Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Город

Куда? Зачем?

Это письмо пришло в редакцию «Берегини» из небольшого города от нашего давнего читателя и автора Романа Семенова. Разделяя озабоченность Романа Андреевича, хотим обратить и его, и ваше внимание на материалы этого разворота. Никакие изменения в общественном сознании и законодательстве невозможны без объединения усилий заинтересованных граждан. В России сегодня, вслед за движениями в защиту рек, лесов, против атомных электростанций, формируется движение за экологически устойчивый транспорт, оно открыто для всех союзников - вливайтесь!

Когда отдельной семье угрожает какое-либо бедствие, принимают срочные меры для защиты. Когда бедствие угрожает всей планете - жители ее по необъяснимой причине делают все, чтобы эта угроза быстрее осуществилась. И благостно строят великолепные планы на будущее. И только отдельные голоса звучат диссонансом. Процитирую Барри Коммонера: «Такие выдающиеся достижения современной цивилизации, как самолет и автомобиль, являются самыми крупными просчетами человеческого хозяйства в отношении природы».

На фоне «деградации главных систем жизнеобеспечения страны» (слова Кара-Мурзы) Россия явно не обеднела легковыми автомобилями. В нашем Галиче, небольшом городке, с недавних пор уже нельзя спокойно, без оглядки ходить по улицам. Иметь «тачку» сегодня - все равно что раньше иметь приличный костюм. Автомобиль необходим - или он производится в диких количествах в качестве признака принадлежности к особому сословию? Не нужно монаршей грамоты - достаточно купить машину...

Но всеобщий автомобильный «рай» неосуществим, он уже сейчас - еще не всеобщий - приносит огромные неудобства всем, в том числе и автовладельцам. На эту тему почти не пишут. Но вот что я прочитал в журнале «Москва»: «Вы обращали когда-нибудь бесстрастное, холодное внимание, читатель, на автостраду, по которой с высокой скоростью - в противоположные стороны - мчатся потоки автомобилей? ...Трудно отделаться от ощущения, что это - помешанные. Странна бывает мысль, что за единичными, экстренными исключениями им всем никуда не нужно». Непривычно? Но кто докажет, что неразумно? Экологические последствия автомобильного бума известны. Смог в городах, свинцовая отрава близ сенокосных, пастбищных угодий. А еще - прямая гибель. 19 июня 2003 г. замминистра МВД сообщил: ежедневно от автокатастроф погибает в России сто человек. А мы так обеспокоены демографией! Но эта трагедия, в отличие от других, не обсуждается. И никто не противодействует автомобильному помешательству. Государственная озабоченность чисто экономическая, распространяется только на статус и качество российских авто. В Скандинавии против перегруженности городских улиц пропагандируется давно и успешно велосипед - здоровое, никому не вредящее транспортное средство, одно из немногих вполне удачных изобретений. У нас велосипедист в городе - явление нечастое.

Автомобиль - один из фетишей современной цивилизации, хотя и самый влиятельный. Он отучает от пешего хода и неторопливого раздумья. Пришвин писал: «Пешеход творил пространство...» Техника оправданно служит человеку только в качестве разумного подсобного средства. Но средства и цель в нашем сознании поменялись местами... И каждый день грозит непоправимым опозданием...


Роман СЕМЕНОВ.
Галич Костромской обл.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность