О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Методики по работе с детьми на природеГлазами оленяЕсли вы с детьми оказались в лесу вдали от шума и посторонних людей, хочу предложить одно увлекательное задание. Выполнять его лучше на обратном пути. Условия выполнения такие: присутствие с детьми как минимум двух взрослых, наличие участка дороги или четко выраженной тропинки длиной 100-200 метров, который дети могут пройти безопасно, не рискуя заблудиться, встретить опасных диких животных или недобрых людей. Если есть возможность, то вдоль тропы можно натянуть веревку. Это одновременно и способ маркировки, и способ подбодрить тех, кого такое путешествие может несколько испугать. Держась за веревку, маленькие дети будут уверены в том, что идут правильно. Задание, которое мы предлагаем, относится к числу тех, которые создают ярко выраженный эффект "погружения" в природу, способствуют формированию положительного восприятия леса, устранения страхов и развитию наблюдательности. Как и все подобные задания, оно требует от педагога наблюдательности и умения управлять группой. Важно понять, настроены ли дети в данный момент окунуться в таинства природы или они предпочитают более активные виды деятельности. Если так, то сначала сыграйте с ними в подвижную игру. Еще один момент, который вам придется учитывать: пока дети по одному отправляются на тропу, надо занять остальных каким-нибудь интересным делом. Возможно, сбором ягод? Те, кто смотрел фильм "Детство Бемби", могут примерно представить, какие ощущения могут возникнуть у ребенка, который идет по оленьей тропе. Спросите у детей, смотрел ли кто-нибудь из них этот фильм? Попросите детей выходить на тропу по одному, соблюдая тишину. Как только первый участник исчезает за поворотом дороги, вслед за ним идет следующий. И так - пока все дети не будут задействованы. Сворачивать с дороги нельзя. Если впереди есть развилка, то кто-нибудь из взрослых должен находиться поблизости и пронаблюдать за проходящими мимо детьми. Разговаривать на пути нельзя. Задача ребенка - пройти по лесу, представив себя олененком или каким-нибудь другим лесным жителем. Что может увидеть олененок, оставшись один в лесу? Кого можно увидеть в траве неподалеку, кто может сидеть среди ветвей деревьев над головой? Какие звуки можно услышать, если идти по лесу тихо друг за другом по одному? Задание по этой методике нужно проводить днем в сухую солнечную погоду. Нельзя выполнять его в спешке. Лучше, если в вашей группе будет находиться не более 15 человек. Если кто-то из детей слишком мал или боится, то можно предложить взрослому пойти за ним в пределах видимости. Когда задание будет выполнено, расспросите ребят, что они видели. Если задание было выполнено правильно, то и впечатлений бывает много, ведь дети от 5 до 7 лет так любят наблюдать за объектами природы! Однако и дети постарше и даже взрослые могут открыть для себя много нового на оленьей тропе. Тайны старого дерева Кто в лесу видит только деревья, тот не видит ничего (вместо эпиграфа) Это задание могут выполнять все, кто молод душой, неважно, сколько вам лет: 5 или за 90. Если вы - человек взрослый, то мне хочется искренне пожелать, чтобы вы ненадолго забыли, что вокруг нас в лесу растут деревья. Мы, взрослые, люди практичные, и когда говорим о лесе, то для одних он представляется запасом древесины, для других - местом, где можно совершить прогулку или приятно посидеть у костра. Ну а если вокруг горы мусора, то мы с возмущением ругаем нерадивых отдыхающих, забывая про то, что сами потребляем богатства леса (в том числе и как отдыхающие) и редко стремимся отдать что-либо взамен. Отправившись на прогулку, вы даже в центре своего родного города можете встретить деревья-исполины, способные внушить уважение к себе уже благодаря своему почтенному возрасту и величественной наружности. Каждое из них - это целый мир, связанный невидимыми нитями с десятками других живых существ, в том числе, и с нами - людьми. Давайте попробуем приоткрыть для себя мир старого дерева. Уверена, вы сможете узнать очень много интересного. Для этого вам потребуются лупа (желательно), блокнот, ручка (не обязательно), альбом и краски, фломастеры или карандаши (для дальнейшего развития темы в классе). Проследите, чтобы одежда детей соответствовала времени года. Маленькие дети, особенно жители городов, неохотно совершают дальние прогулки, поэтому во время экскурсии желательно предусмотреть какие - нибудь игры, а также (при необходимости) запастись водой. Место проведения - лучше всего участок леса со старыми деревьями, который вы можете обнаружить во время сплава на байдарках; лесной массив при монастыре или старом родовом поместье, где есть деревья-исполины; участок зеленой зоны заповедника или лесной массив заказника, памятника природы или национального парка. Однако такое занятие можно с успехом провести и в обычном городском парке. Время проведения занятия значения не имеет. Вы можете очень многое узнать о жизни старого дерева зимой, особенно, если повесите рядом кормушку. В этом случае можно понаблюдать за стайками зимующих птиц, провести их учет, получить интересные фотографии или сделать рисунки. Ранней весной старое дерево пробуждается к жизни. Попробуйте послушать биение его "сердца" при помощи фонендоскопа или просто прислонив ухо к стволу старого великана. Рассмотрите, как разворачиваются навстречу солнцу нежные клейкие листья. Ранним утром или поздним вечером можно прийти сюда, чтобы послушать несмолкаемый птичий хор. В летнюю жару одиноко стоящее старое дерево дарит путнику прохладу и отдых. А если в лесу вас застал дождь, то, укрывшись, под старым дубом можно провести увлекательнейшие минуты за изучением жизни насекомых. И даже осенью, когда опали листья и хмурые облака навевают грусть, можно увидеть в старом дереве целый мир со своими сложными взаимосвязями. Методика проведения занятия Если дети не устали и расположены поиграть, сыграйте с ними в любую подвижную игру. Когда они немного устанут и захотят отдохнуть, переключите их на исследовательское задание. Если есть возможность, то лучше проводить исследование при помощи лупы. При этом можно обследовать не только живое дерево, но и упавшее. Любознательность детей и их исследовательский интерес гораздо выше, чем у взрослых. Разбейте детей на пары и предложите провести исследование того, кого (или что) можно найти в трещинах коры старого дерева. Очень интересен вариант, когда в паре работают малыши (5-7 лет) и школьники постарше, в этом случае можно вести запись находок. Вот примерный список вопросов, которые можно задать детям: 1. Прислонитесь щекой к коре дерева. Какая она: теплая или холодная? Влажная или сухая? 2. Кто прячется в трещинах коры дерева? Каких насекомых вы видите? Какого они цвета? Что они делают? 3. Есть ли там паутинки? (если да, то дайте детям возможность обнаружить их раньше, чем вы зададите этот вопрос). Сколько разных паучков (их видов) можно найти в трещинах коры? Имейте в виду, что понятие "вид" для некоторых детей еще незнакомо, поэтому мы вводим понятие о "разных" пауках, насекомых, животных. Однако если вы проводите занятие со школьниками постарше, то, возможно, имеет смысл познакомить их с понятиями "вид" и "критерии вида". Какого цвета паучки? Что они делают? Кого они поймали в свои сети? 4. Что еще можно обнаружить в трещинах коры дерева (старые листики, семена, крылышки насекомых, веточки и т.д.). 5. Покажите лишайники и мхи, которые могут поселиться на стволе дерева. Пусть дети попробуют объяснить, зачем они здесь живут. 6. Предложите детям обхватить дерево. Сколько человек для этого потребуется? 7. Предложите помочь дереву: соберите вокруг мусор, попросите детей не трогать тех, кто живет рядом, - вылетевших из гнезда птенцов, насекомых, живущих в коре и иных обитателей природы, требующих нашей защиты. Подведите итог занятия. Пусть все, кто желает, расскажут, каким они смогли увидеть дерево. Спросите детей, интересно ли им было бы исследовать дерево, если бы на нем нельзя было найти всех тех обитателей, которых они видели. Какой вывод можно из этого сделать? (Разные животные и растения живут не сами по себе, они нужны друг другу). Зарисуйте дерево таким, каким дети смогли его увидеть. Сочините сказки и проведите конкурс сказок. Проведите праздник дерева в вашей группе, классе, детском саду или в школе. После знакомства с Корнеллом Все началось с 4-месячной стажировки в США в 1999 г. Мой проект, предусматривающий ознкомление с системой экологического образования, был поддержан в рамках программы обмена ACTR/ ACCELS американского совета по международному образованию. Там мне посчастливилось познакомиться с Джозефом Корнеллом и другими преподавателями. В первую очередь меня интересовал опыт работы с детьми на природе и возможность его применения в России. По возвращении из США мы в своем первом лагере попробовали использовать зарубежные методики и скоро убедились, что далеко не все они подходят к нашим условиям. Природа Марий Эл с комарами и частыми дождями существенно отличается от жаркого климата Америки. У нас несколько иные экологические проблемы и менталитет общества. Российские школьники знают больше, но у многих из них плохо развито умение наблюдать и чувствовать природу. Они часто не задумываются о том, что, общаясь с живыми объектами, можно нанести им вред. Все это касается юных жителей городов, в особенности - учащихся старших классов. Методика «Глазами оленя» впервые была апробирована летом 2001 г. Тогда участниками «оленьей» тропы стали дети от 5 до 15 лет, и каждый из них нашел для себя что-то новое, интересное. Даже самая маленькая участница этой увлекательной экскурсии не испугалась, оказавшись в лесу одна: над головой светило солнце, в ветвях резвилась стайка мелких птичек, а на дереве поодаль деловито сновал настоящий живой дятел. В городе такое редко увидишь. Другая методика - «Тайны старого дерева» -была апробирована и доработана осенью 2003 года во время походов с детьми среднего школьного возраста. Задача, которую мы ставили перед собой, разрабатывая эти методики, - создать у детей положительное восприятие окружающего мира, показать его многообразие и красоту. Примечательный факт: обратив однажды внимание на что-то необычное, хочется снова и снова делать подобные открытия. В городе мы слишком далеки от природы. И тем более важно найти необычное в обычном: обратить внимание на биение жизни внутри простого неприметного куста ракитника русского, остановиться, заглядевшись на солнечные короны одуванчиков, или зимней ночью увидеть, как деревья тянут к черному небу белые заснеженные ветви. В настоящее время мной, как методистом ежегодного экологического лагеря «Зеленый край», было разработано немало методик по работе с детьми на природе. Темы некоторых из них предложили разработать мои коллеги. В частности, идея появления методики лекции-игры «Проблемы генной инженерии» появилась во время семинара по проблемам ГМО в Москве. Тема другого занятия - «Права природы» - была подсказана Владимиром Борейко. Обе методики также уже опробованы и нашли поддержку среди зеленой общественности. По результатам апробирования некоторых методик очень легко отследить результаты их использования, достаточно лишь проанализировать продукт труда детей (опросные листы, рисунки с записями и т.д.). В другом случае приходится проводить специальные исследования.
Маргарита ПОЧИТАЕВА.
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |