Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Путь к детям

Чудный эксперимент. Микрозаповедник в школьном дворе

«У нас есть несколько чудных социальных экспериментов, - сказал на конференции «Общественные ресурсы образования» (Москва, 27 октября 2003 г.) Илья Домашов, координатор программ по устойчивому развитию экологического движения «БИОМ» из Кыргызстана. - Одно из этих чудес называется «Школьная зеленая страна».

В рамках проекта, осуществляемого «БИОМом» совместно с британской общественной организацией «Совет по полевому обучению» (при поддержке фонда «Инициативы Дарвина»), 25 школ Кыргызстана организуют на территории пришкольных участков микрозаповедники. Это модели естественных экосистем Кыргызстана - уголки живой природы - пустыни, степи, луга, смешанного леса. Цель проекта - вовлечь учителей, учащихся и местное население в активную природоохранную деятельность, в сохранение биоразнообразия Кыргызстана, его уникальной природы. В фокусе усилий организаторов проекта - создание информационного пространства, обеспечивающего распространение идей сохранения дикой природы силами местных сообществ.

Микрозаповедники живой природы будут использоваться не только при проведении уроков, экскурсий, внеклассных и общешкольных мероприятий, но и для экопросвещения местного населения. И ведущая роль в этом принадлежит ученикам школы. Они привлекают к уголкам живой природы родителей, органы местного самоуправления, представителей бизнеса. Со временем эти микроучастки должны стать творческими, культурными центрами микрорайонов, улучшив, кроме того, экологическое состояние пришкольной территории. Ведь она на глазах преображается!

Школы сами выбирают, какой тип экосистемы им наиболее интересен, какую они создадут и будут изучать. Интересные рекомендации дают координаторы проекта педагогам, решившим организовать микрозаповедник на своей территории. Думается, эти рекомендации будут полезны всем, желающим создать на своем участке что-то интересное и привлекательное. Итак, Советы Ильи:

- Для начала поразмышляем над тем, как микрозаповедник может усилить образовательную деятельность школы. Для этого лучше всего провести собрание педагогического коллектива и выяснить, как микрозаповедник может помочь в проведении уроков, лабораторных занятий, классных часов, общешкольных мероприятий... Например, учителя начальных классов и преподаватель физкультуры наверняка пожелают, чтобы в микрозаповеднике была небольшая площадка для проведения подвижных игр и упражнений. Учителя биологии может заинтересовать вопрос о разнообразии видов растений, которые планируется высадить на участке, поскольку наличие растений из различных семейств может быть полезно ему при проведении уроков ботаники, или ему будет важно, чтобы на участке было размещено несколько пней, под которыми легко найти насекомых, или цветник, который привлечет пчел, бабочек и жуков, и этим он с удовольствием воспользуется на уроках зоологии.

В свою очередь учитель географии может выдвинуть идею об отведении части микрозаповедника под сад камней, где будут представлены различные горные породы и минералы. Математики могут заметить, что будут рады нескольким клумбам или декоративно остриженным кронам кустарников в форме геометрических фигур, а преподаватели изобразительного искусства, литературы, русского и иностранного языков, скорее всего, захотят, чтобы в микрозаповеднике появилась площадка с удобными скамейками, где, сидя вместе с учениками, они могли бы писать сочинения, стихи или рисовать прекрасные пейзажи.

В то же время для классных руководителей и школьного психолога, возможно, будет значимо, если в тихом и укромном уголке микрозаповедника у небольшого пруда будет построена небольшая беседка, где они смогут проводить беседы с детьми и родителями, а помочь в создании такой беседки сможет учитель труда. Вероятно и то, что ваша встреча приведет к тому, что по совету преподавателей физики и химии вы захотите отвести часть микрозаповедника под лабораторию под открытым небом, или вместе с преподавателями истории и кыргызского языка решите создать в вашем микрозаповеднике историческую тропу, где на узорчатых камнях «саймалуу таш» будут отражены сюжеты из эпоса «Манас»... Неожиданными и интересными могут оказаться и идеи учителя музыки, который предложит соорудить около микроучастка небольшую летнюю сцену для проведения школьных праздников и конкурсов, или учителя информатики, который захочет посодействовать выпуску школьной газеты о жизни школьного микрозаповедника.

И это далеко не весь список! Ведь множество новых идей о том, каким может стать микрозаповедник, принесут ваши беседы с учениками, родителями и представителями местного сообщества. Встреча с ними поможет вам выяснить, нравится ли им идея создания микрозаповедника на пришкольной территории, чего они ждут от нее и какие ресурсы они готовы вложить в реализацию вашего проекта. Например, ученики могут предложить вам создать экологическую тропу, где они будут проводить экскурсии для жителей села, а родители захотят принять участие в проведении школьного праздника, посвященного Дню биоразнообразия.

Не забывайте, что кроме растений в вашей экосистеме должны обитать и животные. Привлечение в микрозаповедник животных - сложный, но интересный процесс. При этом не идет речь о том, чтобы заводить на микроучастке каких-либо крупных животных - ваша экосистема просто не выдержит этого! Поэтому, говоря о животных, которые могут обитать в микрозаповеднике, мы имеем в виду, в основном, червей, насекомых, амфибий, рептилий, мелких млекопитающих и птиц.

Следует отметить, что специально ловить и выпускать животных на участок - не самый лучший способ достижения устойчивости. При правильном подборе компонентов экосистемы микрозаповедника насекомые и другие мелкие животные сами придут к вам. Можно попробовать привлечь их, создав им такие условия на вашем участке, чтобы им было удобно в нем жить. Например, организовать побольше мест, где насекомые, ящерицы, жабы, представители мышиных и т.д. смогут построить свои убежища, или создать систему подкормок для насекомых, посадив растения медоносы и пыльценосы. Посадите в микроучастке зонтичные растения - и увидите, что насекомые сами прилетят к вам. Кроме того, насекомых можно привлечь быстрее, если вы создадите благоприятные условия для их личинок. Для этого нужно сделать несколько влажных и сырых мест, защищенных от солнца, например, небольшие прудики. Если же на вашем участке есть несколько пней или старых бревен, это привлечет различных пилильщиков, паучков... Можно даже создать целый «город насекомых» - прекрасное место для того, чтобы дети могли изучить их жизнь в природе.

Можно привлечь в микрозаповедник и птиц. Для этого также необходимо создать для них убежища, например, посадить заросли облепихи или шиповника, создать участки, густо увитые плющом, или соорудить небольшую кормушку, синичник или скворечник. Искусственные гнезда могут привлечь не только птиц, но и летучих мышей. Так, рыжая вечерница с охотой селится в небольших искусственных дуплах, аккуратно и незаметно приспособленных на дереве. Хотя при создании искусственных гнездовий важно не перестараться - для небольшого участка будет вполне достаточно одного или двух. Вообще, не следует стремиться привлечь на свой участок слишком много животных. Это приведет к неустойчивости вашей экосистемы. Кроме того, для животных важен покой. Поэтому не старайтесь отлавливать и поголовно пересчитывать ваших обитателей. Изучайте и наблюдайте за ними со стороны - и они дружелюбно расскажут вам свои секреты.





К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность