Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Стоянка человека

Званка зовет

«Разрушится сей дом, засохнет сад и бор, не вспомянется нигде и имя Званки», - грустно предсказывал когда-то Державин судьбу родного поместья. Что касается разрухи - сбылось, а вот имя Званки, как и имя поэта, в памяти потомков живо, и свидетельство тому - проект «Возвращение утраченного», над которым работают ученики лицея-интерната г. Великого Новгорода вместе с преподавателем мировой художественной культуры Еленой Александровной СТЕПАНЕНКО.

Что значит «Возвращение утраченного»? Это возвращение мира русской усадьбы как особого пласта духовной жизни нашей страны, примера гармоничного сосуществования человека и природы - места создания произведений искусства, места формирования и становления личности, места, где копился бесценный опыт создания садово-парковых ансамблей, часто становившихся экспериментальными площадками по выращиванию уникальных для этого региона культур. Ребята изучают историю каждой усадьбы, участвуют в восстановлении садово-парковых ансамблей, восстановлении памяти об обитателях и владельцах этих усадеб, узнают о достижениях садово-паркового искусства прошлого века.

Как считает Е.А. Степаненко, культура тесно связана с экологией, экологическим образованием. И то, и другое базируется на нравственных основах, и никакие специальные знания по экологии не помогут сохранить окружающую среду, если человек не научится отвечать за то, что рядом с ним. И когда уничтожаются замечательные садово-парковые ансамбли, которыми сто лет назад гордились, которые могут быть признаны государственной ценностью, то это ли не повод приложить свои усилия, свои руки, чтобы вернуть утраченную красоту? По мнению педагога, работа по проекту формирует у школьников осознание себя носителями культуры, ответственными за современное ее состояние, за сохранение памятников природы и культуры, способствует социологизации личности.

С точки зрения нравственного воспитания очень полезной оказалась для ребят поездка в бывшую усадьбу Рахманинова. Местные жители с трудом могли указать, где она. Хотя новгородские власти знают, что в области когда-то была знаменитая рахманиновская усадьба (в ней даже поставлен гранитный памятник с соответствующей надписью), новгородская пресса часто с гордостью пишет о великом земляке, в городе проводится конкурс пианистов имени Рахманинова, но место усадьбы обнаружить оказалось нелегко. Дорога к ней в ямах и ухабах. Парк, очень красивый, зарос неимоверно. Чтобы посмотреть аллеи, которые еще сохранились, ребята продирались через крапиву выше человеческого роста и заросли кустов. Елену Александровну школьники попросили: «Давайте мы на дороге табличку-указатель прибьем, куда ехать, где это имение Рахманинова», а потом предложили: «Давайте еще раз соберемся, приедем уже с лопатами и граблями и вычистим тут все». Так и порешили: приехать и вычистить.

В чем экологический приоритет территорий бывших усадеб? Они остались чуть ли не единственными островками дикой природы на полностью разрушенных рубками, распашками, выпасом ландшафтах. На их примере можно показывать, как выглядел окружающий ландшафт, допустим, 200 - 100 лет назад. Приусадебный парк - это территория, где не работали лесхозы, леспромхозы и сохранились древесные и травянистые сообщества, утраченные на эксплуатируемых человеком землях. К сожалению, как правило, эти территории не охраняемые и отнюдь не заповедные. Они варварски используются и уничтожаются, и есть опасность, что в связи с земельной реформой, новым лесным кодексом и переходом лесов в частные владения это уничтожение будет продолжено с еще большей силой.

Изучая историю усадеб, ребята по ходу дела приобретают много новых биологических и экологических знаний: узнают, какие породы деревьев растут в их области, а какие завезены сюда из иных, порой очень дальних краев. Бывает, что от усадьбы сохранилось очень немного: остатки сада, подъездная аллея и заросли декоративных кустов... И без знаний, что где растет и как развивается, совершенно невозможно проводить это изучение. «Ребята, обратите внимание, - говорит учитель, - вот эта сосна с очень характерной хвоей - сосна сибирская, или кедр - сама по себе у нас не растет, значит, мы с вами находимся на территории усадьбы, в ее границах».

В проекте участвуют учителя разных предметов (литературы, истории, географии, изобразительного искусства), в ходе его организуются экспедиции, в которых, помимо учащихся новгородского лицея-интерната, работают учащиеся и учителя школы поселка Пола Парфинского района, деревни Сябриницы Чудовского района Новгородской области, а также студенты Новгородской общественной экологической организации «Онег». Участники экспедиции исследовали ряд дворянских имений в окрестностях поселка Пола, усадьбу Рахманиновых в Онеге недалеко от Новгорода, усадьбу Державина в Званке.





К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность