Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Город

Критическая масса на двух колесах

В ряде стран власти серьезно рассматривают велосипед как альтернативный экологически чистый городской транспорт. В Копенгагене доля велопоездок среди общего числа поездок по городу дошла до 45 %. Даже в приполярном финском городе Оулу эта цифра дошла до 30 %. В Нидерландах совокупная длина всех велодорожек составляет 15 000 км. В Швеции - прислушаемся к свидетельству Маргариты Почитаевой, эколога из Марий-Эл - «велосипедная сеть дорог устроена настолько удобно, что не захочешь, а поедешь. Это самые настоящие отдельные дороги, с подземными велотуннелями в местах пересечения с магистралями. Все - на велосипедах... Мамы везут детей на отдельных сиденьях...» В ряде городов существует бесплатный прокат велосипедов, так что не обязательно обременять себя его владением. Ну, а там, где не все обстоит столь замечательно, в последние годы появилась традиция проводить массовые велосипедные демонстрации под лозунгом «Мы - часть движения» и под общим названием «Критическая масса». Предполагается, что чем заметнее велосипедисты на дороге, тем быстрее появится в городе велоинфраструктура.

В России общая длина велодорожек близка к нулю, пользоваться экологически чистым транспортом опасно для жизни. Поэтому неудивительно, что до нас докатилась волна «Критической массы». 25 апреля первая в России «масса» состоялась-таки - в Москве. Удачно! Вот цитаты из пресс-релиза москвичей:

«Никогда еще столица не подвергалась такому массовому нашествию велосипедистов под лозунгами борьбы за безопасные дороги, за права велосипедистов, за развитие альтернативного транспорта. Участники акции не только призывали к этим целям, но и наглядно демонстрировали на личном примере путь к ним! С приближением часа «X» в окрестностях Тургеневской площади концентрировались велосипедисты, готовые к захвату места, которое заранее было объявлено точкой сбора и старта. Им стала автопарковка в центре самой площади. Что делать, если все в этом городе отдано в жертву «автобогу». Но сегодня велосипед победил машину - АВТОпарковка превратилась в ВЕЛО, став «carfree zone» - зоной без машин. На нее по условному сигналу ринулись из всех углов площади велосипедисты. Все радостные и довольные - маневр удался! Тургеневская едва вместила всех желающих с их велоконями!.. Среди них были велосипедисты самых разных возрастов, стилей катания и интересов. Что объединило столь разных людей? Желание ездить по дорогам и не быть сбитым машиной, снять бремя заторов и пробок, всепоглощающих автомобильных потоков.

Активисты «Критической массы» перед стартом раздавали всем листовки с описанием предстоящего маршрута и правилами поведения. К счастью, по ходу движения неприятных инцидентов не было. На акции царил дух непринужденности, веселья и праздника.

Эта КМ была приурочена к Дню Земли.

Все, в путь! По враждебным улицам города. Вряд ли когда-либо Бульварное кольцо видело такое: велосипедисты наводнили полосы и машинам пришлось скромно ползти позади, не смея подать «гудка»: еще бы - впереди «Критическая масса»! Проезжая Бульварное кольцо, колонна получила «критическую массу» внимания и реакции со стороны прохожих и водителей. На лицах людей неподдельное любопытство. По ходу маршрута на Фрунзенской набережной была создана «стихийная» велодорожка: часть тротуара вдоль набережной была объявлена активистами велосипедной...

...На проспекте Вернадского в сквере возле цирка состоялся привал. Участников бесплатно кормили обедом из вегетарианской пищи, любезно приготовленной людьми из «Food not Bombs» («Еда вместо бомб»). Поблизости был вывешен большой плакат с лозунгом-призывом «Оставь машину дома - бери велосипед!» Велосипедный праздник продолжился в «Клубе имени Джерри Рубина», где был показан фильм «Критическая масса» о истории и развитии этого необычного движения по всему миру, а после состоялось обсуждение результатов за душевным чаепитием.

Идеи и цели акции просты и понятны: безопасные дороги и улицы, чистый и тихий город, передвигаясь по которому, ты не вредишь себе, окружающим людям и природной среде. Казалось бы - утопия, но эта утопия была сегодня воплощена в жизнь...»

15 мая акцию подхватили питерцы. Идеей заинтересовались и в других городах, поэтому 12 июня планируется сделать Днем независимости от автомобилей. Среди организаторов - Транспортная программа МСоЭС, Комитет «Москвичи за трамвай», движение «Россия без машин».

Один из организаторов московской акции Михаил Цовма обращается ко всем «людям доброй воли»: «Информацию о «Критической массе» в России и других городах можно найти на сайте www.massa.tr.ru Выходите с нами на связь по адресу info@carfree.org.ru и участвуйте в обсуждениях на форуме КМ (http://www.tr.ru/forum/list.php?f=11). По возможности, распространите эту информацию среди своих знакомых с тем, чтобы о ней узнали как можно больше заинтересованных людей в разных городах».





К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность