Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Путь к детям

Клятва юности

«Пять Э» - по такому принципу строит свою работу с детьми наша общественная организация «Экозащита!» Что это за «Пять Э»? Экология, экономика и как отдельный раздел экономики - энергетика, дальше идут этика и эстетика. В первой части этих «Э» работает ум: человек получает знания, во второй активнее работают чувства, и, следовательно, включается душа ребенка. Когда душа и ум объединяются, у человека рождается то, что мы называем гражданской позицией. Только на интеллекте гражданскую позицию никогда не выстроить. Никогда! Потому что, во-первых, известен афоризм «мозг не имеет стыда», во-вторых, известно и то, что наука, вообще-то, безнравственная вещь. Достаточно вспомнить о нашей атомной энергетике, о приемах добычи нефти и т. д.

Итак, чувственное восприятие мира. Как оно сегодня происходит? Приведу пример из собственного опыта. Внук, всецело поглощенный компьютерными играми, подлетает ко мне: «Бабуля! Я дошел до 12 уровня!» Я задаю ему вопрос: «А ты знаешь, сколько ты при этом убил людей?» «Я не считал!» «А ты посчитай!» Знаете, сколько он насчитал? Тридцать семь. Это они там принцессу якобы спасают... Объясняю: «Ты понимаешь, что в этой игре в твой еще незрелый мозг вколачивается страшенная мысль, что убить человека ничего не стоит?!» Дальше на это же детское сознание ложатся фильмы. Ведь те, в которых так или иначе культивируется доброе отношение к миру, идут в 6 часов утра, а дальше начинается чертовщина с убийствами, ограблениями, насилием, нашпигованная рекламой. И вот на таком фоне уже 20 лет растут люди...

Теперь о том, что мы пытаемся этому противопоставить.

У нас есть такая игра: «Как кузнечик бабочку не узнал». Создана по сказке, которую сочинила моя дочь - Александра Королева. Как она сама говорит, - «это наследственное», поскольку пошла по моим стопам и посвятила жизнь экозащите.

Сказка рассказывает о том, как кузнечик увидел бабочку, нарядную, красивую, и очень захотел с ней подружиться. Куда бабочка летит, туда скачет кузнечик. И вдруг бабочка исчезла. Он очень горевал, а потом вдруг увидел какие-то маленькие крупинки. Кузнечик очень удивился и потрогал эти крупинки усиками, но ровным счетом ничего не понял. Понаблюдав за ними какое-то время, наш герой ускакал - ему на одном месте не сиделось. Следующая встреча у кузнечика случилась с червяком. Кузнечик насторожился, тоже потрогал этого червяка усиками, отпрыгнул, а червяк превратился в бочоночек и повис на тропе. Ходил-ходил вокруг него кузнечик, никак не может понять, что же это такое? И вдруг видит, как из этого бочоночка снова рождается бабочка! Радости кузнечика нет конца!

Вот по этой сказке мы создали игру. Предназначена она для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Начиная игру, мы выходим на лужайку и просто смотрим вокруг. Ничего не рвем! Собираем только опавшие листья. Гербарий с маленькими детьми мы не делаем. Их начинаем составлять не раньше 7 класса. Потому что шестиклассники на гербарий приносят во-о-от такой «веник»!

Итак, мы на полянке. Сначала, конечно, малыши возятся, бегают, но постепенно затихают, успокаиваются, кто-то даже ложится на брюшко и наблюдает, что происходит в траве... Что делаем потом? У нас с собой всегда набор разноцветнейших листьев, ведь в Калининградской области 600 видов древесных растений, и у меня из опавших листьев собраны богатейшие гербарии! И вот из этих листьев дети начинают создавать героев сказки - цветок, гусеницу, кокон, бабочку. Вы бы видели, каких бабочек делают из листвы ребята! Вы бы видели, какие они создают цветы, сохраняя при этом строение только что рассмотренного на поляне живого цветка!

Вот такая игра. В ней задействованы глаза, пальчики (что очень важно для младшего возраста), а главное, в ней организован процесс вхождения ребенка в мир природы. И игра эта очень нравится ребятишкам. Она описана в книге «Экологическая дорожка», вышедшей, к сожалению, маленьким тиражом - всего 1000 экземпляров. Кроме того, сейчас в нашем издательстве лежит книга для детского сада и детей младшего школьного возраста «365 открытий» - но, как уверяет издательство, денег на нее пока нет.

Для ребятишек постарше есть игра «Кентаврия». Она очень нравится ученикам начальной школы. Раздаем им разные названия растений - порядка шестидесяти. Ребенок берет листочек с таким названием (скажем, копытень) и уходит творить. Сначала он рисует это растение, хотя его не знает и никогда не видел, рисует так, как ему кажется, как он его представляет, а потом пишет сказку о том, как это растение возникло. Вот, например, детская сказка про горец змеиный: «Все горцы цветут всегда на горе, но семена ссыпаются с гор, и горцы карабкаются на вершину горы, чтобы снова зацвести и бросить вниз семена». Горцы нарисованы как настоящие змеи - они ползут по горе, а, добравшись до вершины, расцветают.

И таких сказок дети сочинили великолепное множество. Затем мы идем и это растение находим с ребятами в природе. И к этому растению, пусть только к одному, складывается у ребенка совершенно новое отношение.

Еще один путь воспитания чувств - классическая литература. К сожалению, сегодняшние школьники ее не читают, хотя во многих домах стоят тома собраний сочинений классиков. Но - не читают. Даже «Евгения Онегина». А ведь этот роман в стихах не зря называют энциклопедией русской жизни. Очень много интересного могли бы узнать наши ребята из этой энциклопедии. Возьмем, к примеру, вот этот маленький отрывочек:

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины.
У них на масленице жирной
Водились русские блины.
Два раза в год они говели,
Любили русские качели,
Подблюдны песни, хоровод.
В день Троицы, когда народ
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три.

Кто сегодня знает, что такое в данном случае «заря»? А Пушкин знал. Я тоже поначалу представляла себе, что это восход солнца - «пучок зари». Ничего подобного! Это растение, которое на Украине, в южной России называется «заря» или «зоря». Им на троицын день обертывают свечку. Тогда бумагу заменял любисток - и руки не жжет, и по всей церкви плывет аромат душистого растения... Вот что такое Пушкин!

Есть и другие пути постижения природы с его помощью. В свои 78 лет я постоянно езжу по школам области. И у меня в поселке Большаково одна ученица взялась делать работу «Флора и А.С. Пушкин» и в рамках этой работы выполнила проект озеленения Дома учителя, в котором использованы все растения, упомянутые Александром Сергеевичем Пушкиным. Реализовать проект нам пока не удалось, но картина получилась потрясающая! Когда девочка сделала свое сообщение - с планом, со списком растений - все ахнули.

Помните строчки: «Цветы осенние милей роскошных первенцев полей». Иллюстрируя ее, она собрала из всех полевых цветов фенологический календарь, где есть и «цветы осенние», и «роскошные первенцы полей». Девочка стала лауреатом конкурса им. В. И. Вернадского. Другим лауреатом этого конкурса стал проект под названием «Все флаги в гости будут к нам». Что это такое? Это площадка у музея Мирового океана, где на клумбе в форме Балтийского моря собраны цветы, имитирующие флаги прибалтийских государств. А второй вариант этого проекта «Охраняемые растения в государствах Прибалтики». Автор проекта сейчас учится в градостроительном колледже на архитектурном отделении. Сколько парню пришлось поработать, чтобы выполнить этот интересный и большой проект! Потому что, например, сложно было сделать флаг Германии, середина которого черного цвета: ведь черных цветов нет. Ему предлагали: «Ну, давай камушками - сейчас же это модно камушками... Он ответил «нет». И нашел свое решение. Зато когда к нам на выставку «Карл Линней и его система» приезжали шведы, они около этой цветочной копии Балтийского моря посадили липу - дружественное послание от домика Карла Линнея.

Кроме того, на конкурсе В. И. Вернадского выступал наш экологический театр. Его актеры - ученики нескольких школ Калининграда и Нестеровского района области. При этих школах работает экспериментальный союз модельеров, на конкурсе его члены показывали «Осеннюю симфонию» - костюмы, сшитые из собранных осенних листьев. Девочка, изображавшая Японию, была в платье из листьев только японских по происхождению растений. Костюм дьявола был изготовлен из фиолетовых и черных листьев. Показали мы и сценку «Бижутерия от Нептуна» - демонстрация украшений из того, что мы нашли на море.

Есть еще у нас такое интересное направление работы, как экологический лагерь. У него четкая направленность - подготовка волонтеров для работы по нашим образовательным проектам. Суть проектов одна - изучение природы. Объекты исследования - море, лес, река, озеро, пруд. Но ребята всегда любят что-то таинственное. А в нашей древней истории есть очень интересные глубинные вещи, о которых рассказывается в древнеславянских Ведах - в частности, о древних природных божествах. На основе их мы придумали праздники. У нас, например, есть такая ночь, когда мы ищем цветущий папоротник. Есть еще праздник «Лесные духи», когда духи вдруг появляются из кустов... Причем они очень добрые, обнимают ребятишек, что-то им шепчут. А третий праздник - «Русалочья ночь», когда ребята дают клятву верности природе. Звучит она так:

Будем с природой дружить,
тайны природы раскроем
И никому не позволим
нашу природу губить.

(От редакции: описание праздников читайте на этой странице).

А финал всей этой работы - наш конкурс «Дерево года» (о нем «Берегиня» уже писала), потому что он объединяет художественное, поэтико-прозаическое и исследовательское направление работы. А в результате самое главное - охрана природы, потому что мы готовим материалы на передачу растений - наших подопечных - под местную охрану в качестве памятников природы.


Галина Кученева,
кандидат биологических наук.
Экозащита!
г. Калининград.
(Из выступления на конференции «Общественные ресурсы образования»,
Москва, 27-28 октября 2003 г.)

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность