камень «прямостоячий» и камень «лежачий», есть камень «убегающий» и камень «догоняющий», есть камень «поддерживающий» и камень «прислоняющийся»... Разновидностей - десятки. И в саду у них разные задачи. Способ расстановки камней тоже регламентируется, тоже является символичным. Есть главная и второстепенная их группы. Есть специальная группа камней, которая называется связующей и «связывает» дом и сад, есть фоновая группа, которая используется как фон для более мелкой композиции. Вообще, в японском саду может быть большое число камней. Известен сад в Киото, в котором 30 камней. Каждый из них, как водится, имеет свое название, все камни сложены в пять групп, и очень интересна философия этого сада - он олицетворяет жизнь человека с его активной энергией в юности и мудрым спокойствием в старости. При этом каждая группа камней символизирует различные этапы человеческой жизни. Японский сад полон символов. В том числе, и два основных момента, пришедших из синтоизма: плоский, засыпанный галькой двор, символизирующий женское начало, так называемый инь, и его противоположность - мужское начало - янь. Янь олицетворяет камень, стоящий вертикально - деятельное начало, положительная энергия. И эти два момента - вертикальный камень и плоскость - лежат в основе всего японского искусства. Таким образом, в японском саду всегда находятся в противоречии янь и инь, мужское и женское, вертикаль и плоскость, темное и светлое, простое и сложное - и это, наверное, главное, что составляет его специфику. Даже если сад очень простой, в нем всегда найдутся контрасты, всегда найдутся вещи, которые противостоят друг другу. Камень - это «скелет», а вода - это «кровь» сада, и когда речь идет о воде в японском саду, не всегда имеется в виду вода в прямом смысле слова. Ее изображают песок или мелкая галька, гравий и нарисованные на гальке полосы, символизирующие океан... Символичны, в том числе, острова. Если в саду есть вода, то в воде обязательно должен быть остров. Причем острова имеют четкую и жесткую классификацию. Есть остров скальный, остров лесной, остров горный, остров с молодыми соснами на песке, остров в форме облака, райский остров. «Райский остров» - это, вообще, насколько уникальное, настолько и типичное явление японской культуры. Этот маленький, совсем не похожий на рай остров представляет собой просто мохнатую кочку в воде, но к ней нет доступа. С берега водоема попасть на этот маленький холмик невозможно: рай для нас - нечто недоступное. Кроме того, существуют еще очень интересные и типичные символы японского сада - «остров журавля» и «остров черепахи». Остров черепахи олицетворяет стремление человека к познанию глубин мироздания, а остров журавля - стремление к вершинам познания. Два этих острова в виде камней присутствуют в воде или лежат на гравии и являются теми символичными моментами, которые олицетворяют стремление к бесконечному познанию духа, существующее в японской культуре. Растения в японском саду также символичны. Золотая его четверка - сосна, олицетворяющая долголетие, лотос, символизирующий духовную чистоту, бамбук - мужественность и стойкость. И любимица Японии - сакура. Японцы ценят ее за то, что лепестки сакуры опадают неувядшими... К сожалению, европейский посетитель не может разобрать и половины того, что хочет сказать ему сад. Это связано с тем, что японские сады - это «тайная грамота», некий словарь с зашифрованными символами. Существует очень четкая классификация этой зашифрованности: самые подробные, самые «многословные» сады делаются по системе «син», когда в саду есть все - и вода, и мхи, и деревья, и кустарники... Эти сады красивы, конечно, но не очень ценятся японцами. Есть промежуточная категория «гё» - полусокращенная система, когда часть информации зашифрована в каких-то элементах, понятных японцам или людям, жившим в этой стране. Но наиболее интересная, наиболее ценная, по мнению японцев, система сокращенная, она называется «со». Это очень лаконичный сад. Мы видим в нем дерево, олицетворяющее все живое в мире, камень, олицетворяющий все материки, и два-три камешка внизу или мелкую гальку, которая символизирует все океаны мира. По мнению японцев, все, что окружает нас, может быть зашифровано в трех предметах - песке, камне и растительном объекте (дереве, мхе или кустарнике). Такая система многочисленных сокращений делает японский сад особенно интересным, и его создатели считают, что эта недосказанность должна стимулировать сознание человека и его восприятие. По мнению японцев, культура восприятия сада связана с интуицией, поскольку в дзэн-буддизме приоритет отдается не логике, а интуиции, догадкам, тому внутреннему состоянию человека, в котором он пришел воспринимать этот сад. И сокращенная форма «со» позволяет каждому человеку видеть сад по-своему. Наиболее легко прокомментировать это, опираясь на один из самых известных сухих садов - сад Рёандзи в Киото. В нем всего пять групп камней, и многие камни имеют название. К примеру, есть камень Кисть Священника, камень Дерево Алое, камень Голова Отшельника, камень Водяной Чертенок, камень Белое Облако, камень Спящий Буйвол... Смотришь на камень и не понимаешь: «Ну, где здесь Тигр, Переносящий Тигрят Через Океан?» Так называется одна из групп камней в саде Рёандзи. Камень не похож ни на тигра, ни на тигрят, и, в общем, непонятно, где тут по большому счету океан... Но каждый человек, услышав это название, готов понимать и видеть в этой группе камней своего тигра и своих тигрят. То есть вся философия восприятия японского сада построена не на самом саде, а на готовности человека к его восприятию, на индивидуальном уровне его психической организованности. Если ландшафтный японский сад предполагает прогулку по нему (обычно по заранее спланированным, продуманным маршрутам), то сухой сад создан исключительно для созерцания. На него надо смотреть, находясь за пределами сада или на краю него, или в какой-нибудь точке, заранее спроектированной автором. Сад рассматривается как кабинет, как комната, в которой человек живет. Живет ученый, который занимается научными исследованиями, и, сидя в садовой беседке, пишет свой труд; живет поэт, который смотрит на сад, любуется им и сочиняет стихи; а человек какой-нибудь совсем не поэтической профессии приходит в сад, чтобы просто смотреть на него и любоваться, погружаясь в другой мир и становясь в этот момент счастливым, свободным и совершенно не зависимым от трудностей жизни. И это переключение в другое восприятие мира происходит именно в тот момент, когда человек смотрит на сад. И поэтому сад чрезвычайно нужен японцу, чтобы быть счастливым. Ландшафтные сады напоминают пейзажную живопись, японский сад «рисуется» с помощью сосен, бамбука, азалий, камней и гравия. С нашей точки зрения японские сады неподвижные, застывшие, как картины художника: вот эта сосна должна быть в правом углу и точно такого размера, не больше, вот этот камень должен лежать только здесь и нигде иначе, он должен быть именно такой высоты, потому что держит пространство своим размером, эта сосна влияет на все малое пространство сада... Но японские сады, в зависимости от разновидности, неуловимо или явственно изменяются, находятся в постоянной динамике. Философия буддизма связана с пониманием тщетности всего былого, с нестатичностью, мимолетностью бытия, с тем, что все когда-то закончится, и поэтому на всех японских садах, на всех «картинах» лежит печать грусти, печать быстротечности времени... Существует даже такой термин - «грустное очарование вещей». Но эта сиюминутность, временность не очень доминирует в японских садах, она связана только с тем, что меняется сезон, время года или время дня. Вообще, японский сад сравним с театральной декорацией, которая как бы сопровождает некий процесс, происходящий в этом саду. Какой именно процесс? На фоне сада происходит поклонение божеству, и в данном случае сад - это художественное полотно, вставленное в некую раму, подобно иконостасу в христианских храмах. И именно такое отношение к нему и у создателей, и у тех, кто воспринимает японский сад.
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |