Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Город

Датчане платят за три машины, чтобы купить одну

А в России? Если джип принадлежит не частному лицу, а организации, то ей за год при пробеге 30 000 км придется заплатить за выбросы в атмосферу... аж около 10 рублей! Ну, а владельцы частных автомобилей за выбросы в атмосферный воздух, как известно, не платят ни копейки...

Как реформировать российское налоговое законодательство в пользу чистого воздуха? Спросите у Михаила Бегака, заместителя директора по науке Санкт-Петербургского Научно-исследовательского Центра экологической безопасности РАН. Его доклад под названием «Налоги, автомобили и окружающая среда. Опыт стран ЕС и российская практика» вызвал пристальный интерес на II Всероссийском семинаре по экологизации автомобильного транспорта.

Болезнь «легких» налогов

Налоговая система отражает государственные приоритеты. Есть налоги, которые легко собирать: на добавленную стоимость, на прибыль и имущество предприятий, подоходный налог. Рост этих налогов свидетельствует о слабости государства и его социальной политики.

Добавим к этому низкий уровень жизни большинства населения, усиление коррумпированного бюрократического аппарата, позволяющего уходить от налогов приближенным к власти крупным компаниям, пренебрежение охраной окружающей среды - и получим портрет современной России.

Наоборот, уменьшение налогов на труд и капитал, сдвиг центра тяжести налогообложения в сторону природной ренты и экологических налогов - признаки здорового общества. Такое общество на практике реализует принцип устойчивого развития: заботу о будущих поколениях.

В странах Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), куда входит большинство европейских стран, сдвиг налогового бремени в сторону экологических налогов - «Зеленая налоговая реформа» - начался в 1995-1996 годах.

Бывший премьер-министр Финляндии Пааво Липпонен так сформулировал цели реформы: «Структура налогов будет изменена благоприятным для труда и занятости образом. Пониженное налогообложение труда будет компенсировано значительным расширением новых природоохранных налогов. Налоговая модель будет благоприятствовать тем, кто экономит энергию и уменьшает выбросы, разрушающие окружающую среду, и поддержит трудоемкие и высокотехнологичные отрасли промышленности, не создавая при этом препятствий финскому экспорту».

Предполагалось, что подобный налоговый сдвиг даст возможность реализовать «двойной дивиденд» - улучшить состояние окружающей среды и увеличить занятость населения, что должно последовать за уменьшением налогообложения труда. Опыт показал, что в большинстве европейских стран такой механизм был в разной степени реализован.

Каким образом через налогообложение снижается влияние автотранспорта на окружающую среду в странах ЕС и ОЭСР? Рассмотрим положение дел в этих странах и сравним с текущей российской ситуацией.

Эконалог - что это?

Российским законодательством «экологический налог» отнесен к федеральным налогам, но его определения в Налоговом кодексе не приводится. В ряде проектов поправок ко второй части кодекса экологический налог вводится вместо существующих платежей за загрязнения. В качестве налоговой базы предлагается использовать массы выбросов, сбросов и размещенных отходов с учетом опасности загрязняющих веществ для окружающей среды. Собираемый налог предлагается направлять в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации.

То есть доходы бюджетов ставятся в прямую зависимость от того, насколько «грязными» являются расположенные в субъекте Федерации производства. Это - главное негативное следствие принятой в законопроекте посылки обложения налогом не вида хозяйственной деятельности, опасного для окружающей среды, а его побочных результатов.

Опыт стран ЕС и ОЭСР показывает, что под экологическими налогами, составляющими значительную часть доходной базы бюджетов этих стран, понимают именно налоги на опасные для окружающей среды виды хозяйственной деятельности: производство энергетического и моторного топлива, электроэнергии, автомобилей и т.д. Иными словами, все, что может вызвать неблагоприятные изменения в окружающей среде, может быть предметом экологического налогообложения. Взяв это определение за основу, Директорат по налогам и таможенным сборам Европейской Комиссии разделил экологические налоги на семь групп.

Первая группа - энергетические налоги (на моторное топливо; на энергетическое топливо; на электроэнергию). Вторая - транспортные налоги (налоги на пройденные километры; ежегодный налог с владельца; акцизы при покупке нового или подержанного автомобиля). В-третьих, это платежи за загрязнения (эмиссии загрязняющих веществ в атмосферу и выбросы в водные бассейны). Далее идут платежи за размещение отходов. Они включают платежи за размещение отходов на свалках и их переработку и налоги на ряд специальных продуктов (упаковка, батарейки, шины, смазочные масла и т.п.). В особую группу выделены налоги на выбросы веществ, приводящих к глобальным изменениям (вещества, разрушающие озоновый слой, и парниковые газы). Также отдельно взимается налог на шумовое воздействие.

Наконец, в седьмой группе - платежи за пользование природными ресурсами.

Россия: дыми - не хочу

Российское налоговое законодательство предусматривает четыре основных вида платежей, связанных с автомобильным транспортом. Это акциз на приобретение нового автомобиля или мотоцикла (только с мощностью свыше 150 лошадиных сил), ежегодный транспортный налог, акцизы на бензин и дизельное топливо и плата за загрязнения. Сколь велика доля этих налогов в общем объеме налоговых поступлений? Как используются собираемые налоги в сравнении с подобными налогами и бюджетами стран ЕС и ОЭСР?

Ставка акциза на приобретение нового автомобиля с мощностью свыше 150 л.с. составляет 142 рубля за 1 лошадиную силу. Т.е. покупатель джипа с мощностью двигателя 200 лошадиных сил заплатит налог 28 400 рублей. Однако в сравнении с розничной ценой машины такого класса (1 400 000 рублей) величина акциза составляет всего 2 процента! Этот налог полностью зачисляется в доход российского бюджета.

Ежегодный транспортный налог уплачивается в бюджет субъекта федерации. Его ставки устанавливаются законом субъекта, но не могут превышать ставки, установленные НК, более чем в 5 раз. Возьмем все тот же джип. Максимально возможная ставка для него составляет 50 рублей за 1 лошадиную силу, или всего 0,7 % розничной стоимости новой машины.

Топливный акциз на высокооктановый бензин для нашего джипа составляет 3 360 рублей за тонну, или, иными словами, в розничной цене бензина акциз составляет 15-18 процентов. Для дизельного топлива акциз составляет 1 000 рублей за тонну, в процентном отношении к розничной цене это также около 15-18 процентов. Этот налог зачисляется в российский бюджет и в бюджет субъекта федерации в соотношении 40 % на 60 %.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух на настоящее время составляют 1,3 рубля за 1 тонну сожженного бензина и 2,5 рубля за тонну дизельного топлива. В том случае, если рассматриваемый в примере джип принадлежит не частному лицу, а организации, то ей за год при пробеге 30 000 км придется заплатить около 10 рублей. (Что касается частных автомобилей, то, как известно, их владельцы за выбросы в атмосферный воздух не платят ни копейки. Это кажется невероятным, если учесть, что в крупных российских городах доля автомобильных выбросов в загрязнении атмосферы составляет 80-90 % и частных среди машин - большинство, но это факт - И.Ф.).

На рассмотренном примере видно, что российские экологические налоги применительно к автотранспорту, мягко говоря, необременительны. Можно было бы привести примеры для других классов легковых автомобилей или грузовиков - порядок величин лишь уменьшится. Каков вклад этих налогов в российский бюджет? На 2004 год запланированная сумма всех налоговых доходов составляет 2 071 млрд рублей. Из них акцизы на бензин и дизельное топливо составляют соответственно 30,96 и 10,09 млрд рублей, а акциз на автомобили и мотоциклы составляет 0,356 млрд рублей. Таким образом, общая сумма «экологических» транспортных налогов составит всего 2 % от общей суммы налоговых поступлений, или 0,26 % от ВВП. Здесь не учтена плата за негативное воздействие автомобилей на окружающую среду, но, как следует из приведенных выше расчетов, ее учет изменит эти соотношения разве что в третьем знаке...

Кстати, общая сумма платежей за все виды негативного воздействия на окружающую среду, запланированная в бюджете, составляет 2,14 млрд рублей - или одну десятую процента от общей суммы налоговых поступлений, или 0,014 % от ВВП. Транспортный налог и 40 % акцизов на топливо идут в бюджеты субъектов Федерации, но их доля в общем объеме налоговых поступлений также невелика. В бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год она составляет 4 процента, а общая плата за загрязнения - 0,3 процента.

Хорошо хоть эти налоги имеют целевое предназначение: транспортный налог и акцизы составляют около половины доходов бюджетного Дорожного фонда, а платежи за загрязнения являются определяющими для бюджета Экологического фонда.

Европа: грязный выхлоп обходится дорого

В странах ЕС и ОЭСР, несмотря на общий рынок, налоги, связанные с легковыми автомобилями, в разных странах очень различаются. Они связаны с мощностью, объемом двигателя, весом, ценой автомобиля, потреблением топлива и выбросами CO2. Налоги можно разделить на 4 группы: налог, уплачиваемый при приобретении автомобиля или при начале его эксплуатации (регистрационный сбор); ежегодный транспортный налог; налоги на топливо; другие налоги и платежи (страховка, платные дороги, парковка и т.д.).

Регистрационный сбор уплачивается в 10 странах ЕС. В Германии и Великобритании, например, его нет. Это сбор обычно привязан к стоимости автомобиля, мощности двигателя, удельному расходу топлива, нормативам выхлопа или комбинации этих факторов. Наиболее проста схема начисления сбора в Дании - пропорционально цене. В Австрии, например, сбор зависит от удельного расхода топлива. Этот налог может иметь регулирующее значение для охраны окружающей среды. Так, есть предложения по его значительному уменьшению для автомобилей с низким содержанием вредных веществ в выхлопе. В ряде стран налог тем выше, чем выше удельный расход топлива. Это стимулирует покупателя к приобретению экономичных и дружественных окружающей среде машин. Самые высокие регистрационные налоги в Дании и Финляндии. В Дании, например, этот налог составляет 180 % от суммы цены дилера и НДС. Датчане по этому поводу грустно шутят: «Ты должен заплатить за 3 машины, чтобы получить одну!». Ежегодный транспортный налог также может иметь регулирующее значение. В Германии он зависит от объема двигателя и существенно повышается для автомобилей, не удовлетворяющих стандартам выхлопа, установленным в ЕС.

Величина акциза на бензин в 2-4 раза превышает его себестоимость. Примерно такие же соотношения существуют и для дизельного топлива, но в некоторых странах ЕС его розничная цена существенно ниже цены на бензин. Выравнивание цен в настоящее время является одной из главных забот ЕС, особенно в преддверии вступления новых членов. Выравнивание цен необходимо, в частности, и затем, чтобы владельцы и водители тяжелых грузовиков строили свои маршруты передвижения исходя из критерия кратчайшего расстояния, а не минимальной стоимости пробега. По сообщениям радиостанции ВВС в сентябре 2000 года розничная цена литра неэтилированного бензина в Великобритании составляла 85 пенсов (около 40 рублей). Из них стоимость сырой нефти и затраты на переработку составляли 20 %, НДС - 15 %, торговая наценка - 5 %, а величина акциза 60 %.

Больше транспортный налог - меньше подоходный

Ежегодные налоговые поступления по всем перечисленным выше налогам были весьма значительны и составляли для стран ЕС в 1999 году от 4,5 % (Италия) до 10,2 % (Ирландия) от общих сумм собираемых налогов. Собираемые налоги поступают в бюджет стран ЕС. Как правило, эти налоги нейтральны для бюджета - на соответствующие суммы понижаются отчисления в социальные фонды и подоходный налог. Часть транспортных налогов имеет в ряде стран целевое предназначение.

В Японии 100 % налога на топливо тратится на финансирование работ по повышению безопасности снабжения моторным топливом и на разработку его альтернативных видов.

Опыт стран ЕС и ОЭСР показывает, что сдвиг центра тяжести налогообложения в сторону налогов на опасные для окружающей среды виды деятельности приводит к увеличению активности на рынке труда. Кроме того, важны регулирующие возможности налогов, побуждающие потребителя использовать более «чистые» и экономичные модели автомобилей. Целевое назначение налогов позволяет направлять значительные средства на охрану окружающей среды и совершенствование транспортной инфраструктуры. В преддверии вступления России в ВТО и сближения с единой Европой нам необходим коренной пересмотр системы экологического налогообложения.


Михаил БЕГАК,
заместитель директора по науке
Санкт-Петербургского НИЦ
экологической безопасности РАН.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность