Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Стоянка человека

По образу и подобию

Взаимоотношения природы и человека складывались веками. Сады и парки стали частью этих взаимоотношений, элементом культуры, в которой, по словам Д. С. Лихачева, «облагороженная природа идеально слита с человеком». Идеально для каждого этапа человеческой истории, для каждого творца садово-паркового произведения. Такими произведениями искусства можно назвать сады и парки русских дворянских усадеб, ныне, как правило, находящиеся в запустении. О необходимости сохранения и возрождения таких усадеб рассказывает Вера Алексеевна ФОРТУНАТОВА, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой культурологии Нижегородского государственного педагогического университета:

- Как известно, культура вышла из природы и стала альтернативой природе. И это ее печальное свойство. И человек как творец культуры и существо природное оказался отчужденным сразу от двух источников: и от природы, и от культуры. Возник треугольник, стороны которого равно удалены друг от друга: «природа - человек - культура». Вот философский посыл, который определяет разговор на эту тему.

Садово-парковая культура России начиналась в монастырях. При монастырях были великолепные, живописные сады, в которых цвели яблони и вишни, благоухали душистые травы и цветы, пели птицы. Монастырский сад воплощал собой земной рай и был наполнен поэзией красоты. Причем, если парк всегда был местом отдыха, рекреационной зоной, где приоритет отдается красоте, а не пользе, то сад - это сначала польза, потом красота. И поэтому сады в России очень часто назывались огородами. Первое название знаменитого Летнего сада в Петербурге - «Летний огород»...

Русские дворянские приусадебные сады появляются в 18 веке, одновременно с английскими. Причем русский сад, парк - это смесь английского и французского стилей. (Ассимилятивность - это, вообще, свойство русской культуры, и она охотно берет что-то у других, преломляя это по-своему). И если французский регулярный парк - это «застывшее время» - спланировали и остановили «прекрасное мгновенье», то английский пейзажный парк дает ощущение подвижности бытия: меняются времена года, ландшафт, рельеф почвы... Поэтому русский сад - это так называемый «пейзажно-реалистический» сад. В нем есть отголоски регулярной планировки - к примеру, обсаженные липами аллеи (знаменитые аллеи Ясной Поляны), но преобладает естественный пейзаж, поскольку на благоустройство всей территории поместья русского барина обычно не хватало...

Кроме того, в русском парке заложена идея цикличности времени, его постоянного обновления, сезонных ритмов: «Сад мой замолчал, он в слезах, дождь». Оттого осенний сад - это понятие чисто русское. Впрочем, весенний парк - тоже. «Весенние воды, вешние воды» - в других культурах их так не выделяли.

История садов и парков в России - это история загородной усадьбы. Хронологические рамки русских усадеб таковы: возникли в середине 18 века и просуществовали до середины 19. С последней трети 19 века начинается кризис и распад дворянской усадьбы. Лебединая песня - «Вишневый сад» А.П. Чехова.

Русская провинциальная средневековая усадьба была источником, питательной средой садово-паркового искусства вообще и городских парковых традиций в частности. Существовало три вида усадеб. Первая - репрезентативная дворцовая усадьба - демонстрация престижа владельца, его власти, должности, общественного положения. Парковые ансамбли в них создавались профессионалами, маршрут и продолжительность прогулок специально оговаривались, очень большое значение имели костюмы, меню, количество всевозможных перемен за обедом. Примечательной особенностью русской репрезентативной дворцовой усадьбы были и огромные художественные коллекции.

Второй вид - так называемые загородные сезонные усадьбы. Их назначение - всевозможные увеселительные прогулки, досуг, отдохновение. В такую усадьбу уезжали дворяне, если не складывалась жизнь в городе, что-нибудь не ладилось на службе... Идея ее - в противопоставлении города и деревни, города и досуга. Город - это мир службы, долга, несвободы; усадьба - это мир свободы, природы, семьи, мир чувств. Такое отношение отражалось на образе жизни, на поведении, даже на характере одежды, в усадьбе она становилась неформальной, свободной, ткани - более легкими. Интимность уклада жизни, праздность, чувство комфорта, ощущение удовольствия, расслабленности - вот основные функции этой усадьбы. Здесь читают книги, обязательно играют на фортепьяно, обязательно проводят танцевальные вечера. Здесь, как правило, позволяют побаловать себя хорошей едой. Здесь обилие всевозможных праздников, тут и фейерверки (вспомните Троекурова), и семейные сюрпризы. В общем, праздный образ жизни.

Третий вид - так называемая русская провинциальная среднедворянская усадьба. Это усадьба, окруженная деревней. Здесь пахота, здесь сев, уборка и обработка урожая, забота о его сбыте. Здесь польза и красота - то, что Афанасий Фет определил словами «смена труда и праздного веселья». Это была «трудовая» усадьба, потому что надо было иметь с нее доход, уметь организовать работу и сбыт продукции. Но все-таки русские усадьбы всегда создавались по живописному принципу, с учетом рельефа местности. И это давняя-давняя традиция, идущая из истоков древнерусской культуры, когда плотники слушали землю ухом, когда с особым значением выбирали место для церкви... И усадьбы создавались с учетом традиций русского зодчества, плотничества. Причем красота таких усадеб связана с региональными представлениями о ней. Поэтому каждая усадьба имела свое лицо, и это делало ее неповторимой. Взять, к примеру, садово-парковые комплексы Нижегородской области: поместье Шереметьевых ( Варнавинский район), поместье фон Кляйст-Бестужевых в Богородском, усадьба-музей Гомолина в Павловском районе (кстати, основоположника традиций выращивания павловских лимонов), усадьба Баташовых в Выксунском районе, усадьба - заповедник Пушкина в Болдино, есть усадьбы в Княгининском, Сергачском, Выксунском районах. Это законченные культурные комплексы, органично вписанные в местность. Причем края нижегородские, как отмечал еще В.О. Ключевский, это места, где на берегах великих русских рек селилась «соль земли Русской», это самые красивые места среднерусской полосы.

Кроме того, такая усадьба была оплотом традиций рода, которым придавалось очень большое значение, здесь хранили верность заветам отцов, здесь было «родовое гнездо». А что значит «гнездо»? Это значит - корневая система русской культуры. Это то, что связано с понятием дома. Потому что дом - это не посуда, это не мебель и даже не стены. Дом - это ментальное понятие.

Поэтому мы можем сделать вывод о том, что усадьба выполняла социальную и мировоззренческую роль, она была моделью жизни дворянства, вещественным выражением его миропонимания. То есть выявляла идеи, ценности, идеалы и уровень развития общественного сознания и личности дворянина.

Это остается справедливым и сегодня. Любой сад выявляет личность хозяина, его характер. Поэтому можно говорить о психологии садово-паркового искусства и о поведении человека в парке. Один влезет с ногами на садовую скамейку и будет оттуда бросать банки из-под пива, оглашая окрестности нецензурной бранью, другой присядет на эту скамейку скромно с томиком стихов и будет наслаждаться окружающей красотой. Это разные люди, два полюса культуры. Вот что выявляет парк.

И если раньше английский пейзажный парк выражал восторг своих создателей перед природой, а русский усадебный сад - восторг перед творением Бога, то когда сегодня создается парк, то человек видит в нем только себя. Поэтому «дайте мне зону отдыха, дайте мне веселье, поставьте игровые автоматы». А в игровом автомате бога точно не увидишь. Так, в частности, изгажен садик Пушкина в Нижнем. Там воздвигли огромное техническое сооружение, которое нависает над всем парком, разрушая и пушкинскую идею, и идею трепетного преклонения русского человека перед божественной красотой. Сад превратился в технопарк.

Моя аспирантка Е.В. Гусева защитила диссертацию под названием «Культурная единица - дорога». В ней говорилось о том, что дорога воплощает в себе определенные свойства, она образует некий культурный, невербальный текст. Такой «бессловесный» текст может быть создан различными артефактами: есть текст личности, есть тексты дома, сада, парка. И в этом образовании все должно иметь системный характер, все должно вступать во взаимодействие. В приведенном примере огромные, пестро раскрашенные железные аттракционы абсолютно чужды культурному тексту парка, разрушают его... И на фоне поэзии березовой рощи вылезает техническое мурло разжиревшего буржуа, который хочет, чтобы ему было весело прямо в центре города.

...Нужен нижегородский культурный текст. Культура видится в парке как в капле росы, парк отражается в городе, а город - в крае и в России. Поэтому помимо проблемы культурного текста парка, существует еще проблема культурного текста города и края. И я хочу заметить, что в состоянии парков отражается состояние государственной власти. Каждая государственная власть воплощает себя по-разному: или с помощью монументальной наглядной агитации, как это было в советскую эпоху, или так, как это сделал Людовик ХIV, обжора, лакомка, человек, наделенный тысячью слабостей, а все-таки оставивший неизгладимый след в культуре в виде Версальского парка. Отношение государства к возрождению культурных традиций, в том числе садово-парковых, - характеризует многое в нем.

Поэтому если говорить о возрождении усадеб, то надо реконструировать не только их «оболочку». К сожалению, именно так возрождаются сегодня усадьбы Подмосковья. Они превращены в музеи: очень красивы, но отстранены от человека, и потому у таких усадеб, у таких парков утрачено живое антропогенное свойство. Русского человека там нет (а мы уже начали разговор с того, что где человек, там и культура). И не случайно, что русскую усадьбу называют процессом «человекотворения». Поэтому парки и сады надо вернуть человеку.

Дворцовые и загородные усадьбы под Москвой и Петербургом тщательно изучены и оприходованы, но провинциальные резиденции аристократии в небрежении, о них забыли. И если сегодня церковь занялась восстановлением церквей, монастырей, возрождением русских соборов, то об усадьбе некому позаботиться. А почему это возрождение необходимо? Потому, что мы говорим о необходимости возрождения культуры в целом, а русская усадьба - это модель русской культуры, альтернатива современному ее состоянию в России. Вот что такое русская усадьба. И неслучайно возникла она в 18 веке, веке прославленного русского Просвещения.

И, наверное, в этом задача 21 века: слить воедино природу, культуру и человека. Вернуть их друг другу. Природу сотворил Творец, и как часть природы по образу и подобию своему сотворил человека. Человек создал культуру. И теперь он сам должен вернуться в природу, и культура должна пойти навстречу ей. Она не должна быть альтернативой.


Записала
Альбина БЛИЖЕНСКАЯ.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность