Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Охранная грамота

Чтобы не было паралича уникальной системы

Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову

Уважаемый Михаил Ефимович!

Обращаемся к Вам в связи с тем, что в современной структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации осталось не определенным место органов управления федеральной системой особо охраняемых природных территорий - государственными природными заповедниками, национальными парками и федеральными заказниками. В России создание особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) является традиционной и высокоэффективной формой природоохранной деятельности.

Экологическая Доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р) рассматривает создание и развитие ООПТ разного уровня и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии. Такие территории, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы функционирования биосферы. При этом наиболее значимые для этих целей природные комплексы и объекты, как эталонные, так и уникальные, представлены именно в масштабах федеральной системы ООПТ, основу которой составляют государственные природные заповедники и национальные парки Российской Федерации.

Создание этой уникальной системы, сформированной в течение 85 лет, у истоков которой стояли выдающиеся российские ученые-естествоиспытатели и энтузиасты-экологи, является одним из наиболее значимых природоохранных достижений нашего Отечества. На сегодняшний день в ведении и управлении МПР России находятся все 35 национальных парков, 95 государственных природных заповедников, 11 федеральных заказников. Их площадь составляет более 2% территории Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством государственные природные заповедники и национальные парки имеют статус федеральных государственных учреждений, в которых трудятся свыше 9 тысяч штатных работников, реализующих поставленные законом задачи в области охраны природных комплексов и объектов, научных исследований и экологического просвещения.

Однако судьба системы федеральных заповедников и национальных парков в складывающейся на сегодняшний день структуре государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования вызывает существенную обеспокоенность. Дело в том, что в соответствии с буквой Указа Президента России от 09.03.2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» ни само Министерство природных ресурсов России, ни Федеральная служба по надзору в сфере экологии природопользования, ни Федеральное агентство лесного хозяйства (и тем более другие агентства) в силу поставленных перед ними задач и установленных функциональных ограничений в сфере управления не предназначены в полной мере для непосредственного руководства и управления системой ООПТ, основу которой составляет сеть государственных природных заповедников и национальных парков. Так, в подготовленном проекте Положения о Федеральной службе по надзору в сфере экологии и природопользования предусмотрено, что в ведении службы находятся особо охраняемые природные территории. При этом к числу основных функций этой Федеральной службы отнесен лишь государственный контроль за соблюдением режима особо охраняемых природных территорий. Таким образом, осуществление государственного управления этими объектами (т.е. многофункциональными учреждениями, к тому же ведущими научную и хозяйственную деятельность) из функций Федеральной службы выпадает (действующим Положением о МПР России эта функция, разумеется, предусмотрена). В проектах положений о других органах власти в структуре «природно-ресурсного блока» данная функция также отсутствует.

Нерешенность этого вопроса создает угрозу паралича государственного управления федеральной системой заповедников и национальных парков, что крайне опасно и недопустимо в условиях глубокой реформы отношений собственности на землю и природные ресурсы, поскольку это ставит под угрозу само существование и эффективное функционирование всей системы ООПТ в целом.

В этой связи представляется необходимым:

- принять взвешенное решение о том, какой именно орган «природно-ресурсного» блока будет осуществлять государственное управление в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и государственных природных заказников федерального значения, ранее находившихся в ведении МПР России;

- сформировать в структуре этого органа соответствующее структурное подразделение (аналогичное ныне действующему Департаменту особо охраняемых природных территорий МПР России) со всеми необходимыми полномочиями, укомплектовав его достаточным количеством квалифицированных специалистов, имеющих практический опыт работы в данной сфере и необходимую профессиональную подготовку;

- сохранить преемственность и позитивные традиции управленческой работы в данной сфере.

Представляется, что возможным оптимальным вариантом было бы решение в установленном порядке вопроса о создании специализированного федерального агентства по особо охраняемым природным территориям, специально уполномоченного осуществлять государственное управление в данной сфере.

В современном цивилизованном мире накоплен 100-летний опыт эффективного государственного управления общенациональными системами природных резерватов, в том числе - в крупных по площади Федеративных государствах. При этом в США и Канаде, Австралии и Новой Зеландии, ЮАР и многих других государствах, снискавших мировую известность своими национальными природными резерватами, государственное управление ими осуществляется через специализированные службы. Причем в большинстве случаев эти службы находятся в составе национальных природоохранных либо природноресурсных министерств, т.е. функционируют под политическим руководством министерства, но при этом в полной мере обладают юридической обособленностью и управленческой самостоятельностью. Такая управленческая модель начинает реализовываться в Украине, по этому пути пытается идти Грузия. К сожалению, этот наглядный и доступный мировой опыт не был в должной мере учтен и использован в ходе реформирования федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации и административной реформы. Реализация успешной и апробированной во многих федеративных государствах мира управленческой модели, по нашему убеждению, должна существенно повысить эффективность государственного управления в области охраны живой природы и в первую очередь - федеральной системой государственных заповедников, национальных парков и заказников.

Мы считаем, что сформировать систему эффективного государственного управления особо охраняемыми природными территориями России на федеральном уровне - веление времени.


Президент Центра экологической политики России, член-корреспондент РАН
А.В. ЯБЛОКОВ.
Сопредседатель Международного Социально-экологического союза, Член Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации
С.И. ЗАБЕЛИН.
Директор по охране природы Российского Представительства Всемирного фонда дикой природы (WWF), доктор географических наук
Е.А. ШВАРЦ.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность