Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Российская Сеть Рек

А на Амуре еще нет плотин

Амур - одна из десяти крупнейших рек мира. Его бассейн охватывает земли России, Китая и Монголии. В Китае - очень большие площади, это, в основном, бассейн реки Сунгари, крупнейшего притока Амура. В российской части бассейна расположены 6 субъектов федерации: Приморский и Хабаровский края, Амурская и Читинская области, Еврейская автономная область, Бурятско-Амгинский автономный округ. Годовой сток Амура 346 куб. км. Общая площадь бассейна почти 2 млн кв. км. А длина реки, по нашим подсчетам, - 4,5 тысячи километров.

Бассейн Амура признан приоритетным экорегионом в числе двухсот самых ценных природных территорий мира - по оценкам Всемирного Фонда Охраны Природы. Представительство WWF работает в бассейне уже несколько лет.

Амур являет собой особый случай среди крупнейших рек мира - на его главном русле нет плотин. Он также впечатляет очень высоким для реки Северного полушария видовым разнообразием - здесь обитает 3000 видов сосудистых растений (около 400 из них занесены в Красную книгу), 139 видов рыб. В нашем полушарии по этим признакам Амур уступает только Миссисипи. В его бассейне учтено 23 вида амфибий и рептилий, 380 видов птиц и 70 - млекопитающих. Только некоторые краснокнижные виды: черный амур, китайский окунь, калуга, кожистая дальневосточная черепаха, журавль...

Теперь о том, что такое IRBM. Мы предпочитаем пользоваться этим термином, который переводим по-русски как комплексное управление речным бассейном. Что подразумевает развитие всего региона с устойчивым использованием природных ресурсов и планирование в масштабах целого бассейна. Пример, по которому мы строим планы и действия, - это работа WWF в пойме реки Дунай.

Применение этой концепции в регионе таково. Как правило, ведомства, которые работают в бассейне, обладают узкой направленностью и неправомочны для всех 6 регионов сразу. Ведомства, которые могут выдавать решения для всей российской части бассейна, - в Москве. И, как правило, им очень мало дела до проблем Дальневосточного региона. Разобщены в отношениях к реке и страны-соседи. Особенно это проявляется в ситуации с загрязнениями. Больше всего страдают хабаровчане на нижнем Амуре, вся грязь стекает к ним. Они винят Китай. Действительно, очень много загрязнений поступает с китайской стороны. Но китайцы убеждены в вине российской стороны, и в этом тоже есть доля правды.

Вместе с тем существуют и положительные тенденции в бассейновом управлении. Есть все же общий ресурс, водный и рыбный. И вопрос о совместном управлении стоит очень давно. Одним из главных достижений было создание специальной российско-китайской комиссии по рыболовству, которая регулярно собирается и пытается наладить совместное управление этим ресурсом. Доходило до того, что китайцы предлагали использовать силу их бригад, чтобы отлавливать наших браконьеров в обмен на то, что мы пропустим лосося к ним.

Процессы, которые происходят в северо-западной Азии, очень сложны. Экономика Китая, Кореи, Японии стремительно развивается. Растет потребность в электроэнергии. Эти страны очень заинтересованы в поставках нефти, газа из России. Естественно, это ведет к сотрудничеству, не всегда благоприятному для окружающей среды. Одним из результатов такого сотрудничества, причем довольно давнего, с 50-х годов, является вариант постройки плотин на главном русле Амура. Это до сих пор не осуществлено, но было проведено очень масштабное исследование с привлечением сил ученых как российской стороны, так и Китая, собрано больше 10 томов информации, довольно ценной, о состоянии бассейна и возможных путях его развития.

Главной положительной тенденцией в развитии бассейна считаю то, что уже создан и начал работать Координационный комитет Амура, как мы его кратко называем. Полное название этой организации Координационный комитет по устойчивому развитию бассейна реки Амур. Он был создан для выработки общей политики и стратегии управления экологической ситуацией в прошлом году, в мае, на совещании с представителями шести субъектов РФ, расположенных в бассейне Амура. В состав совета входят вице-губернаторы всех субъектов бассейна, представитель Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов и по одному представителю от общественных и научных организаций. То есть создана властная структура, обладающая полномочиями государственного органа, в которую входят представители общественности и представители науки. Основной объем работы Комитета по Амуру возложен на рабочую группу, куда входят, как правило, представители ресурсных ведомств администраций каждого региона. Они работают в тесном взаимодействии с общественно-научным советом. А он, в свою очередь, регулирует и стимулирует работу рабочих комиссий, т.е. попросту небольших рабочих групп по специализациям, которые разрабатывают проекты решений по направлениям деятельности комитета. И эти решения комиссий потом воплощаются в решения комитета.

Какие комиссии в составе координационного комитета? «Загрязнение и здоровье населения», по водно-биологическим ресурсам (на заседании в ноябре мы рассматривали в основном вопрос о рыбных ресурсах), «Биоразнообразие и охраняемые природные территории», «Гидрорежим для судоходства», «Социальное и эколого-химическое развитие», «Просвещение и СМИ», «Правовое регулирование» и «Культурное наследие». Состав комиссий не высечен на камне, а определены только руководители каждой из них, которые вольны приглашать к себе возможно большее число экспертов - специалистов из регионов. Работу комиссий ведут (я перечислю по некоммерческим организациям и научным институтам) наши партнеры: Экологический фонд «Амур», центр «Даурия» из Читы, Нижнеамурская экологическая инспекция, «Хранители Хингана», Хабаровский Фонд диких животных, центр защиты дикой природы «Зов тайги», Ассоциация коренных и малочисленных народов Севера и Хабаровское отделение ВООП, Дальневосточный государственный медицинский университет, Институт водных и экологических проблем, заповедник «Даурский», Дальневосточный юридический институт, НИИ истории и другие научные учреждения. Координирующую роль в работе этих комиссий играют Амур-СоЭС и Дальневосточное отделение Всемирного Фонда Дикой Природы.

Приоритетные направления работы комиссий в бассейне определены в соответствии с угрозами (сведение болот и лесов, браконьерство, пожары, гидростроительство и плотины, загрязнение вод, истощение рыбных запасов).

Совместно с восемью другими общественными организациями мы подготовили вторую часть общего плана действий. Мы его кратко называем КАП-2. Над планом с нами работали Общество охраны диких животных, Хабаровский Фонд диких животных, Амурский социально-экологический союз, Фонд «Феникс», Лига экологических общественных организаций, Фонд «Амур» и центр «Зов тайги». Эта программа была утверждена Коалицией 17 общественных организаций и членами научно-общественного совета Координационного комитета бассейна Амура.

Каким Амур должен стать в будущем? Прежде всего хотим, чтобы на нем не было плотин, было много охраняемых территорий, чтобы там жили птицы, звери, рыба.

Именно сейчас проходит заключительная фаза одной очень важной политической инициативы Координационного комитета: создан меморандум от имени всех шести субъектов РФ о совместных действиях по сохранению экосистем и обеспечению устойчивого развития бассейна реки Амур. В меморандуме заявлено, что регионы сознают необходимость комплексного управления бассейном Амура, сохранения и устойчивого развития его уникальных ресурсов и объединения усилий регионов в этом направлении, в связи с чем они создают Амурскую бассейновую комиссию и координационный комитет под руководством заместителей руководителей регионов. Они обращаются к правительству РФ с просьбой поддержать инициативу на правительственном уровне. Меморандум подписывают первые лица администраций.

Это очень важная политическая инициатива всех шести регионов сразу. Она осуществлена с подачи общественных организаций.


Сообщил Второй конференции Российской Сети Рек
Петр ШАРОВ.
Дальневосточное отделение WWF (Владивосток).

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность