Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Как прекрасен этот мир

Доповцы в Брянском лесу

Леонид ТОКМАН приехал на конференцию «Российская Сеть Рек» из Брянска. Он - командир Дружины охраны природы Брянского университета. Дружинники вносят вклад в борьбу с браконьерской добычей рыбы на реках брянщины - Десне и Ипути; Леонид изучает водоросли как индикаторы состояния брянских водоемов. А еще все брянские доповцы с трепетом относятся к родной природе, сохранившимся участкам «дебрей», обступавших древний Дебрянск, и помогают заповеднику «Брянский лес». Леса и водоемы - нерасторжимое единство. Там, где сохраняются леса, реки многоводны, не пересыхают.

- Символ заповедника - черный аист. В свое время он практически исчез, никто о нем не слышал... сейчас уже, когда говоришь работникам заповедника: «Вот, я видел черного аиста!» - говорят: «Ну и что? Их у нас много!» И сейчас, конечно, черный аист по области редкая птица, но увидеть ее можно...

В свое время дирекция относилась очень щепетильно к тому, чтобы студентам - посторонним людям - приезжать в заповедник. Долго пришлось доказывать, что мы можем оказать помощь. Вообще, в идеале не надо, чтоб даже и сами сотрудники заповедника заходили в него - вот есть охранная зона... Но это в идеале. Конечно, без патрулирования ничего не получается. Сейчас мы, студенты, выезжаем человека по три, по четыре - не больше - на саму территорию заповедника для участия в охране, в зимних и летних маршрутных учетах и пометке территории. У нас три направления: работа, охрана и наука.

Я объехал довольно большие территории, был в степи, в тайге... пол-России проехал. И все равно прихожу к выводу, что природа Брянской области, несмотря на все давление многих лет, осталась уникальной и во многом нетронутой. Особенно в Клетнянском районе (граничащем с Белоруссией) и в двух районах, Суземском и Трубчевском, на границе с Украиной. Здесь еще сохранились древние дремучие леса, благодаря которым в свое время Брянск называли Дебрянском. Их просто не успели вырубить в свое время. В Клетнянский район заходит зона темнохвойной тайги, а в Трубчевском и Суземском сохранились почти исчезнувшие всюду старовозрастные дубравы и леса с такими лиственными породами, как ясень, дуб, клен. Повезло, что в Клетнянском районе был давно создан огромный охотничий федеральный заказник, который позволил сохранить леса, а в Трубчевском районе - маленький заповедник «Брянский лес».

Дубы у нас огромнейшие есть. Стоим мы с ребятами - есть фотография - втроем плечо к плечу на фоне дуба, и сзади он нас еще перекрывает по толщине. Причем не маленькие ростом, но корявые, толстые, как часто бывает, - нет, эти дубы уходят вверх, как колонны, такая огромнейшая мощь. Встречаются деревья, наверняка прожившие больше 500 лет, - шире двух метров. Стараюсь в такие места выводить ребят.

Увы, лесники до сих пор считают нормальным плановые валы по уничтожению подроста - всего, кроме сосны... И вот это рвение засадить все соснами вместо того, чтобы пытаться восстановить дубравы. Да, левобережье Десны должно покрываться сосновыми лесами, все остальное - должны быть дубравы. В пойменных дубравах соседнего Навлинского района - это еще один участок, где эти дубравы сохранились помимо «Брянского леса» - инспекторами заповедника, как ни парадоксально, были пойманы лесники, нагло воровавшие дубы из водоохранной зоны. Директор заповедника примчался с охраной, с камерой... все было заснято, составлены протоколы, переданы в природоохранную прокуратуру... ну, а там рука руку моет, и сейчас единственный результат тот, что директор Навлинского лесхоза не здоровается с директором заповедника.

Но этот печальный случай говорит и о том высоком уровне, на который в заповеднике «Брянский лес» поставлена охрана, насколько принципиальны наши инспектора. Даже выезжают в другие районы, где творится беспредел, и стремятся пресечь там нарушения. А ведь эти люди все из местных деревень, которые в других условиях, может быть, сами были бы браконьерами. Сейчас они абсолютно принципиальные инспектора, не дающие спуску ни местным, ни приезжим.

Создатели и директора «Брянского леса» сумели расширить заповедник, выбили площади под охранную зону, практически равные площади заповедника. А дальше научные сотрудники заповедника создали заказники и охотхозяйства, которые опоясывают заповедник буферным поясом. В них зверь восстанавливается. Очень сильно размножился кабан, что привело к вспышке инфекций среди молоди. Естественно, размножается кабан - размножается волк. Волк регулирует численность, и со временем все утрясается.

Постоянно происходят забавные случаи. В нашем заповеднике можно наткнуться на стадо кабанов, которые абсолютно не боятся человека, приходится им дорогу уступать. Можно встретить секача весом под 350 кг. Инспектора в этом году шли в рейд и увидели свинью, провалившуюся под лед в болото и тонувшую. Свинья была крупная, они еле-еле ее за уши сумели вытащить. Но она получила переохлаждение и упала. Инспектора не бросили зверя. Обложили ее кострами, чтобы со всех сторон шло тепло, и в течение суток отогревали. Им уже самим интересно стало - отогреется она, сможет подняться на ноги? Ну, через сутки свинья вскочила и убежала, правда, щетину подпалила немножко...

А вот когда молодые кабанчики гибнуть стали, сразу все очень забеспокоились. Если это естественный процесс, то нормально, а если это какая-то серьезная болезнь, то надо пытаться спасать популяцию. Инспекторам было сказано убирать погибших кабанчиков. И вот самый старый инспектор в заповеднике, которого боятся браконьеры, «страшный» Петр Никитич Шпиленок, отец первого директора заповедника, шел в обход на лыжах и увидел огромного секача, который лежал и не шевелился. У кабанов со временем чернеет шуба, а у этого уже проседь пробивалась. Просто великан. Шпиленок посмотрел - лежит, не шевелится. Подошел к нему. А кабан-то был живой, просто у него от возраста притупились нюх, дух, и он улегся на дороге отдохнуть. И вот когда эта махина вскочила и с визгом умчалась в лес, сначала был шок, потом смех... И такие встречи еще реальны у нас в России, причем в европейской части.

В заповеднике очень сильно расплодились бобры. Бобры в принципе изначально были животными светового дня, а не ночными. Это человек заставил их прятаться в ночи. Сейчас уже можно встретить в заповеднике бобра средь бела дня, грызущего деревце и особо не обращающего на тебя внимания. Ну, посмотрит... а если крупный самец, так может и огрызнуться.


В кулуарах Второй конференции
Российской Сети Рек записала
Ирина ФУФАЕВА.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность